Сергей Боголюбов - Экологическое право

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Экологическое право"
Описание и краткое содержание "Экологическое право" читать бесплатно онлайн.
Учебник написан на основе лекций, прочитанных автором в соответствии с Программой курса «Экологическое право» в ряде ведущих вузов страны. В работе раскрываются основные понятия и институты экологического права. Наряду с описанием традиционных теоретических и практических проблем разъясняются такие наиболее актуальные для периода перехода к рыночной экономике феномены, как управление охраной окружающей среды, государственная и общественная экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду, чрезвычайные экологические ситуации, экологическая ответственность. Большое место в книге уделено соответствующей административной и судебной практике.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, а также сельскохозяйственных вузов и факультетов, специалистов, занимающихся проблемами экологии и охраны природы.
Обычай был основным источником права на ранних ступенях развития общества. Многие последующие источники права представляли собой систематизированные записи наиболее важных и оправдавших себя обычаев. Такова, например, Русская Правда.
Обычай делового оборота предусматривается в ст. 5 ГК РФ: им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай, противоречащий положениям законодательства или договора, не применяется.
Примером включенного в экологическое право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю, требованиям охраны окружающей среды. Нередко включаются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей, иные природоохранные правила в договоры сервитутов, в распределение конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.
Незафиксированные в праве обычаи нередко используются в республиках с преобладанием населения, исповедующего мусульманство. Однако и здесь видны тенденции к включению сложившихся веками обычаев в нормативные акты — так происходит с природоохранным законодательством Республики Дагестан. Велико значение буддистских традиций и обычаев, связанных с отношением к природе, в Республике Бурятия[9].
Тема «Источники экологического права» основывается во многом на положениях общей теории права, которые наглядно преломляются, конкретизируются и изучаются в экологическом праве.
§ 5. Правотворчество субъектов Федерации в области охраны окружающей среды
(конституционные основания правотворчества субъектов Федерации в области охраны окружающей среды; нормативные акты Тверской области)
Федеративное устройство страны имеет первостепенное значение для функционирования экологического права ввиду многообразия природных условий и исторических традиций, необходимости регионального управления природными ресурсами и учета сложившихся отношений к видам собственности на природные ресурсы.
Конституционные основания правотворчества субъектов Федерации в области охраны окружающей среды
Конституцией РФ предусматривается верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В то же время республики (государства) имеют свою конституцию и законодательство, а края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа имеют свой устав и законодательство.
Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ст. 4 и 5 Конституции РФ).
Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус других субъектов Российской Федерации определяется Конституцией РФ и уставом этого субъекта Федерации, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 66 Конституции РФ). О размежевании полномочий и предметов ведения достаточно полно говорилось в предыдущих параграфах, где излагалось содержание ст. 71-72 Конституции РФ.
На территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (здесь наглядно видно правовое значение принципов, закрепленных в Конституции).
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ).
Эти положения конституционного (государственного) права необходимы для дальнейшего понимания правотворчества субъектов Российской Федерации в области экологических отношений, уяснения его места в российской правовой системе, в общем массиве эколого-правовых актов.
Определив основные принципы создания и функционирования Российской Федерации, рассмотрев предметы ведения России и совместного ведения России и ее субъектов, можно перейти к конституционным положениям, закрепляющим соподчиненность и субординацию правовых актов субъектов Российской Федерации и актов Российской Федерации по вопросам экологических отношений.
Согласно ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы (предусмотренные в Конституции РФ) и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов они (субъекты Федерации) обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Поэтому является естественным, что вне. пределов ведения Российской Федерации, вне пределов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов все субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в области охраны окружающей среды, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ст. 76 Конституции РФ).
Согласно Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ: в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон. В то же время в случае противоречия между федеральным законом и актом субъекта Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
С учетом конституционного распределения полномочий субъекты Федерации активно разрабатывают и принимают акты по вопросам охраны среды, используют иные способы формирования экологического права.
Значительная часть экологических требований предусматривается в актах, посвященных развитию сельского хозяйства. Так, разработана и утверждена региональная Программа продолжения земельной и аграрной реформ в агропромышленном комплексе Оренбургской области. В ее развитие приняты целевые программы «Плодородие», «Белок», «Селекционно-племенная работа», «Техническое перевооружение сельского хозяйства», «О поддержке фермерского сектора Оренбургской области» и др.[10]
Коллегия Минсельхозпрода РФ 11 мая 1995 г. своим постановлением одобрила работу главного управления сельского хозяйства Оренбургской области по оценке состояния и созданию организационно-правовых условий развития агропромышленного комплекса области с учетом экологических требований в период перехода к рыночным отношениям. Рекомендовано и другим территориям активнее проявлять законодательную инициативу в указанном направлении, т. е. выступать застрельщиками принятия подобных правовых решений.
Можно соглашаться или не соглашаться с теми или иными решениями выхода из экологического кризиса, но фактом остается то, что субъектам Федерации по плечу подобные поиски, тем более что природные условия в различных регионах имеют свою специфику, так же как развитость инфраструктуры, промышленности, обеспеченность профессиональными кадрами, уровень их подготовки, численность интеллигенции, состояние иных компонентов, влияющих на работу по обеспечению охраны окружающей среды.
В Белгородской, Тюменской и ряде других областей отдельными актами устанавливаются региональные правила регулирования внутрихозяйственных отношений, которые мало затронуты в федеральном законодательстве, хотя и имеют значение для деятельности крупных сельскохозяйственных коммерческих организаций, поскольку влияют на осуществление внутрихозяйственного расчета, выполнение экологических требований.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экологическое право"
Книги похожие на "Экологическое право" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Боголюбов - Экологическое право"
Отзывы читателей о книге "Экологическое право", комментарии и мнения людей о произведении.