» » » » Михаил Озеров - От Гринвича до экватора


Авторские права

Михаил Озеров - От Гринвича до экватора

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Озеров - От Гринвича до экватора" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Советский писатель, год 1984. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Озеров - От Гринвича до экватора
Рейтинг:
Название:
От Гринвича до экватора
Издательство:
Советский писатель
Год:
1984
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "От Гринвича до экватора"

Описание и краткое содержание "От Гринвича до экватора" читать бесплатно онлайн.



В основе книги Михаила Озерова "От Гринвича до экватора" — жизненный материал, почерпнутый в результате поездок писателя, публициста-международника (Индия, Шри Ланка, Вьетнам, Кампучия и др.). Большой раздел книги посвящен современной Великобритании. Немалый интерес представляют главы, рассказывающие о ФРГ, Италии, Испании, США, Австрии, Голландии.

За первое издание книги М. Озерову присуждена премия Ленинского комсомола 1982 года.






В Индии постепенно расстаешься с бессознательным, со студенческих лет привычным европоцентризмом в восприятии культуры (колоссальные пласты — Япония, Китай, Южная Азия, Ближний Восток, Африка — остались за пределами университетских знаний). И перед тобой медленно открываются черты мирового единства.

Речь идет, конечно, о существенных свойствах. Ибо следы поверхностных контактов обнаруживаются сразу и радости подчас не приносят.

В книжных магазинах, на уличных развалах — сочинения Марио Пьюзо, Жаклин Сьюзен, других авторов дешевой беллетристики. Их берут, берут охотно, не смущаясь ценой. А Хемингуэй, Томас Манн, Флобер остаются лежать на полках.

Экспансия «массовой культуры», конечно, развращает вкус людей. Кроме того, толкает национальное искусство в объятия коммерсантов. И, наконец, убивает интерес, особенно у молодого поколения, к собственному великому наследию и к нынешним художникам.

Об этом шел разговор с Чаваном Дхаваном. Мы встретились в двухэтажном доме писателя. Собственно, на втором этаже всего одна комната — кабинет. На полках бок о бок стоят «Рамаяна» и последний роман А. Хейли «Корни», стихи корейских поэтов и «Поднятая целина» М. Шолохова. На стенах картины индийских, американских, английских художников.

— У меня здесь все перемешано, — улыбается хозяин. — Впрочем, все перемешано, и подчас причудливо, и в самой Индии. Взгляните.

Дхаван показывает на телевизор. Минуту назад закончился индийский фильм, он шел на хинди. А теперь группа специалистов-международников обсуждает на английском языке события в Индийском океане.


Улица Дели


Чтобы почувствовать Индию, надо увидеть ее. Чтобы понять — нет, не понять, конечно, — хоть на шаг приблизиться к пониманию, надо отдалиться, сбросить наваждение Востока.

И тогда удивление при виде того, как естественно вписываются в пейзаж Дели построенные Ле Корбюзье здания, уходит: становится ясно, что архитектор уловил своеобразие восточного города, а город с готовностью принял идеи, родившиеся в далекой Франции.

И тогда магическое очарование Тадж-Махала обнаруживает глубинное родство с европейской культурой. У них общая основа, общая цель — гуманизм, хотя идут они к ней разными путями.

И тогда популярность, которую завоевала и продолжает завоевывать повсюду система йогов, уже кажется естественной. Перестаешь задавать вопрос, почему вроде бы восточное учение прививается ныне в Италии, ФРГ, Соединенных Штатах. В Лондоне я посещал секцию йогов, она есть в каждом районе английской столицы. И в Советском Союзе велик спрос на литературу о физической и психической саморегуляции, статьи на эту тему (пока они, правда, редки) — нарасхват.

…У ворот — табличка: «Центральный институт изучения йоги». Во дворе группа людей, постелив на траву коврики, выполняет упражнения. На гостей они не обращают внимания. Что ж, умение сосредоточиваться, не отвлекаться совершенно необходимо для занятий йогой.

Чуть в стороне — руководитель делийского института К. Шарма. Он здоровается, пожимает руку так, что становится больно. Во время разговора подпрыгивает то на одной, то на другой ноге.

— Вам холодно?

— Нет, просто когда вы пришли, я делал упражнения, а прерывать их ни в коем случае не следует.

Шарма крепкий, мускулистый. А пятнадцать лет назад врачи вынесли приговор: почечно-каменная болезнь, которой он страдает, неизлечима. Шарма ухватился за последнюю соломинку — йогу. В результате болезнь отступила. По его словам, за тринадцать лет он ни разу не чувствовал недомогания.

Медицинская наука родилась в Индии около шести тысяч лет назад. Тогда были написаны Аюрведа — книги, где исторические сказания переплетаются с медицинскими текстами. В них рассказывается о Джанвантре, основавшем хирургическую школу, и Супруте — знатоке диагностики. В древней Индии врача уважали, но от него и многого требовали. «Врач должен быть добрее и внимательнее к больному, нежели отец, мать, друзья и наставники», — говорится в одной из книг.

Печати с изображениями йогов были обнаружены среди остатков доисторической хараппской цивилизации, процветавшей в III и II тысячелетиях до нашей эры. Позже мудрец Патанджали систематизировал отрывочные сведения и рецепты. Считается, что он создал систему йогов. Это произошло во II веке до нашей эры. Несмотря на почтенный возраст, учение и сегодня чрезвычайно популярно. О нем выходят все новые книги, снимаются фильмы, в каждом городе есть центры йогов. Постановлением правительства методы саморегуляции в обязательном порядке изучают в школах и вузах, используют в армии, полиции, медицинских учреждениях.

Действительно, разве не полезно уметь разбираться в себе, контролировать свои поступки и психическое состояние? Вряд ли вызывает сомнение и необходимость утренней гимнастики. А кто откажется выглядеть в шестьдесят лет на сорок? Эликсир молодости — замысловатые позы, во время которых развивается завидная гибкость, и благодаря этому соли не откладываются в организме.

Делийский институт — научное учреждение. Но знаменито оно прежде всего больничным комплексом. В нем борются со стенокардией и диабетом, солевыми отложениями и бронхиальной астмой, гипертонией и радикулитом… Выписавшись, пациенты продолжают приходить сюда — занимаются оздоровительной гимнастикой и водными процедурами, обследуются. Институт открыли в 1976 году, за это время удалось вернуть здоровье тысячам людей.

Шарма показывает на очень полного пожилого мужчину. У него была тяжелая форма астмы, по ночам мучил кашель, он задыхался. Четыре месяца назад его положили в институт. Теперь он здоров.

— Возраст и тучность не мешают лечению?

— Йога доступна всем. И мужчинам, и женщинам. И старикам, и юношам. Телосложение тоже не имеет значения. Лишь для детей примерно до шести лет некоторые упражнения трудны.

Раздается удар гонга. Йоги приступают к водным процедурам. Они набирают в рот воды, а затем, в течение нескольких минут через одинаковые промежутки времени выплескивают ее фонтанами: раз, другой, пятый…

Шарма водит меня по институту. В больничном корпусе каждая палата рассчитана на три-четыре человека. На полках библиотеки две с половиной тысячи книг, примерно половина о йогах, другая половина — литература о медицине: о современной западной и о древней индийской. В лаборатории врачи изучают анализы, читают электро- и энцефалограммы.

Говорю Шарме, что хотя в Лондоне я полгода занимался йогой, однако принципиальной разницы в самочувствии не обнаружил.

— Вполне понятно, — отвечает собеседник. — Йога помимо физических упражнений еще образ жизни и мышления. Разум и поступки человека зависят от множества обстоятельств, от различных впечатлений, эмоций, мыслей. Хочешь стать йогом — научись контролировать себя и свое поведение.

Шарма рассказывает древнюю притчу о мальчике по имени Начикента. Он мечтал узнать правду жизни, смерти и бессмертия. И однажды бог смерти поделился с ним этой тайной, в которой, как и в других тайнах, нет ничего особенно таинственного. Победа над смертью, поведал бог, приходит в результате самоконтроля: человеческое тело — это колесница, которой правит разум, чувства — запряженные в колесницу лошади, а объекты чувств — дорога. Тот, чей разум не сдерживает чувства, подобен плохим лошадям в колеснице, добавил бог.

Для того чтобы контролировать свое поведение, необходимо познать себя. Задача трудная. Но, по мнению йогов, разрешимая. Собственно, самопознание и составляет основу системы. Путем самопознания, согласно ей, индивидуум может достичь «освобождения» от окружающей обстановки. Это учение, в общем, зовет к уходу в себя, созерцательности, оно отнюдь не способствует энергичному участию человека в том, что происходит вокруг.

Йоги убеждены, что болезни тесно связаны с настроением. У Шармы был знакомый — рабочий на фабрике. Однажды директор фабрики, объявил: скоро все производство будет механизировано. Рабочий испугался, что потеряет место. Ему стал сниться сон: станок в облике чудовища пожирает людей. Как-то проснувшись, он забыл, что с ним было вчера. Врачи поставили диагноз: амнезия — потеря памяти.

В делийском институте довелось слышать: отрицательные эмоции приводят к тяжелым заболеваниям, включая рак. Потому над входом в больничный корпус развевается плакат: «Главное — спокойствие души». Потому у пациентов стараются создать положительный эмоциональный настрой, поднять их жизненный тонус.

Удается ли это? У тех, с кем я встречался в институте, жизнерадостный, бодрый вид, никто не жалуется на плохое самочувствие или настроение.

Духовная закалка — необходимый элемент системы йогов. Другой не менее существенный элемент — закалка физическая. Она достигается упражнениями. Некоторые асаны (позы) можно выполнять лишь после месяца упорных тренировок. Многие асаны взяты из самой природы и носят названия птиц, животных, растений: «поза лотоса», «поза змеи», «поза лягушки».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "От Гринвича до экватора"

Книги похожие на "От Гринвича до экватора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Озеров

Михаил Озеров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Озеров - От Гринвича до экватора"

Отзывы читателей о книге "От Гринвича до экватора", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.