» » » » Степан Крашенинников - Описание земли Камчатки


Авторские права

Степан Крашенинников - Описание земли Камчатки

Здесь можно скачать бесплатно "Степан Крашенинников - Описание земли Камчатки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «5 редакция»fca24822-af13-11e1-aac2-5924aae99221, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Степан Крашенинников - Описание земли Камчатки
Рейтинг:
Название:
Описание земли Камчатки
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-699-44013-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Описание земли Камчатки"

Описание и краткое содержание "Описание земли Камчатки" читать бесплатно онлайн.



Степан Петрович Крашенинникова (1711—1755) принадлежит к тем скромным героям, которыми так славна Россия. Сын солдата, за выдающиеся успехи в учебе он был выбран для научной подготовки к участию во Второй Камчатской экспедиции.

Экспедиция отправилась в путь в августе 1733 года. После четырех лет тяжелейшего путешествия члены «академической свиты», сославшись на плохое здоровье, отказались от дальнейшей поездки, сообщив в Петербург, что с исследованием Камчатки справится студент Крашенинников. И он справился!

За 10 лет (1733—1743) он проделал по Сибири и Камчатке путь в 25773 версты (больше половины экватора!), совершил множество исследовательских поездок на Байкал, по реке Лене, в Якутию, но главное – вдоль и поперек изъездил, изучил и описал Камчатку: ее границы, рельеф, климат, флору и фауну, вулканы и гейзеры, местное население, собрал богатейшие научные коллекции, сделал записи метеорологических наблюдений и описаний приливов, составил словарик корякского языка.

Но главным, эпохальным результатом титанического труда Крашенинникова стала первая русская научная монография «Описание земли Камчатки» – и она же стала первым международным бестселлером. Почти немедленно после выхода из печати в 1755 году книга была переведена на главные европейские языки: французский (1760), английский (1764), немецкий (1766), голландский (1770) – и вызвала огромный интерес как ученых, так и читающей публики.

На то, чтобы этот эпохальный труд увидел свет, его автор положил жизнь: отправившись из Санкт-Петербурга в научную экспедицию юным студентом, Крашенинников вернулся в столицу только через десять лет – и еще двенадцать, до самой смерти, готовил книгу к изданию.

Вот почему и сегодня, через 250 лет, мы с жгучим интересом знакомимся с этой terra incognita XVIII века, читая захватывающие, невероятные, но тем не менее абсолютно достоверные описания всего, что встретил и изучил во время путешествия Крашенинников. К этому добавляется чувство восхищения: вот, оказывается, как много может сделать для своего Отечества один человек.

Электронная публикация книги С. П. Крашенинникова включает все тексты бумажной книги и базовый иллюстративный материал. Но для истинных ценителей эксклюзивных изданий мы предлагаем подарочную классическую книгу. Бумажное издание богато оформлено: в нем более 150 иллюстраций, в том числе редчайших старинных карт и уникальных рисунков. Издание напечатано на прекрасной офсетной бумаге. По богатству и разнообразию иллюстративного материала книги подарочной серии «Великие путешественники» не уступают художественным альбомам. Издания серии станут украшением любой, даже самой изысканной библиотеки, будут прекрасным подарком как юным читателям, так и взыскательным библиофилам.






Спустя несколько времени вешают мешок оный на дерево и бьют палкою, потом опять дают лежать некоторое время, а после опять вешают и бьют палкою, и сие продолжают до тех пор, пока краска в кожу довольно въестся, тогда расшивают мешок, растягивают кожу и сушат на воздухе, а наконец мнут домягка руками и употребляют в дело.

Такие кожи на сафьян много походят, однако ламутки, как пишет Стеллер, лучше их умеют выделывать, а называют их мандарами и каждую кожу продают до восьми гривен.

Тюленью шерсть, которую просто называют краскою и укладывают ею платье и обувь, красят они брусничным соком, сварив его с ольховою корою, с квасцами и с каменным маслом, и сия краска бывает жаркого цвета.

Платье и обувь сшивали они костяными иглами, а вместо ниток употребляли оленьи становые жилы, которые разделяя, сучат как нитки, сколь тонки или толсты надобны.

Клей делают они из рыбьих сухих кож, а особливо из китовой. Оные кожи обертывают в бересту, загребают в горячий пепел и немного спустя вынимают и употребляют, на что надобно. Им можно клеить столь же крепко, как лучшим мерлушчатым[386] клеем.


Глава 7. О камчатском платье

Материя, из которой камчадалы прежде сего носили платье и ныне по большей части носят, – оленьи, собачьи, нерпичьи и других, как морских, так и земных, зверей, и птичьи кожи, которые они без разбора в одну шубу сшивали, что еще и мне в курильских парках[387] случилось видеть, но, однако, в верхнем платье имеют отмену, хотя оная и не весьма велика.

Верхнее платье по-казачьи называется куклянка[388], от северных камчадалов – коавис, а от южных – кахпитач; а делаются куклянки двумя разными покроями: у одних подол бывает ровный, а у других сзади с нарочитою выемкою и с хвостом долгим; первые под именем куклянок круглых, а другие под именем куклянок с хвостами известны.

Впрочем, шьются из кож оленьих длиною несколько ниже коленей, с широкими рукавами и с кулем, который на голову в случае вьюги поверх шапки надевается. Ворот у них – как только голове пройти, к вороту пришиваются собачьи лапы, которыми в погоду лицо закрывают. Вкруг подола, рукавов и вкруг куля опушиваются куклянки рослою белою собачиною, что выше всякого пуху почитается.

На спине пришиваются к ним ряски из ремешков, распестренных краскою, а иногда и по две великие шишки, расшитые шелками или различных цветов ремешками и распестренные краскою ж. Надеваются обыкновенно парами, нижняя шерстью, а верхняя мездрой вниз.

У нижней мездра красится ольхою, а на верхнюю выбираются кожи таких шерстей, каковы в чести у них, а именно черная, белая и пегая, которая выше всех почитается. Однако сего платья за сущее камчатское почесть не можно: ибо они от коряков его получали, а сами шивали наиболее из собачьих кож, из соболей, лисиц, еврашек и из каменных баранов, впрочем, тем же покроем, как выше показано.

Есть еще платье, называемое камлеи, которое парами же носится, а разность его от куклянок состоит в одной длине, что оно делается почти по пят, сверх того, никакими красками не красится. Но и сие от коряков же получается.

Лучшее платье, которым и казаки, и камчадалы щеголяют, по-казачьи называется парка, от северных камчадалов – тингек, а от южных – тангак, длиною бывает с куклянку, в подоле шире, а под мышками уже, с рубашечным воротом и с рукавами узкими. Вкруг подола, ворота и вкруг рукавов обшивается подзорами и окладывается бобровым пухом.



Подзоры, у северных камчадалов чисту, а у южных еганем называемые, шьются следующим образом. Замшевый ремень, шириною пальца на полтора, расчерчивается клетками в три ряда, клетки длиною бывают около полувершка, и каждая разным шелком расшивается, включая верхний ряд, который через клетку вышивается белыми волосами из бороды оленьей.

К такому ремню сверху и снизу пришивают по красному или черному мандарному ремню, который узорами ж из собачьего горла выделанного, наподобие лайки распестрен. К ремням пришивают собачье ж горло, вырезанное зубцами и обложенное крашеною шерстью. Но шелковые подзоры начали шить по покорении, а до того распестряли их оленьими волосами, крашеною шерстью и собачьим горлом.

Вышеупомянутое платье и мужчины, и женщины без разбора носят, а разность между мужским и женским состоит в нижнем платье и в обуви. Женское нижнее платье, в котором они дома обыкновенно ходят, содержит и штаны, и душегрейку, вместе сшитые.

Штаны длиною и шириною подобны голландским брюкам и так же подвязываются ниже колена, а душегрейка с воротом, который на веревочке и стягивается, и распускается. Сие платье называется хоньбами и с ног надевается. Оно бывает летнее и зимнее; летнее шьется из ровдуг или из кож морских зверей, выделанных наподобие ровдуг, а зимнее – из оленьих и из кож каменных баранов, которое они носят иногда вверх, а иногда вниз шерстью.

Мужское покоевое, или домашнее, платье есть ременной пояс, махва, у которого спереди пришит мешочек для прикрытия тайного уда, а назади ременные махры для прикрытия зада, впрочем, бывает оный раскрашен и нерпичьей крашеной шерстью.

В сем платье хаживали прежде сего камчадалы не токмо дома, но и на промыслах в летнее время, но ныне употребляется оно токмо у отдаленных от российских острогов, а ближние носят рубахи, которые покупают у русских.

Летние штаны как у мужеского, так и у женского пола одинаковые; шьются из разных кож наподобие портков, каковы носят мужики деревенские, токмо поуже. Зимние мужские штаны хотя тем же покроем бывают, как летние, однако с тою отменою, что шире и что огузье у них вниз шерстью, а сопли[389], на которые обыкновенно оленьи или волчьи камасы употребляются, вверх шерстью.

По конец соплей бывает ровдужный или суконный опушень, в который ремень продевается для завязывания обуви, на которую надеваются, чтоб снег за оную не засыпался.

Мужская обувь от женской вообще разнствует тем, что у мужской голенища коротки, а у женской по колено долги, впрочем, шьется из различных кож. Которую носят летом в мокрую погоду, та делается из сырой тюленьей кожи вверх шерстью, наподобие портней, каковы носят сибирские казаки и татары, когда бечевой ходят, ибо и портни шьются из сырой же лошадиной или коровьей кожи вверх шерстью.

Зимнюю обувь, в которой ходят на промыслы, шьют из сушеной рыбьей кожи, а особливо чавычьей, кайковой и няркиной, но она хороша токмо в морозы, а в мокрую погоду тотчас расползается.

Наиболее употребляют на зимнюю обувь оленьи камасы, которые носят вверх шерстью; подошва у них бывает из лахтачной кожи, а для большего тепла собирают их и из лоскутья оленьих камасов, у которых шерсть долга, и из медвежьих камасов, в которых подошвах сверх тепла и сия есть выгода, что можно ходить и по скользким местам без опасности.

Лучшая обувь, которою, так же как парками, казаки и камчадалы щеголяют, шитые торбасы[390], которые походят несколько на упуки и так же подвязываются ремнями. Подошва у них бывает из тюленьей белой кожи, головы из красной мандары, взъемы из белой лайки или собачьего горла, а голенища из замши или из тюленьей крашеной кожи, к которым наверху широкие подзоры пришиваются, каковы к паркам.

Сия обувь такой важности, что если на холостом ее увидят, тотчас будет подозрение, что у него есть любовница. Такие торбасы по-камчатски называются згоейнут и дзилет.

Чулки носят они из собачьих кож, а называют их чажами, но наибольше обвивают ноги тоншичем, от чего, по сказкам их, не меньше чем от чажей тепла, а притом сия выгода, что не потеют ноги.

Шапки носят такие ж, как якутские, но господин Стеллер объявляет, будто преж сего бывали у них шапки из птичьих перьев и из звериных кож, безверхие, наподобие старинных наших треухов бабьих, токмо с тою отменою, что уши у камчатских шапок не сшивались вместе. Летом носят они берестяные умбракулы, которые завязываются на затылке, а у курильцев летние шапки плетеные из травы, наподобие венчика.

Женский лучший головной убор – парик, о котором выше упомянуто. Сии парики так любы им бывали и милы, что, по объявлению Стеллера, препятствовали многим к восприятию православной веры, для того что при крещении снимали с них такое странное украшение; а у которых натуральные волосы по-паричному расшиты были, тех остригали, к чувствительной их печали и горести.

Девки расплетали волосы свои на мелкие косы, которые для лоска мазали тюленьим жиром. Но ныне все отменилось, ибо как женщины, так и девки по-российски убираются. Носят телогреи и юбки, носят рубахи с манжетами, носят кокошники, чепцы и золотые ленты, а своим разве токмо те не гнушаются, которым лет по 80 от роду.



Женщины всякую работу делают в перчатках, которые шьются без пальцев, и никогда их не скидают.

Лица прежде сего умывать не знали, но ныне белятся и румянятся. Вместо белил употребляют гнилое дерево, которым мелко истертым натираются, а румянятся некоторою травою морскою[391], которая видом, как елочка. Сию траву мочат они в тюленьем жиру и намазывают щеки столь же красно, как румянами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Описание земли Камчатки"

Книги похожие на "Описание земли Камчатки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Степан Крашенинников

Степан Крашенинников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Степан Крашенинников - Описание земли Камчатки"

Отзывы читателей о книге "Описание земли Камчатки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.