Никола Димитри - Руководство по закупкам

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Руководство по закупкам"
Описание и краткое содержание "Руководство по закупкам" читать бесплатно онлайн.
«Руководство по закупкам», подготовленное ведущими мировыми экспертами в области закупок, раскрывает основные современные экономические механизмы, базируясь как на последних научных работах в этой области, так и на сложившейся разнообразной международной практике государственных и корпоративных закупок.
В учебном пособии рассматриваются проблемы управления закупками, распределения рисков, построения закупочных систем, механизмы стимулирования участников закупок, проблемы и методы борьбы со сговором и коррупцией в закупках. Подробно раскрываются механизмы ценообразования и репутации, разнообразие шкал оценки предложений поставщиков и методы присуждения контрактов, пути стимулирования инноваций в процессе закупок. Основываясь на результатах междисциплинарных исследований, данное руководство предоставляет практические рекомендации государственным служащим, менеджерам, экономистам и юристам, участвующим в разработке механизмов корпоративных и государственных закупок.
Предназначено для аспирантов, студентов магистратуры, бакалавриата, для обучающихся по программам MBA и MPA, программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов по закупкам, а также для аудиторов и работников контролирующих органов.
На олигополистическом рынке число конкурентов оказывает влияние на сговор по двум основным причинам:
1) чем выше число конкурентов на рынке, тем сильнее затруднена координация между ними. Достигнуть соглашения о рыночных долях и ценах сложнее с ростом числа фирм;
2) чем выше число фирм в сговоре, тем меньше доля «пирога», которую они получат. Это означает, что прибыль за отклонение от картельного соглашения повышается, так как «остаточный рынок», который фирма может захватить, сбивая цены, установленные по сговору, растет относительно доли фирмы, нарушающей сговор.
Указанные факторы действуют также и в конкурентных закупках.
По общему правилу, высокое число участников ставит под угрозу сговор, поскольку затрудняет как координацию, так и обеспечение следования схеме сговора[348].
14.2.2. Входные барьеры
Вопрос входных барьеров непосредственно связан с числом участников. Фактическое и потенциальное вхождение новых конкурентов на рынок является, возможно, наиболее значимым фактором, который сдерживает формирование сговоров. Вхождение затрудняет сговоры, поскольку потенциальные конкуренты, привлеченные уровнем рентабельности выше среднего, будут стремиться нарушить существующую схему сговора. Только в случае наличия входных барьеров фирмы-участники рынка могут получать сверхконкурентный доход, не опасаясь новых конкурентов. Более того, вход на рынок уменьшает пространство для ответных мер, что, в свою очередь, ограничивает устойчивость сговора. Говоря конкретнее, даже если будущий вход не влияет на краткосрочные преимущества отклонения от схемы сговора, он сокращает потенциальную стоимость отклонения в отношении ожидаемых будущих доходов, делая, таким образом, ответные действия в отношении фирмы – «нарушителя» сговора менее эффективными.
Это относится как к стандартным олигополиям, так и к рынкам закупок. Существует много способов, облегчающих вхождение на рынок закупок, таких как упрощение процедур торгов, сокращение платы за вход или использование онлайн-аукционов[349]. Закупщик также может способствовать участию в рынке, увеличивая число лотов и, следовательно, снижая экономическую стоимость каждого из них (таким образом понижая потенциальный барьер для вхождения); в этом случае для малых предприятий участие в конкурентных торгах должно быть более простым[350]. Другим фактором, который может ограничить вход, является стратегическое преимущество, которое со временем приобретает участник благодаря владению дополнительными активами[351]. Например, местные органы здравоохранения в Италии проводят серию торгов для приобретения приборов, которые измеряют уровень глюкозы в крови. Приборы сделаны из двух дополняющих друг друга продуктов, индикаторной полоски и оптического считывателя, которые несовместимы с другими приборами. Хотя торги требовали от участников подачи заявок на системный прибор, «действующие поставщики» обладали сильным преимуществом, заключавшимся в том, что они уже поставили свои оптические считыватели в местные органы здравоохранения. Как сообщил Итальянский антимонопольный комитет, этот аспект помог основным производителям приборов для измерения уровня глюкозы в крови координировать свои действия в ответ на меры в области конкуренции, принятые местными органами здравоохранения[352].
14.2.3. Частота взаимодействия
Чем чаще взаимодействует одна и та же группа конкурентов, тем более устойчивым становится сговор, поскольку нарушения наказываются более своевременно. Если, например, фирмы конкурируют реже, то их способность к поддержанию сговора ниже, поскольку нарушения наказываются только в отдаленном будущем[353]. В закупках частоту взаимодействия можно приравнять к частоте торгов, проводимых закупщиком. Обычно частота взаимодействия отрицательно сказывается на продолжительности договора закупки: чем больше продолжительность контрактов, тем менее часты контакты между фирмами. Эта зависимость вполне может оказать влияние на склонность участников на торгах к формированию сговора. Краткосрочные контракты не стимулируют фирмы к отклонению от политики картеля, поскольку наказание за это будет наложено в ближайшем будущем; долгосрочные контракты могут блокировать сговор, поскольку его нарушение становится более выгодным.
Организуя торги, поставщику следует рассматривать рынок закупок как единое целое, нежели выделять отдельные рынки по соответствующим товарам и услугам. Основная причина этого в том, что многие поставщики поставляют различную продукцию и регулярно взаимодействуют, когда проводятся закупки различных товаров.
Практический вывод 1.
При высоком риске составления сговора отдавайте предпочтение долгосрочным контрактам.
14.2.4. Рыночная прозрачность: раскрытие информации и сговоры
Рыночная прозрачность способствует формированию сговоров, делая нарушения соглашения о вступлении в сговор более легко выявляемыми конкурентами, которые быстро наносят ответный удар. Как следствие, сговор становится более устойчив, если цены легко наблюдаемы. Характер информации, извлекаемой из рыночных данных, является принципиальным фактором в определении степени рыночной прозрачности.
Прозрачность в конкурентных закупках по серийным контрактам, в основном, относится к объему информации, открытой для участников торгов на различных этапах одного тендерного процесса. Совершенно непрозрачная политика раскрытия информации (вся информация скрывается от участников торгов) сделает поддержание сговора труднореализуемым. Практически невозможно поддерживать сговор, если ни одна из фирм не может следить за стратегией конкурентов. Если мошенничество нельзя выявить, то оснований для определения того, стоит ли и когда наказывать «нарушителя», нет, поскольку фирмы не знают, имело ли место нарушение. Та же логика действует и в отношении конкурентных закупок, в которых несколько товаров или услуг покупаются последовательно. Если риск сговора высок, то единственной действенной политикой раскрытия информации является ее нераскрытие, т. е. сохранение всей информации о заявках и победителях по каждому лоту в секрете от всех участников торгов[354]. Но, поскольку закупочные агентства обычно функционируют от лица общественности, они просто не могут позволить себе проводить полностью непрозрачную политику раскрытия информации из-за риска коррупции. Очевидные соображения заставляют закупщика сообщить победителю торгов, что его выбрали, уведомив остальных участников о проигрыше. Таким образом, степень прозрачности затрагивает объем информации, раскрываемой проигравшим участникам торгов. В числе всех возможных стратегий частичного раскрытия информации публичное раскрытие только лишь продажной цены (цен) может повлиять на возможности картеля по выявлению и наказанию внутренних нарушений. Все прочие стратегии частичного раскрытия информации практически аналогичны полному раскрытию[355].
Повторимся, стратегия частичного раскрытия информации с обнародованием только закупочных цен оказывается слишком непрозрачной с точки зрения риска коррупции, которую она может создавать. Следовательно, если покупатель вынужден принять прозрачный формат, все же возможно затруднить сговор, изменив временные условия раскрытия информации. Откладывая опубликование информации на максимально долгий срок и таким образом скрывая как можно дольше личность потенциального «нарушителя» установленных картелем стратегий подачи заявок, можно увеличить выгоду от «подрыва» картелей и в перспективе дестабилизировать некоторые из них.
Практический вывод 2.
Откладывание раскрытия информации затрудняет сговор среди участников. Стратегии частичного раскрытия информации часто малоэффективны.
14.2.5. Рост спроса
Закупки товаров и услуг часто имеют место на стремительно развивающихся рынках, например, компьютерном и энергетическом. В какой мере расширяющийся рынок влияет на способность фирм создавать сговоры? Очевидно, что для постоянного числа участников легче поддерживать сговор на растущих рынках. Поскольку будущая прибыль будет гораздо выше текущей, выгода от соблюдения условий сговора растет со временем, а соблазн выхода из картеля становится менее сильным. Эта логика, однако, не учитывает того, что растущие рынки привлекают новых участников, присутствие которых подрывает работу картеля. Следовательно, растущие рынки создают две силы: одна направлена на формирование сговора, другая против. Конечный итог обычно непредсказуем. Уровень входных барьеров является наиболее важным фактором для оценки относительной силы двух противоборствующих сил. Если входные барьеры низкие, то растущие рынки могут привлекать большое количество новых фирм сравнительно с теми, что уже активно действуют (в том числе в сговоре). Высока вероятность того, что негативный для сговора эффект более чем компенсирует позитивный, создаваемый растущим рынком. Если же входные барьеры высоки, то существующие фирмы защищены от новых участников и перспектива более высокой выгоды от сговора в будущем приводит в целом к благоприятному для сговора результату.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Руководство по закупкам"
Книги похожие на "Руководство по закупкам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Никола Димитри - Руководство по закупкам"
Отзывы читателей о книге "Руководство по закупкам", комментарии и мнения людей о произведении.