Василий Микрюков - Энциклопедия каратэ

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Энциклопедия каратэ"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия каратэ" читать бесплатно онлайн.
«Энциклопедия каратэ» Василия Юрьевича Микрюкова представляет собой синтез теоретических знаний в области восточных единоборств с практическими советами по овладению этим искусством и обучению ему других. В книге можно найти информацию по всем вопросам, касающимся каратэ: история (в том числе – в России) и философия этого боевого искусства, техника, тактика и стратегия каратэ, школы и стили, методики обучения, сведения о ста выдающихся мастерах каратэ и многое другое. В целом энциклопедия характеризуется редкой по концентрации подборкой материала, основанного на собственном опыте автора, совокупности его знаний, навыков и умений, полученных за время изучения и преподавания каратэ.
Правила единоборств тех времен поражают своим благородством и великодушием. Так, например, запрещалось бить «под ложечку», в спину; позором считалось ударить упавшего противника.
Парные поединки, проводимые на Руси, получившие название охотницкие бои, характеризовались высокими открытыми стойками, отсутствием уклонов, уходов и нырков. Удары ногами не проводились, вместо этого изредка совершались подсечки. Одним из главных достоинств бойца считалось умение держать удары и терпеть боль. В охотницких боях преимущественно использовались удары кулаками, на которые одевали рукавицы, обшитые металлическими бляхами. Решающим фактором в бою была физическая сила.
Когда в 20–30-е гг. ХХ в. независимо друг от друга Н. Ознобишиным, В. Спиридоновым и В. Ощепковым на базе английского и французского бокса, дзю-дзюцу и кэтча стали разрабатываться прикладные советские боевые системы, они плохо вписывались в сознание русского народа, поскольку в этих системах основу поражения противника составляли не физическая сила, а быстрота, резкость, ловкость. Тем не менее когда В. Волковым, а в дальнейшем А. Харлампиевым элементы систем Спиридонова и Ощепкова были объединены в современную систему борьбы самбо, она получила широкую популярность среди советского народа. Развивалась она по двум направлениям – как спортивный вид борьбы и как боевая система, в которую были добавлены наиболее эффективные техники из различных восточных и западных единоборств.
И все же в русском сознании до сих пор не изжито настороженно-отрицательное отношение к восточным единоборствам, где допустимы удары в спину, где упавшего противника добивают, где не возбраняются всевозможные хитрости и увертки. Но не будем забывать, что восточное единоборство развивалось не как русская забава, не как спорт, а именно как боевое искусство, от которого зависела жизнь или смерть человека, его применяющего. Тут уж не до сентиментальности.
Неприятие восточных единоборств привело к тому, что за последние двадцать лет в России появилось множество школ и направлений, объединенных термином «русский стиль», среди которых можно назвать такие, как славяно-горицкая борьба, буза, скобарь, лесной воин, коло, тризна, лютый бой, кружала, челдон, приклад и другие. Они имеют собственную терминологию и символику, их духовной основой объявляются язычество или православие, провозглашается их принципиальное техническое, тактическое и психологическое отличие от восточных боевых искусств. На самом же деле в их основу положено самое разнообразное смешение приемов отечественного и восточного происхождения, а их создатели пытаются перенести на русскую почву традиции восточных школ боевых искусств.
Каратэ в нашей стране появилось в середине 60-х гг. прошлого века. Его «завезли» иностранные студенты, обучавшиеся в советских вузах, сотрудники зарубежных фирм, а также советские специалисты, работавшие и жившие за рубежом и овладевшие там основами каратэ-до. Были и те, кто пытался освоить каратэ по книгам и фильмам.
Основное внимание при изучении каратэ в 1960–1970-х гг. уделялось овладению техникой ударов и ведению поединков. Духовной, философской составляющими каратэ-до в то время практически никто не занимался. Взяв на вооружение внешние атрибуты восточного единоборства – кимоно, японскую (зачастую искаженную) терминологию, и не желая, а зачастую и не имея возможности изучать каратэ как элемент общечеловеческой культуры, многие из занимающихся должны были удовольствоваться каратэ исключительно только как системой рукопашного боя.
Именно в то время у нас в стране стали развиваться такие атрибуты каратэ, как псевдотаинственность, мистицизм, жестокость. Появилось множество «учителей», ничего общего с каратэ не имеющих.
Именно на этот период (1973) приходится первый запрет на каратэ, который «как метод физической подготовки не имеет ничего общего с советской системой физвоспитания». Однако запрет лишь усугубил проблемы: стали организовываться подпольные группы каратэ. Эти группы стали прятаться за вывески центров рукопашного боя, аэробики, гимнастики плавных движений и т. д.; для «прикрытия» использовались самые разнообразные названия – самбоуд, назабо и тому подобная абракадабра.
Обеспокоенный бесконтрольным и уродливым развитием этого явления Спорткомитет СССР 13 марта 1978 г. издал приказ «О создании комиссии по борьбе каратэ», а в ноябре того же года приказ «О развитии борьбы каратэ в СССР». Однако смутный период в развитии каратэ у нас в стране на этом не закончился. Спортивному руководству страны был навязан ошибочный курс на создание единого стиля каратэ – стиля Шотокан. Остальные школы и стили каратэ, а также прочие виды восточных единоборств – айкидо, вовинам-вьетводао, тхэквондо, ушу и другие – объявлялись «вне закона» и закрывались.
Все это привело к появлению большого числа незарегистрированных секций, в которых вели занятия неаттестованные, в том числе и некомпетентные инструкторы.
В 1981 г. в целях ликвидации «подпольного» каратэ были введены в Административный и Уголовный кодексы РСФСР и Союзных республик статьи (ст. 177 АК РСФСР, ст. 219-1 УК РСФСР), предусматривающие ответственность за «нарушение правил обучения спортивному каратэ» и за «самовольное обучение каратэ», а в 1983 г. последовало очередное запрещение каратэ в СССР.
Говоря о каратэ в современной России, необходимо отметить, что, несмотря на его легализацию, до сих пор не наведен надлежащий порядок в его развитии. Функционируют многочисленные школы каратэ, многие из которых действуют самостоятельно и не объединены ни в одну организацию, зарегистрированную в Министерстве юстиции России. Отсутствие надлежащего контроля со стороны спортивных организаций страны, органов внутренних дел приводит к тому, что наряду с зарегистрированными действуют «полулегальные» группы, и в некоторых из них проходят подготовку боевики из преступных группировок.
В других клубах процветает «шиханство», отсутствует духовная составляющая занятий каратэ, а сами занятия превращаются в отработку исключительно техники рукопашного боя. Во многих клубах занятия ведут малокомпетентные в методическом и неподготовленные в педагогическом плане инструкторы. Особый размах приобрело коммерческое каратэ.
В целом же следует сказать, что каратэ в современной России получило широкое распространение. Созданы и зарегистрированы в Министерстве юстиции России общественные объединения и организации каратэ. Каждый год по всей стране в ряды занимающихся вливаются тысячи и тысячи поклонников этого вида боевых искусств. Регулярно проводятся городские, региональные, республиканские соревнования. Наши спортсмены во многих стилях каратэ завоевали лидирующие позиции и на международной арене. Многие из наших соотечественников носят титулы мировых и континентальных чемпионов. Таким образом, каратэ прочно заняло одну из лидирующих позиций в спортивной и общественной жизни страны.
Глава 9
Основные правила соревновательного каратэ
Когда целью тренировки является победа, развивается сознание. Это становится игрой, а не реальностью. Возникает необходимость в правилах защиты участников состязания, и результат ничего не решает. Единственное, что интересует соревнующихся, – кто сильнее согласно правилам. Чья техника быстрее согласно правилам?
Морихэй Уэсиба, создатель айкидоСостязания по каратэ проводились с момента его зарождения. Схватки между соперниками, представителями различных школ и стилей каратэ в то время носили кровавый характер и очень часто заканчивались увечьем или смертью одного из противников. Зато мало кто мог тогда пожаловаться на предвзятость судейства.
Однако начиная с 50-х гг. прошлого века состязания по каратэ претерпели значительную трансформацию: от боев, в которых у соперников доминировала задача «одним ударом – наповал» перешли к соревнованиям, в которых удары либо имитируются, либо наносятся с дозированным контактом, либо наносятся в полный контакт, но при этом запрещены удары в смертельно опасные зоны или же соперники «работают» в защитном снаряжении.
Первое соревнование по каратэ, где применялись правила, запрещающие наносить смертельно опасные удары, были проведены в Японии в 1957 г. По этим правилам победу в кумитэ одерживал тот из соперников, кто за нанесенный удар или комбинацию ударов получал «иппон», что соответствовало чистой победе, или же два «вадзари» (одно «вадзари» составляет 90 % от «иппон»).
Такая система судейства получила название «шобу иппон» и просуществовала до 1975 г., когда наряду с ней стала применяться система «шобу санбон». По этой системе победа доставалась тому из соперников, кто в поединке набирал три иппона, или шесть вадзари, или комбинацию того и другого, что в сумме составляло санбон. Вместе с тем в обоих системах судейства предусмотрено то, что результаты поединка могут быть определены по решению судей, а также в результате дисквалификации (хансоку), отстранения (сиккаку), запрещения (кикэн), объявленных одному или обоим соперникам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия каратэ"
Книги похожие на "Энциклопедия каратэ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василий Микрюков - Энциклопедия каратэ"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия каратэ", комментарии и мнения людей о произведении.