Сима Чиркович - История сербов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История сербов"
Описание и краткое содержание "История сербов" читать бесплатно онлайн.
Известный сербский историк, С.М. Чиркович посвятил свою книгу истории сербского народа. Конечно, сербская государственность и ее исторические перипетии (подробно рассматриваемые в работе) не отделимы от этнической истории сербов, однако первична именно последняя. Автор подчеркивает, что истоки формирования сербской национальной общности восходят к VII в., к эпохе миграции славянских племен на Балканском полуострове, но он утверждает, что процесс формирования сербского народа не закончился ни в XIX, ни в XX в. Драматические события, последовавшие за распадом Югославии, только подтверждают точку зрения автора и придают неоценимое значение его книге, впервые вышедшей в свет в 2004 г. на сербском и английском языках.
В реальной жизни стремление к преемственности особенно сильно проявлялось в отношении к церкви: феодалы брали на себя роль ее защитников и «вторых ктиторов», они строили, следуя примеру первых ктиторов, храмы за упокой душ — памяти своей и своих близких. Князь Лазарь пристраивает притвор к храму в монастыре Хиландар, с которым Бранковичи находились в самых тесных отношениях, так как почти из каждого поколения их семьи кто-нибудь становился здесь монахом. Следуя примеру сербских предков, Симеон Урош основывает в Метеорах храм Преображения, из которого впоследствии разовьется знаменитый монастырский комплекс.
Новизну вносило то, что и более мелкие феодалы воздвигали семейные храмы-усыпальницы, беря пример со знатнейших лиц, которые, в свою очередь, продолжали традиции правителей прежних времен. Перемещения центра государства к северу сопровождалось возникновением целого ряда церковных построек и памятников с новыми стилевыми особенностям. Образцом служило зодчество эпохи царя Стефана Душана. Константинополь и Салоники славились современными архитектурными памятниками. В облике храмов «моравской школы», как назывался последний сербский архитектурный стиль, ярко видны византийские черты, свидетельствующие о создании в восточном христианском мире под влиянием Византии единого культурного пространства.
Храмы той эпохи имели центральный купол, окруженный меньшими по размеру куполами; благодаря чередованию слоев камня и кирпича достигался эффект многоцветности; широко использовалась пластика, а фасады нередко украшались росписями. Окна и розетки на западных фасадах храмов вызывают ассоциации с готикой. Примеры подобного стиля дали представители династии Лазаря (Раваница, Любостиня, Манасия), им следовали и другие феодалы (Каленич, Дренча, Наупаре, Врачевшница). Все упомянутые монастыри, как и целый ряд других, находятся к северу от Западной Моравы.
Перенос центра государства. Смедерево на Дунае, построено в 1428–1430 гг., сербская столица с 1430 по 1459 г. Фото Б. СтругараВ светской архитектуре также сохранялась преемственность — строители широко применяли традиционную технику и материалы, следуя знаменитым образцам, в первую очередь константинопольским. Смедерево, отстроенное в 1427–1430 гг., своим планом и типом фортификационных сооружений должно было напоминать византийскую столицу. Постоянная угроза нападения вынуждала воздвигать новые и совершенствовать старые укрепления. Городские поселения помимо крепостных стен обзаводятся внутренними укрепленными пунктами, способными выдержать длительную осаду, о чем свидетельствовал опыт города Ново-Брдо. Примеры Раваницы и Ресавы (Манасии) свидетельствуют о том, что и монастыри становились крепостями.
С конца XIV в. феодальная знать и правители начинают размещать свои резиденции в городских поселениях, приобретавших статус столичных городов: Крушевац — у князя Лазаря, Белград — у Стефана Лазаревича, Смедерево — у Джурджа Бранковича. Сохраняются и развиваются традиции, воспринятые у Запада во времена Неманичей: рыцарство — в форме рыцарских орденов — и геральдика, представленная на сербских монетах начиная со времен Стефана Дечанского и царя Душана. Геральдическая символика с ее особым языком употреблялась не только на монетах и печатях, но и на перстнях, переплетах книг и даже надгробных плитах.
В период правления деспотов интенсивнее, чем раньше, осуществляется переписывание книг и перевод текстов, и таким образом расширяется сербская библиотека. По записям видно, что правителям в этом деле принадлежала значительная роль: они отдавали соответствующие приказания и приглашали монахов с Афона для переписывание книг. Репертуар расширяется настолько, что наряду с назидательной аскетической литературой, научными трактатами из разных областей знания, переводятся и переписываются развлекательные сочинения: «Александрида», «Роман о Трое», «Тристан и Изольда» и др. Продолжается составление жизнеописаний отдельных выдающихся личностей. Житие Ефрема — первого патриарха после тех, кто вошел в сборник Даниила, принадлежит перу епископа Марка. «Житие деспота Стефана», оригинальное по целому ряду особенностей, написал по повелению патриарха и собора Константин Философ. О деспоте Джурадже сохранилось лишь «надгробное рыдание», содержащее краткое риторическое восхваление отдельных его деяний. Лишь позже, среди беженцев в Среме, найдутся писатели, которые и последних Бранковичей (супругу деспота Ангелину с их сыновьями Джордже и Йованом) причислят к святым правителям.
Бремя двойного вассалитета
Столицы на берегах Дуная — сначала Белград, а затем Смедерево — символизируют положение деспотовины, значительно отличавшееся от государства Неманичей. В то время как прежнее государство тяготело к югу с целью подчинения себе развитых и богатых областей, новое перемещалось к северу, вновь осваивало и развивало некогда брошенные территории, искало поддержки у христианской Венгрии. Оно стало опорным пунктом как для дальнейших переселений на север, так и для обновления государства, находившегося под властью османов.
Геральдика. Гербы XIV–XV вв. а) двуглавый орел, приписываемый Сербии (Seruja, на каталонской карте 1339 г.; б) печать деспота Стефана Лазаревича (1426); в) печать Стефана Вукчича, «герцога святого Саввы» (ранее 1466 г.); г) герб Джурджа Црноевича, властителя Зеты (1494)Спорные территории у Савы и Дуная (а также земли в Северо-Восточной Боснии), к которым обычно применялось название «Земля короля Стефана» (имелся в виду Драгутин), превратились из яблока раздора между Сербией и Венгрией в связующее их звено. Деспоты несли за пользование этими землями вассальные обязательства, но в то же время занимали первое место в венгерском саборе и феодальной иерархии. Начиная со Стефана Лазаревича они считались первыми лицами после короля, у них были свои владения, им вменялось в обязанность постоянно содержать воинский отряд численностью в тысячу всадников, а также участвовать в походах, предпринимаемых королем, с отрядом в 8 тысяч солдат. Стефан еще при жизни получил от венгерской стороны согласие на то, чтобы его наследником был Джурадж. Войн между Венгрией и Сербией не было, но случались столкновения, как, например, при вмешательстве венгров в борьбу Стефана с Вуком Лазаревичем или когда деспот Джурадж участвовал во внутренних распрях венгерских феодальных групп.
Поражение турок при Ангоре в 1402 г. не освободило Стефана от его вассальных обязанностей. Договор между султаном Сулейманом и императором Иоанном VII предусматривал, что «сын Лазаря» должен платить дань и выставлять вспомогательный отряд, хотя возглавлять его обязан не был. Однако в ходе борьбы между сыновьями Баязида Стефан выбирал, кому оказать поддержку. Он держал сторону византийского императора, а помощью венгерского короля заручился на заключительном этапе борьбы Мехмеда и Мусы. Союзническая армия, во главе которой стоял Джурадж Бранкович, разбила Мусу в Болгарии в 1412 г. и тем самым дала Мехмеду I возможность распространить свою власть на все государство. Некоторое время новый султан был лоялен деспоту, но вскоре продолжил захватническую политику своих предшественников. В 1415 г. и Босния вошла в число османских вассалов — сначала королевство, а затем и те области, которые имели самостоятельность и находились под управлением Павловичей и Сандаля Хранича. Вскоре султан получил также возможность выступать арбитром в спорах между христианскими феодалами.
Деспоты продолжали называть себя самодержавными правителями, а Константин Философ, автор жития деспота Стефана, видел в двойной зависимости неповторимое выражение величия. Он высказал это в своей особой манере изложения. «Во вселенной восточные правители враждовали с западными, захватывали их земли и воевали друг с другом, он же (т.е. деспот) посылает свою армию к восточным (туркам) против западных, а к западным сам ходит на совет. И то и другое он совершал открыто, причем в течение многих лет. Никогда и никто воистину так не делал, только он единственный, великий и прекрасный в премудрости и силе…» В действительности же деспот испытывал давление и с одной, и с другой стороны. Мурад II (1421–1451), наследник Мехмеда I, наказал его за то, что он совместно с Венецией и венгерским королем помогал его сопернику в борьбе за престол. Когда летом деспот Стефан умер (19 июля 1427 г.), Сербия пережила разорение, потеряла ряд территорий и оказалась в тяжелом положении.
На его наследника Джураджа (с 1427 г. «господин», с 1429 — деспот) сразу же обрушились беды и со стороны турок, и со стороны христиан. Король Зигмунд поспешил вернуть себе свои города. Ему удалось захватить Белград; Голубац был передан тогдашним воеводой деспота туркам по причине какого-то невыплаченного долга, Мачва же осталась в руках сербского правителя. За Голубац развернулась упорная борьба, город оказался в осаде, в которой лично участвовал венгерский король, но его вытеснили за Дунай (1428). Помимо Голубаца турки заняли территории на юге — окрестности Ниша и Крушевац. Такой ценой, да еще при возобновлении обязанности платить дань и выставлять воинский отряд, Джурадж добился признания со стороны турок.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История сербов"
Книги похожие на "История сербов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сима Чиркович - История сербов"
Отзывы читателей о книге "История сербов", комментарии и мнения людей о произведении.