Сергей Боголюбов - Экологическое право

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Экологическое право"
Описание и краткое содержание "Экологическое право" читать бесплатно онлайн.
Учебник написан на основе лекций, прочитанных автором в соответствии с Программой курса «Экологическое право» в ряде ведущих вузов страны. В работе раскрываются основные понятия и институты экологического права. Наряду с описанием традиционных теоретических и практических проблем разъясняются такие наиболее актуальные для периода перехода к рыночной экономике феномены, как управление охраной окружающей среды, государственная и общественная экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду, чрезвычайные экологические ситуации, экологическая ответственность. Большое место в книге уделено соответствующей административной и судебной практике.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, а также сельскохозяйственных вузов и факультетов, специалистов, занимающихся проблемами экологии и охраны природы.
— лица, нарушившие указанный порядок, привлекаются к административной или уголовной ответственности. Материальный ущерб, причиненный во время проведения мероприятия его участниками, подлежит возмещению. Представительные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления могут дополнительно регламентировать порядок проведения этих мероприятий с учетом местных условий. Этот порядок не распространяется на собрания и митинги трудовых коллективов и общественных объединений, проводимые в соответствии с законодательством, их уставами и положениями[34].
Право граждан мирно собираться конкретизируется в ряде нормативных актов. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. № 765 утверждено Временное положение о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города[35]. Ранее на эту тему было принято постановление правительства Москвы от 17 марта 1992 г. № 120 о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и иных открытых общественных местах г. Москвы[36]. Аналогичные акты имеются в ряде других субъектов России.
Наибольшее количество публичных мероприятий в защиту природы проводилось в конце 80-х — начале 90-х гг. По мере уменьшения экологической и политической активности граждан число обращений, общественных объединений и публичных мероприятий по охране окружающей среды уменьшается, однако стабилизация экономической и общественной ситуации неминуемо активизирует защиту экологических прав.
§ 4. Принятие экологических решений и контроль за их выполнением
(заявление о воздействии на окружающую среду; обжалование заключения экспертизы; контроль общественности за ходом реализации проекта; общественный контроль за государственными экологическими фондами)
В настоящее время разработка, обсуждение и принятие экологически значимых решений признается одной из важнейших и ключевых стадий в общем механизме обеспечения и оздоровления окружающей среды, защиты экологических прав. В этот период готовится заявление о воздействии на окружающую среду, дается оценка этого воздействия, проводится обсуждение, в том числе слушание проекта решения, вносятся в него поправки и дополнения, голосуется и принимается решение. Возможности общественности на этих стадиях достаточно весомы, хотя четко не всегда определены в законодательстве. Однако общие права общественности, предусмотренные законодательством, во многом могут быть отнесены и к указанным стадиям: например, право излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей среды, требовать их рассмотрения, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов (ст. 12 и 13 Закона об охране окружающей природной среды).
Согласно ст. 43 и 44 Закона об охране окружающей природной среды, эксплуатация объектов начинается по актам приемочных комиссий. Председатель и члены приемочных комиссий несут персональную ответственность за нарушение порядка приемки объектов в соответствии с административным и уголовным законодательством. В состав комиссий вводятся представители местного самоуправления и общественности. Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка, не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности. Таким образом, у граждан имеются возможности принимать участие в подготовке и принятии экологически значимых решений на различных стадиях.
Заявление о воздействии на окружающую среду
Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС) является предметом общественного обсуждения с целью выявления и фиксации всех возможных экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности. Поэтому ЗВОС направляется профессиональным сообществам, экологически ориентированной общественности, населению района предполагаемой реализации проекта. Население должно иметь доступ к рассмотрению проектов, ЗВОС в государственных органах и органах местного самоуправления (не все здесь в настоящее время определено нормативно-правовыми актами, поэтому многое зависит от настойчивости и компетентности граждан, всей общественности).
Помимо рассмотрения в государственных органах должны состояться общественные слушания заявления о воздействии на окружающую среду. Отвечает за них и финансирует их инициатор (заказчик). Прежде всего он должен известить граждан о сути проекта (через ЗВОС), о месте и времени общественных слушаний. И то и другое инициатор нередко оглашает неохотно: он не всегда заинтересован в результатах. Тем временем для самого заказчика лучше на этом этапе встретиться с гражданами, учесть их интересы, попытаться найти взаимоприемлемые решения, чем столкнуться с общественным противодействием потом, потерять возможность услышать инвариантные решения, учесть различные мнения. Реализация экологических прав осуществляется через многие институты, через нравственно-этические обычаи и требования, не всегда предусматриваемые правом. Здесь многое зависит от активности и наступательности граждан, их объединений, независимости средств массовой информации.
Общественность должна стараться не упустить ни начала обсуждения ЗВОС, в том числе в государственных органах, ни объявление об общественных слушаниях: к сожалению, встречаются случаи, когда заказчик делает извещения формально, приобщает его к материалам дела «для галочки», не доводя информацию до сведения всех заинтересованных лиц. Поэтому здесь важно взаимодействие между органами местного самоуправления, непременно участвующими в обсуждении, и населением, непосредственно заинтересованным в оптимальных решениях. Наилучшим вариантом является организация общественных слушаний в привычных для населения местах, способных вместить всех желающих принять участие в обсуждениях.
«Масштаб» извещения и охват «заинтересованных сторон» зависят от величины проекта. «Заинтересованными» могут быть и жители сел, поселков, районов, городов, а порой и республик, областей — все зависит от территории, затрагиваемой выбором площадки и воздействием проекта. Немаловажной представляется подготовка участников слушаний путем представления показателей состояния окружающей среды «без проекта», объяснения им альтернатив. Общественные слушания должны стать, таким образом, не только способом решения локального вопроса о проекте, но и поводом для более широкого разговора об экологических проблемах. При представлении ЗВОС также необходим анализ возможных аварийных ситуаций, степени риска их возникновения, предлагаемых мер по их предотвращению и ликвидации последствий.
Принципиальное значение имеет способ фиксирования всех замечаний, высказанных в ходе слушаний, оценка влиятельности и массовости стоящих за ними групп населения. Вообще, ответственность за формирование «листа замечаний» лежит на инициаторе (заказчике), но полезно параллельное ведение протокола или стенограммы, которые должны прилагаться к материалам. Практика показывает, что большое значение при общественных обсуждениях имеет выбор председателя собрания. Хотя слушания должен организовывать заказчик, его председательствование нецелесообразно, так же как и других лиц, заинтересованных в принятии положительного решения по проекту. Лучше, чтобы это был независимый авторитетный специалист, хорошо знакомый с проектом.
Отбор и классификация значимых предложений, обсуждение условий их реализации представляют немалую трудность: проведение голосований присутствующих не всегда является объективным способом оценки ситуации; необходимо время для квалифицированного анализа различных факторов компетентными специалистами.
В любом случае представители инициатора и разработчика должны использовать любые возможности для разъяснения на общественных слушаниях своих аргументов в пользу предлагаемой концепции проекта, для убеждения общественного мнения в позитивности предлагаемых решений. Если требуется, в интересах охраны окружающей среды и защиты, экологических прав граждан можно приостановить общественные слушания с целью внесения разработчиком изменений и дополнений в проектные предложения по результатам их обсуждения и анализа замечаний, проведения дополнительных исследований и изысканий, поиска взаимоприемлемых решений, которые нужны как населению, так и заказчику.
В результате обсуждения ЗВОС и доработки проектных материалов заказчик, разработчик и все заинтересованные стороны формируют для себя понимание возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной площадке с учетом мнения проживающего там населения, исходя из экологических и иных последствий ее осуществления, на представленных и зафиксированных условиях. Материалы должны содержать описание общественных слушаний, характеристику мероприятий по предотвращению отрицательных последствий намечаемой деятельности на данной площадке и меры по организации мониторинга проекта строительства будущего объекта, включая общественный контроль.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экологическое право"
Книги похожие на "Экологическое право" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Боголюбов - Экологическое право"
Отзывы читателей о книге "Экологическое право", комментарии и мнения людей о произведении.