» » » » Людмила Морозова - Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века


Авторские права

Людмила Морозова - Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века

Здесь можно скачать бесплатно "Людмила Морозова - Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Вече, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Морозова - Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века
Рейтинг:
Название:
Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века
Издательство:
Вече
Год:
2014
ISBN:
978-5-9533-4383-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века"

Описание и краткое содержание "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века" читать бесплатно онлайн.



Эта книга посвящена женщинам, входящим в окружение великого князя и государя Ивана III. Именно они являлись главными его помощницами при создании Русского централизованного государства. Первая супруга, Мария Тверянка, невольно способствовала присоединению к Москве Тверского княжества, а сестра Анна — Рязанского княжества. Вторая супруга, византийская царевна Софья Палеолог, помогла расширить международные контакты и привлечь на русскую службу самых разных специалистов. И, наконец, дочь Елена, став польской королевой, отстаивала интересы отца в Польско-Литовском государстве.






Большинство православного населения Византии также относилось крайне отрицательно к объединению с католиками. Некоторые церковные деятели даже стали призывать народ к восстанию против императора-униата. Родной брат Иоанна VIII Дмитрий бежал к султану и организовал в 1442 г. поход турок на Константинополь в знак протеста против унии с католиками{245}.

Отец Зои Фома поддержал старшего брата Иоанна и заключенную по его инициативе унию с католиками. Поэтому напрашивается предположение, что родившаяся в середине 40-х гг. Зоя уже была крещена как униатка. Но полностью католичкой она не считалась, поскольку по сути была православной верующей. Ведь согласно унии православные верующие сохраняли свои основные обряды.

Старшая сестра Зои Елена, появившаяся на свет в 1432 г., вероятно, вообще была чисто православной. Ее рано выдали замуж за сына сербского короля Георгия Бранковича — Лазаря — полностью православного. После кончины отца в 1456 г. Лазарь сел на королевский трон вместе с супругой. Но его правление длилось всего два года — до 1458 г., поскольку Сербия была завоевана турками. В ходе боев король Лазарь погиб. Поэтому молодой вдове пришлось переехать в Рим под покровительство католического духовенства{246}.

Можно предположить, что в течение всего детства Зоя испытывала страх перед турками. Ведь те нередко нападали на различные территории Византийской империи, грабили и убивали взрослое население. Детей и молодых девушек уводили в плен, чтобы сделать рабами. Некоторые византийские правители, желая задобрить завоевателей, отдавали своих дочерей в султанский гарем. Такая участь наверняка пугала юную царевну.

Хотя в 1449 г. на византийский престол сел энергичный царевич Константин, всем было ясно, что судьба империи зависит от настроения турецкого султана. В 1450 г. скончался достаточно миролюбивый Мурад II. Его преемником стал воинственный Магомет II (1451–1481), который даже получил прозвище Завоеватель. Он был сыном наложницы-армянки, поэтому только путем упорной борьбы с многочисленными братьями смог получить верховную власть. В глазах народа он стремился все время доказывать, что достоин престола. Поэтому завоевание Константинополя стало для него главной целью{247}.

Таким образом, честолюбивые планы нового султана окончательно решили судьбу византийской столицы и императора Константина. Осада города турками весной 1453 г. в течение 57 дней закончилась его захватом и разграблением 29 мая. В ходе последних ожесточенных боев император Константин погиб вместе с большинством его защитников{248}.

Отец Зои деспот Фома не помог старшему брату императору, несмотря на его многочисленные просьбы. Он собирался оборонять только свои владения, не понимая, что с огромной турецкой армией ему не справиться.

В Морее достаточно быстро узнали о случившейся в Константинополе катастрофе. Ведь на Пелопоннес хлынула толпа беженцев. Среди них был ближайших помощник и советник нескольких императоров опытный политик Франзи. Он вошел в окружение деспота Фомы и занялся сочинением важного труда — истории династии Палеологов.

Можно предположить, что любознательная Зоя не раз беседовала с седовласым старцем и узнавала от него много интересного о своих предках. Поэтому, став женой Ивана III, византийская царевна никогда не забывала о том, что стоит на более высокой ступени иерархической лестницы, чем великий князь Московский.

Опытный Франзи несколько лет занимался обучением юной принцессы, поскольку первый сын Фомы, Андрей, родился лишь в 1453 г. Наверняка учитель познакомил Зою с очень популярным в то время учением Плифона, которое касалось основ устройства государства. Этот философ полагал, что любая страна будет процветающей лишь в том случае, если общество в ней разделится на три группы. В первую должны входить крестьяне — главная рабочая сила государства. Вторую должны составлять торговцы и ремесленники. В третью следует входить тем, кто занимается обороной границ и управлением, а также духовенство. При этом члены групп не должны смешиваться друг с другом и выполнять несвойственные им функции. Например, крестьянам не следует заниматься обороной, а воинам — ремеслом или торговлей.

Во главе всех групп полагалось стоять императору — главному собственнику земли в стране. Он должен был наделять ею крестьян. Взамен тем надлежало отдавать две трети собранного урожая на нужды страны. Кроме того, им следовало содержать воинов, если те получали землю в качестве оплаты за службу{249}.

Можно предположить, что Зоя с успехом освоила учение Плифона и потом, приехав в Россию, видимо, ознакомила с ним своего супруга Ивана III. Для него оно было особенно важным, поскольку с самого начала своего длительного правления государь занимался формированием Русского централизованного государства. Он не только стремился объединить под своей рукой все земли, когда-то входившие в Древнерусское государство, но и подавлял сепаратистские устремления удельных князей, своих родственников. Следуя учению Плифона, себя великий князь провозгласил главным собственником земли в стране и стал раздавать ее дворянам в качестве платы за воинскую службу. Часть земель на севере оказалась и у черносошных крестьян, которым следовало платить налоги в казну Другие сословия — ремесленники и торговые люди, к воинскому делу не привлекались, они приписывались к городам и должны были платить в казну налоги — тягло. Для правильного сбора налогов в правление Ивана III стали создаваться первые писцовые книги. При нем увеличился и штат дьяков, занимавшихся государственной документацией и некоторыми управленческими делами. При его отце, Василии II, всего этого не было.

Конечно, точных данных о том, что именно Софья Палеолог внушила Ивану III, как следует устроить государство, нет. Но хорошо известно, что именно при этом великом князе были заложены основы Русского государства, просуществовавшего два века до реформ Петра I.

В целом византийская царевна наверняка получила очень неплохое для своего времени образование. В ее распоряжении были и опытные учителя, и богатая библиотека, собранная греческими императорами за несколько веков, которую беженцы вывезли из обреченной на разграбление византийской столицы.

Исследователи отметили, что даже после взятия Константинополя турками политическая жизнь в Византии замерла не сразу. Еще существовали два государства Палеологов в Мо-рее, Фомы и Дмитрия, и Трапезундская империя Комнинов. Но их гибель была лишь отсрочена на несколько лет.

Поначалу Фома и Дмитрий признали себя вассалами султана и обязались платить ему дань в виде 12 тысяч золотых монет. Но потом оказалось, что собрать такую сумму сложно, поскольку население Морей было бедно и не желало подчиняться деспотам. К тому же в свите султана находился соперник Палеологов Мануил Кантакузин, чьи предки правили в Морее 50 лет назад. Он стал настраивать Магомета против Фомы и Дмитрия и убедил напасть на Морею, чтобы навести там порядок.

Дмитрий, имевший связи при султанском дворе, предложил в гарем Магомета свою дочь и согласился вместо земель в Морее довольствоваться островом Этнос. Фома же решил бороться с турками. К этому времени у него родился сын Андрей (1453), и по старшинству он сам имел права на императорский престол. В ответ на вооруженное выступление Фомы султан послал в Морею в 1460 г. отряд Хаган-паши. Тот начал один за другим захватывать греческие города. Фоме с семьей удалось бежать в крепость Монемвасия, жители которой присягнули венецианцам{250}.

Так юной Зое впервые пришлось испытать ужас перед возможностью оказаться в плену у безжалостных восточных завоевателей. Ей наверняка захотелось бежать как можно дальше от ставших опасными родных мест. В это время царевне было 15 лет.

Деспот Фома понял состояние членов своей семьи и вскоре переехал на остров Корфу, где было значительно безопаснее.

С собой он смог захватить только немногочисленные семейные ценности и одну из главных христианских святынь — голову апостола Андрея. Ее он вскоре отвез в Рим и подарил римскому папе. Ведь Фома всегда придерживался прозападной политики, поддерживал унию с католиками и считал, что только европейские державы могут спасти его родину. Но, как известно, он жестоко просчитался.

С переездом на остров Корфу детство и отрочество Зои окончательно закончились. Начался один из наиболее печальных периодов в ее жизни — юность.

Из документов папского архива, изученных и введенных в научный оборот П. Пирлингом, известно, что семья Фомы покинула родину 28 июля 1460 г. Не имея собственных средств к существованию, уже 16 ноября этого же года Фома отправился в Рим, чтобы попросить покровительство у римского папы Павла II. Тот принял изгнанника не сразу, а только 7 марта 1461 г. К этому времени Фома уже передал в дар католической церкви вывезенную им из Мистры величайшую христианскую святыню — голову апостола Андрея. Поэтому коллегия кардиналов выделила на содержание семьи Фомы ежемесячный пансион в размере 300 дукатов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века"

Книги похожие на "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Морозова

Людмила Морозова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Морозова - Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века"

Отзывы читателей о книге "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.