» » » » Сима Чиркович - История сербов


Авторские права

Сима Чиркович - История сербов

Здесь можно скачать бесплатно "Сима Чиркович - История сербов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Весь Мир, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сима Чиркович - История сербов
Рейтинг:
Название:
История сербов
Издательство:
Весь Мир
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-7777-0431-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История сербов"

Описание и краткое содержание "История сербов" читать бесплатно онлайн.



Известный сербский историк, С.М. Чиркович посвятил свою книгу истории сербского народа. Конечно, сербская государственность и ее исторические перипетии (подробно рассматриваемые в работе) не отделимы от этнической истории сербов, однако первична именно последняя. Автор подчеркивает, что истоки формирования сербской национальной общности восходят к VII в., к эпохе миграции славянских племен на Балканском полуострове, но он утверждает, что процесс формирования сербского народа не закончился ни в XIX, ни в XX в. Драматические события, последовавшие за распадом Югославии, только подтверждают точку зрения автора и придают неоценимое значение его книге, впервые вышедшей в свет в 2004 г. на сербском и английском языках.






Сербское средневековое государство не стремилось устранять автономные нормы, по которым жили разные группы населения, и насильно уравнивать всех жителей в правовом отношении. Перед ним стояли другие проблемы — как решать споры и тяжбы, возникавшие между этими автономными группами. Решение их становилось все сложнее: экономическая жизнь становилась более интенсивной, люди активнее перемещались по стране, различные группы населения теснее и чаще общались между собой. Все это и приводило к разным спорам и тяжбам, в которые вовлекались и представители разных автономных групп.

Во время правления короля Милутина на уровень общей нормы была возведена следующая известная из обычного права практика решения приграничных споров: тяжбы между королевскими подданными и жителями Дубровника решал суд, состоявший из одинакового количества судей с одной и с другой стороны. Такой суд (станак) широко применялся и при решении споров между приморскими городами. В областях, где не было общей границы, как, например, между Дубровником и Боснией в XIII и первой половине XIV в., смешанные тяжбы решал в духе римской традиции суд обвиняемой стороны.

Исключительно смешанный суд действовал при решении тяжб между саксонцами и жителями Дубровника, а также в тяжбах тех и других с подданными короля. Смешанные суды оставались актуальными, до тех пор пока существовали государства или общины с особым правом и собственной зоной юрисдикции.

Необходимость в новых решениях по организации судебного дела диктовалась все более усиливавшимся социальным неравенством, о котором нужно было заявить законодательно. В традиционном судебном деле в рамках обычного права главную функцию имела так называемая порота — суд присяжных. Порота никому не выносила приговор и не доказывала ничью вину, а только поддерживала подозреваемого или обвиняемого своим поручительством за его нравственные достоинства. Обвиняемый должен был найти определенное число людей, от одного до двадцати четырех в зависимости от тяжести преступления, и эти люди на суде клялись вместе с обвиняемым, что он не виновен, и тем самым оправдывали его.

Государство не оспаривало важность народного суда, а стремилось придать ему законные рамки. Поротникам (присяжным на суде) предписывалось пойти в церковь, чтобы священник привел их к присяге. Поротники не имели права никого мирить. Среди них не должно было быть ни одного родственника или врага обвиняемого (этот пункт был введен из-за применявшейся ранее практики, когда поротников выбирали прежде всего из числа родственников и соседей обвиняемого).

Прописывался и принцип выбора пороты: поротников должны были выбирать из того общественного слоя, к которому принадлежал обвиняемый. В одном из своих писем жителям Дубровника, датированном 1395 г., вдова сербского князя Лазаря совершенно определенно утверждает: «Знайте, что не все люди равны, есть властели и есть кметичи[18], как это существует у сербов и во всем мире, а нет того в законе, чтобы латинин клялся за серба или серб за латинина; есть закон, что поротой дубровчанину должна быть дружина (общество) дубровчан». Законник Стефана Душана подтвердил и укрепил положение короля Милутина, согласно которому поротниками знатному господину должны быть знатные господа, человеку из среднего сословия — равные ему, себрам[19] — их дружина, то есть общество. Помимо неравных мер наказания, применявшегося к людям разных сословий, эта практика была важным инструментом укрепления общественного неравенства.

Здесь имелось в виду разделение общества на три категории[20]; иначе говоря, различались, вслед за терминологией византийских юридических текстов, две категории людей — властели и себры. В обе эти категории входило много различных общественных слоев: с одной стороны, вельможи, властели и властеличичи, а с другой — целый ряд общественных групп, различных по статусу, по обязанностям, по положению в семье, во властелинстве (владении властеля), городе. В Законнике отдельно упоминаются отроки[21], меропхи, дворани, жупляни, сироте (бедняки), сокалницы, станики[22], купцы.

Государство в лице правителя не могло создать с помощью законодательства и регулирования общественных отношений единую систему, в рамках которой возможно было постепенное формирование общества равноправных людей. Наоборот, формируя механизмы решения тяжб между различными и по-разному организованными слоями населения, государство подчеркивало особое положение каждого из них. И это имело свое объяснение: в автономных общинах, живших по собственным законам, по сути, осуществлялась государственная функия — отдельный человек находился здесь под непосредственным надзором, здесь же решались внутренние споры и распределялись обязанности по отношению к государству.

Тем не менее сербское общество того времени было уже на пути к более серьезной интеграции, хотя различные его слои находились в разных фазах этого процесса. Церковь со священством и монашеством стала единой на уровне целого государства: у духовенства была определенная иерархия, оно действовало в рамках одних и тех же законов, решало одни и те же задачи, отличалось от прочих людей местом обитания, одеждой, образом жизни; в символическом плане представители духовенства являлись «отцамии пастырями» для «профанов», непосвященных. В значительной степени единым сословием был высший слой общества: его представители служили царю, были связаны с ним личной присягой на верность, обладали привилегиями и вели соответствующий образ жизни, к которому готовились еще с юности при дворе. В высшем слое общества ассимилировались и чужеземцы, особенно в эпоху деспотов, когда среди воевод были турки и албанцы из родов Мазареки и Спани. Однако среди властелей существовали и большие различия, и не только по месту на иерархической лестнице и богатству, но и по происхождению, числу поколений предков и их значимости, по землям, из которых они происходили. Среди властелей были и потомки древних вымерших династий, и местных правителей и др. В жупах только начал выделяться широкий привилегированный слой дворянства, занимавший все государственные и общественные должности — так же как патрициат в приморских городах, в которых все общественные должности занимали те патриции, чьи предки были в городском совете.

Самый многочисленный слой населения вообще не занимал никакого места в государственной иерархии, в системе королевской или царской власти. Так называемый сбор себров, о котором говорится в статье 69 Законника Душана, рассматривался как злонамеренное, недозволенное собрание, заговор, а отнюдь не часть государственного собора. Обычные люди объединялись в территориальных сообществах — селах, катунах, городских общинах с особой юрисдикцией, жупских союзах. Постепенно они начинали трансформироваться в «третье сословие», но развитие в этом направлении было прервано турецким завоеванием, когда была разрушена структура сербского общества.


Раскол в династии

В тех странах, где полнотой власти обладает правитель, от кого зависят и на ком замыкаются все личные отношения, пронизывающие систему государственного устройства, его смерть, а тем более скорая и внезапная, не могла не обернуться большим или меньшим кризисом. Наследник Душана был давно определен — это Стефан Урош, носивший титул короля, но, когда Душан умер, ему было всего 17 лет, и, судя по его дальнейшей судьбе и отголоскам позднейших событий, он не отличался большими способностями. Проблемы накапливались постепенно. Весной 1357 г. молодой преемник Душана, царь Стефан Урош (1355–1371), издавал указы и исполнял обязанности правителя, советуясь со своей матерью и патриархом. Уже тогда во вновь разгоревшихся спорах с Византией он потерял некоторые территории в окрестностях Христопо-ля, в Эпире и в приграничных северных областях.

Деспота Симеона, дядю молодого царя по отцу, вытеснили из его области в Эпире бывшие правители. Симеон завладел городом Костур с окрестностями, провозгласил себя царем и в 1358 г. попытался отнять у племянника Скадар. Уже в следующем году погиб деспот Никифор II, при котором Византия вернула себе власть над Эпиром и Фессалией, что дало Симеону возможность завладеть Фессалией, но не в качестве наместника, а в качестве самостоятельного правителя. Симеон основал свое собственное царство и новую ветвь династии, подписывался как «царь сербов и греков», а называл себя Симеон Урош Палеолог. Его наследником стал Иоанн (Йован) Урош Палеолог, впоследствии принявший постриг под именем Иоасаф. Потомки этой ветви Неманичей просуществовали в Фессалии предположительно до 1420 г.

События, происходившие в Сербии после смерти Душана, коротко описал бывший византийский император Иоанн VI Кантакузин. «…Умер и король, правитель трибалов, и среди них вспыхнул большой мятеж. И Симеон, брат короля, правивший тогда Акарнанией, стремился взять в свои руки всю власть над триба-лами, считая, что она принадлежит ему по праву, и склонил на свою сторону многих влиятельных трибалов; и сын короля Урош стал воевать с дядей из-за отцовской власти. И Елена, мать Уроша, не веря ни своему сыну, ни брату своего мужа Симеону, подчинила себе многие города, окружила их и себя большой армией и держала власть, ни на кого не нападая и не начиная войну. И самые сильные из знатных людей отстранили более слабых с власти, подчинив себе ближайшие к каждому города; одни помогали в войне молодому королю, но не участвуя сами в битвах и не подчиняясь ему как повелителю, а посылая на помощь войско как его союзники и друзья; другие помогали его дяде Симеону; а некоторые из них не встали ни на чью сторону, но, держа наготове армию, ждали, чтобы присоединиться к тому, кто победит».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История сербов"

Книги похожие на "История сербов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сима Чиркович

Сима Чиркович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сима Чиркович - История сербов"

Отзывы читателей о книге "История сербов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.