» » » » Георгий Александров - Диалектический материализм


Авторские права

Георгий Александров - Диалектический материализм

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Александров - Диалектический материализм" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Диалектический материализм
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Диалектический материализм"

Описание и краткое содержание "Диалектический материализм" читать бесплатно онлайн.



Подготовляя к выпуску в свет работу "Диалектический материализм", Институт философии АН СССР ставил задачу дать книгу, которая могла бы служить пособием для изучающих основы марксистско-ленинской философии. Тематическая книга построена в соответствии с ныне действующей программой курса диалектического материализма в высших учебных заведениях.

Издание 1954 г.






Марксистская диалектика решительно отвергает не только установку на пассивное выжидание счастливых случайностей, но и учит активно бороться против всякого рода неблагоприятных случайностей, могущих нанести ущерб развитию нового, прогрессивного. Во всей своей деятельности Коммунистическая партия и Советское государство учитывают наличие такого рода неблагоприятных случайностей и создают все условия для их ликвидации, для защиты великих завоеваний трудящихся нашей страны от такого рода случайностей. Так, XIX съезд КПСС указал на необходимость "увеличить вдвое государственные материальные и продовольственные резервы, могущие обеспечить страну от всяких случайностей" [8].

Именно потому науки и становятся точными науками, что они раскрывают за игрой случайностей строгую необходимость, законы движения и развития явлений. Такими точными науками в своё время стали астрономия, физика, химия и др.

Точно так же и наука о законах развития общества стала точной наукой только после того, как марксизм изгнал идеализм из его последнего убежища - из области социологии, освободил её от установки на случайность, доказав, что общество - это не механический агрегат индивидов, возникающий и изменяющийся случайно, а связное целое, возникающее и развивающееся по объективным законам.

Из положения о том, что наука - враг случайностей, нельзя делать вывод, будто бы наука отрицает объективное существование случайностей в природе. Такой вывод делали в прошлом и поныне продолжают делать только идеалисты и метафизики. Они или вовсе отрицают объективное существование случайностей в природе и обществе, или считают случайными такие явления, причины которых ещё не известны.

Диалектический материализм не только решительно отвергает подобное ненаучное, субъективное понимание случайности, не только признаёт объективное существование и причинную обусловленность случайных явлении, но и даёт единственно правильное, научное их понимании и объяснение.

Сторонники метафизического метода мышления не способны понять необходимость и случайность в их противоречивом единстве.

Одни метафизики признают только необходимость и полностью отрицают случайность, отождествляя её с беспричинностью. Эта разновидность метафизиков утверждает, что ничего случайного нет, что нашему понятию о случайности в реальной действительности ничто не соответствует. Когда мы не знаем причин чего-либо, рассуждают они, нам кажется, что их нет, и вследствие этого говорим о случайности. Но так как на самом деле беспричинных явлений нет, то - делают ошибочный вывод метафизики - случайность объективно существовать не может. Согласно этому воззрению, в природе все явления только необходимы.

Метафизики, отвергая объективное существование случайностей, неизбежно приходят к фаталистическим и мистическим выводам, "Нет ничего случайного в этой природе", - писал Гольбах, Всё происходящее в природе, по мнению Гольбаха, должно быть только таким, каково оно есть; иным оно быть не может.

Особенно нелепа такая точка зрения в применении к обществу. Гольбах утверждал, будто разгорячённость крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение какого-нибудь монарха являются достаточными причинами, чтобы вызывать войны, порождать голод, заразные болезни. Достаточно иногда надлежащей диеты, стакана воды, говорил он, чтобы спасти от гибели царства.

Так, отрицая случайность, это направление метафизики фактически низводит объективную закономерность до уровня случайности. Энгельс, высмеивая метафизиков, писал: "Что в этом стручке пять горошин, а не четыре или шесть, что хвост этой собаки длиною в пять дюймов, а не длиннее или короче на одну линию, что этот цветок клевера был оплодотворен в этом году пчелой, а тот - не был, и притом этой определенной пчелой и в это определенное время, что это определенное, унесенное ветром семя одуванчика взошло, а другое не взошло, что в прошлую ночь меня укусила блоха в 4 часа утра, а не в 3 или в 5, и притом в правое плечо, а не в левую икру, - все это факты, вызванные не подлежащим изменению сцеплением причин и следствий, незыблемой необходимостью, и притом так, что уже газовый шар, из которого произошла солнечная система, был устроен таким образом, что эти события должны были случиться именно так, а не иначе. С необходимостью этого рода мы тоже еще не выходим за пределы теологического взгляда на природу" [9].

Другие метафизики отрицают необходимость и признают только случайность и тем самым также приходят к отрицанию научного взгляда на мир.

Так русские народники, будучи метафизиками и не умея отличать в сложной сети общественных явлений важные и неважные события, не понимали, что способ производства является коренной основой развития общественной жизни, и рассматривали человеческую историю как хаос случайностей.

Обеим этим разновидностям метафизиков свойственно неумение отличить существенные связи от несущественных, глубокие, определяющие связи от второстепенных, побочных, необходимые от случайных. Объявить всё случайностью, отрицать необходимость - это так же неверно, как отрицать случайность и признавать одну необходимость.

5. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗЕЙ ЯВЛЕНИЙ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Связи и закономерности явлений в различных исторических условиях имеют различный характер и проявляются по-разному. Одно дело, например, связь между производством и потреблением в условиях капитализма, а другое - при социализме. Новыми чертами обладает при социализме и связь между производительными силами и производственными отношениями.

Основной экономический закон капитализма обусловливает такой характер взаимосвязи всех элементов этой системы хозяйства, что становятся неизбежными диспропорция и глубокие противоречия между производством и потреблением, между промышленностью и сельским хозяйством, между различными отраслями промышленности. В условиях буржуазного общества потребление определяется капиталистическим характером распределения; потребление трудящихся масс ограничено их низкой покупательной способностью. При капитализме рост потребления масс (покупательной способности) никогда не поспевает за ростом производства и всё время отстаёт от него, то и дело обрекая производство на кризисы,

При капитализме только экономические кризисы устанавливают временно, до очередного кризиса, известное соотношение между различными отраслями хозяйства. Следовательно, восстановление взаимосвязей между различными отраслями общественного производства при капитализме осуществляется путём периодического разрушения производительных сил.

Капитализм не может развиваться без усиления эксплуатации рабочего класса, без полуголодного существования большинства трудящихся, без усиления гнёта империалистов в колониальных и зависимых странах, без конфликтов и столкновений между различными империалистическими группами мировой буржуазии.

Напротив, советский социалистический строй может развиваться лишь при условии неуклонного подъёма материального благосостояния и культурного уровня всех трудящихся Советской страны.

Взаимосвязь между производством и потреблением при социализме выражается в том, что, с одной стороны, развивая производство, совершенствуя его, люди создают возможности для непрерывного удовлетворения растущих и вновь возникающих потребностей масс, с другой стороны, в СССР рост потребления (покупательной способности) масс всё время обгоняет рост производства, толкая его вперёд.

Ввиду того, что в социалистическом народном хозяйстве общественная собственность на средства производства находится в полном соответствии с общественным характером производства, приспособленного к систематическому улучшению материального положения народных масс, в СССР нет и не может быть ни экономических кризисов, ни разрушения производительных сил. И в досоциалистических общественных формациях могут быть и действительно бывают периоды, когда производственные отношения полностью соответствуют характеру производительных сил - в этом и проявляется действие общего для всех формаций закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил.

Будучи наиболее подвижными и революционными силами производства, производительные силы идут впереди производственных отношений и в досоциалистических общественных формациях, и при социализме; производственные отношения преобразуются применительно к характеру производительных сил лишь спустя некоторое время. Однако на этом сходство общественных формаций кончается и начинаются глубочайшие отличия связи производственных отношений и производительных сил при социализме от связи их при капитализме и других эксплуататорских формациях. За старые производственные отношения в эксплуататорском обществе цепляются отживающие классы, бешено сопротивляющиеся приведению в соответствие производственных отношений с характером производительных сил. В силу этого неизбежно рано или поздно возникает конфликт между производственными отношениями и производительными силами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Диалектический материализм"

Книги похожие на "Диалектический материализм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Александров

Георгий Александров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Александров - Диалектический материализм"

Отзывы читателей о книге "Диалектический материализм", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.