» » » » Юрий Жуков - Сталин: арктический щит


Авторские права

Юрий Жуков - Сталин: арктический щит

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Жуков - Сталин: арктический щит" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вагриус, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Жуков - Сталин: арктический щит
Рейтинг:
Название:
Сталин: арктический щит
Автор:
Издательство:
Вагриус
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-9697-0472-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сталин: арктический щит"

Описание и краткое содержание "Сталин: арктический щит" читать бесплатно онлайн.



В книге Юрий Жуков подробно описывает, как осваивались северные территории России начиная с конца XIX века. Он приходит к сенсационному выводу: сталинская политика в этом стратегически важном регионе последовательно реализовывала все постулаты, изложенные в 1884 г. в докладе министра финансов С.Ю. Витте. Автор, как и в других своих книгах, показывает системность подхода сталинского режима, когда одновременно решались задачи защиты целостности российской территории, осуществлялось наращивание военной мощи, развивалась экономика северных регионов. Особое значение придавалось освоению главной транспортной артерии — Северного морского пути, а также развитию воздушного транспорта. И походы «Красина» и «Челюскина», рекордные перелеты Чкалова, зимовка папанинцев и многие другие — перестают быть отдельными яркими героическими эпизодами, а встраиваются в логичную цепь событий по завоеванию громадного пространства Арктики.






Уже на следующий день необходимость подобного правового акта, его крайняя неотложность подтвердилась. Отвечая на вопросы ленинградского корреспондента РОСТА, Ялмар Рисер-Ларсен, второй пилот дирижабля, повторил заявление своего соотечественника и начальника в полете Руала Амундсена: «Если вблизи полюса «Норге» натолкнется на неисследованную землю, она будет объявлена норвежской, так как фактически экспедиция норвежская»4.

Именно такая твердая позиция Амундсена и Рисер-Ларсена заставила Москву тут же выступить с дополнительными разъяснениями, адресованными в первую очередь Осло, Оттаве и Вашингтону. 18 апреля советский официоз «Известия» поспешил опубликовать интервью Н.П. Горбунова. Подчеркнув, разумеется, его высокую должность — управляющего делами правительства СССР, и умолчал о другой — председателя Комиссии по трансполярному воздухоплаванию.

«В самое последнее время, — отметил Горбунов, — вопросы принадлежности полярных земель стали предметом довольно ожесточенного спора между Соединенными Штатами и Канадой. Каждая из этих стран хочет объявить о принадлежности к ней полярных земель, лежащих к северу от материковой территории данной страны, но ввиду протестов, возникающих со стороны других государств при появлении в печати слухов о таких предположениях, пока что не осуществляют этого намерения.

В связи с открытием русским моряком Вилькицким у северных берегов Сибири Земли Николая II и целого ряда других островов, царское правительство России еще в 1916 году заявило всем иностранным правительствам о принадлежности всех земель и островов России и одновременно подтвердило незыблемость суверенных прав России на другие земли и острова, лежащие вдоль ее северного побережья.

В связи с покушением иностранных хищников на некоторые из советских островов Северного Ледовитого океана (остров Врангеля), Наркоминдел в своей декларации от 4 ноября 1924 года заявил, что советское правительство подтверждает принадлежность РСФСР всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья (то есть морского шельфа. — Прим. авт.). Крайней восточной границей вод, к которым относилось это заявление, был взят 167° восточной долготы, то есть линия, установленная в договоре, заключенном в 1867 году между Россией и Соединенными Штатами при продаже Америке Аляски. Эта линия, проходя по середине Берингова пролива, идет в море по направлению к полюсу».

Так видный советский государственный деятель вновь, как это уже делал до него Г.В. Чичерин, сослался на декларацию царского правительства. И в полном соответствии с такой позицией завершил разъяснение: «Советское правительство уже закрепило незыблемость суверенных прав Союза ССР на все земли и острова, расположенные у северного побережья Сибири. Однако это представляется в настоящих условиях недостаточным, так как, с одной стороны, нотификация Наркоминдела в 1924 году касалась только азиатской части СССР, а с другой стороны, она предусматривала только те земли и острова, которые являются непосредственным продолжением Сибирского материкового плоскогорья.

По последним же предположениям ученых, вокруг Северного полюса хотя и не имеется твердой земли, но не исключена возможность существования земли в отдельных местах под слоем льда арктических областей. Проверить это смогут только соответственные исследования, которые, надо ожидать, будут в дальнейшем все более и более развиваться»5.

Неделей позже журнал «Советское право» опубликовал еще один, но уже узкопрофессиональный комментарий — профессора Московского университета Е.А. Коровина. Комментарий, построенный на анализе широкого круга документов международного права, связанных непосредственно с проблемами принадлежности Арктики.

«Нельзя не признать, — высказывал свое мнение специалист, — что по своему юридическому содержанию последнее (постановление ЦИК СССР от 15 апреля. — Прим. авт.) вполне соответствует наметившимся ранее формам ограждения государственных интересов той или иной державы (ср. Англию, Америку, Канаду) в полярных областях… Юридическая судьба полярных областей исчерпывается нижеследующей альтернативой: либо международный консорциум для использования полярных богатств (режим интернационализации в различных его вариантах), либо распространение на них национального суверенитета прилегающих стран».

Однако первый из двух выдвинутых им принципов профессор Коровин сразу же отмел: «Неудачный пример шпицбергенского опыта полярной «интернационализации», фактически завершившийся в 1920 году аннексией Шпицбергена со стороны Норвегии, равно как и особенности советского государственного хозяйства (экономика социалистического общества в окружении империалистических стран) достаточно убедительно уясняют как общие предпосылки декрета от 15 апреля, так и непосредственную политико-экономическую цель, им преследуемую»6.

Вслед за Д. Миллером предложил всю Арктику разделить по числу полярных стран на пять секторов: Норвежский — от 10° западной до 32° восточной долготы; Советский — с уже установленными постановлением ЦИК границами; Соединенных Штатов — от 141° до 170° западной долготы; Канадский — от 60° до 141° западной долготы; Гренландский, или совместный Датско-Норвежский — от 10° до 60° западной долготы7.

Но как бы ни различались оба подхода, и Е.А. Коровина, и Л.Л. Брейтфуса, к толкованию секторального принципа, они оба ненавязчиво, используя исторический аспект проблемы, подчеркивали: отнюдь не ЦИК СССР стал инициатором раздела Арктики: пошел в том вслед за Оттавой и Вашингтоном, попытался предотвратить тот конфликт, который столь наглядно проявился в споре между Данией и Норвегией из-за Гренландии.

2

Постановление ЦИК СССР, не только установившее советский сектор Арктики, но и включившее в него земли и острова, только «могущие быть открытыми», вызвало вполне предсказуемое смятение как в Осло, так и на Шпицбергене, у Амундсена. И проявилось оно в не случайной постоянной отсрочке вылета дирижабля из Гатчины. Поначалу, до публикации акта, его назначили на 21 апреля. Затем несколько раз переносили — на 26, 27, 28, 30 апреля и окончательно на 5 мая, не давая тому никаких объяснений. Лишь после завершения перелета, задним числом оправдали задержки «плохой, неблагоприятной погодой» на Шпицбергене8.

Однако откровенно недружественные, даже вызывающие, с точки зрения Москвы, Наркоминдела, высказывания Амундсена и Рисер-Ларсена нисколько не отразились на отношении властей, советских людей к тем, кем они давно восторгались.

Почти три недели общественность Ленинграда делала все, чтобы поселенные в Гатчинском дворце участники экспедиции, напряженно ожидавшие приказа Амундсена о вылете, не скучали. 17 апреля для членов экипажа — итальянцев — устроили прием в ленинградском агентстве Наркоминдела. Спустя три дня в Большом конференц-зале Академии наук провели торжественное заседание, на котором почетные места в президиуме, рядом с А.П. Карпинским, В.А. Стекловым, Ю.М. Шокальским и профессором Института инженеров путей сообщения Н.А. Рыниным, заняли У. Нобиле и Я. Рисер-Ларсен. Вечером того же дня в ленинградском отделении Всесоюзной ассоциации инженеров собралось несколько сот человек, чтобы прослушать доклад Нобиле о принципах конструирования и постройки полужестких дирижаблей, об их преимуществах при использовании на воздушных линиях Советского Союза. Свой доклад Нобиле повторил 22 апреля в Институте инженеров путей сообщения, а 23 апреля, на этот раз о задачах предстоящего перелета, о тех трудностях, которые, возможно, придется преодолевать над Северным Ледовитым океаном рассказали Рисер-Ларсен и еще один член норвежской части экипажа, капитан Вистиг. А 24 апреля в честь гостивших в городе полярников Академия наук СССР дала торжественный прием9.

В Троицке «Норге» пробыл вместо запланированной недели двадцать дней. Отделился от причальной мачты и направился на север только в половине десятого утра 5 мая, получив накануне долгожданное распоряжение Амундсена. Утром 7 мая воздушный корабль достиг Шпицбергена, где его ввели в эллинг, построенный неподалеку от шахтерского поселка Ню-Олесунн. Но снова — томительное, непонятное для большинства участников экспедиции ожидание, которое никак невозможно было объяснить неблагоприятной погодой. Той самой, что не помешала незадолго перед тем появившейся в Кингс-бее группе Ричарда Бэрда. Того самого, кто, потерпев неудачу в Эте, все же решил сделать еще одну попытку покорить небо Арктики.

В ночь с 8 на 9 мая Бэрд и его постоянный механик Флойд Беннет подняли в воздух и направили курсом на север свою новую машину, трехмоторный моноплан «Фоккер», названный «Джозефина Форд» в честь трехлетней дочери спонсора их экспедиции Эдсела Форда, автомобильного магната, совместно с Джоном Рокфеллером оплатившего и стоимость самолета, и все расходы американских летчиков. Мощный «Фоккер» спустя пятнадцать с половиной часов возвратился на Шпицберген и сел там же, где и стартовал. Ричард Бэрд торжественно сообщил встречавшим его журналистам, что достиг Северного полюса10.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сталин: арктический щит"

Книги похожие на "Сталин: арктический щит" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Жуков

Юрий Жуков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Жуков - Сталин: арктический щит"

Отзывы читателей о книге "Сталин: арктический щит", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.