» » » » Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография


Авторские права

Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография

Здесь можно купить и скачать "Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство ПСТГУ, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография
Рейтинг:
Название:
Богослужебный устав и гимнография
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-7429-0858-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Богослужебный устав и гимнография"

Описание и краткое содержание "Богослужебный устав и гимнография" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие разработано на основе курса лекций «Богослужебный Устав и гимнография», предназначенного для слушателей факультета дополнительного образования ПСТГУ. В пособии в доступной форме изложены основные правила совершения богослужения в соответствии с ныне действующим Уставом Православной Церкви.

Курс «Богослужебный Устав и гимнография» не нацелен на обучение практическому совершению служб, его назначение – помочь учащимся более осознанно участвовать в общественном богослужении, способствовать восприятию богослужебной традиции Православия в целом. Поэтому в пособии особое внимание уделено разъяснению смысла совершаемых священнодействий и содержанию церковных песнопений, а уставные правила изложены по возможности кратко. В хрестоматии приведены схемы служб, тексты изучаемых в курсе песнопений, слова на Святую Пасху свт. Григория Богослова, фрагменты работ известных литургистов XX века и другие материалы, необходимые для успешного освоения курса.

Как источник первоначальных, базовых сведений о Богослужебном Уставе, пособие может быть полезным студентам теологических вузов, слушателям богословских курсов, а также всем изучающим православное богослужение самостоятельно.






Затем иерей, оставаясь перед престолом, поворачивается лицом к народу, возглашает: «Мир всем» и благословляет народ. Иерей приветствует молящихся тем самым благом, которого они только что так усиленно испрашивали. Он преподает дар сей, по заповеди Самого Господа, который оставил нам мир Свой. Во времена Спасителя «Мир» было обычным приветствием, и было любимым у Него (см. Ин. 14:27)[44], и Он повелел приветствовать миром всех ищущих мира (Мф. 10:12–13)[45]. Об этом говорит св. Иоанн Златоуст: «Разве я даю мир? Христос чрез нас вещает» (Беседа 3-я к Колоссянам). Затем диакон возглашает: «Главы наша Господеви приклоним», а иерей во время пения «Тебе, Господи», читает тайную молитву, называемую «молитвой главопреклонения»[46].

После этого на великой вечерне полагается ЛИТИЯ. Название этой части вечерни происходит от греческого слова, означающего «усердное моление». Лития представляет собой торжественное церковное шествие с пением и остановками для произнесения особых молитв. Литии известны в богослужении довольно давно и особенно характерны для богослужения по Уставу Великой Церкви, а также для богослужений в Иерусалиме. Шествия эти совершались по двум причинам: во время всенародных бедствий (землетрясений, нападений врагов и пр.) и в дни каких-нибудь праздников, для поклонения святым местам (например, к месту кончины мученика). Праздничные шествия особенно были распространены в Иерусалиме, где находится много мест, связанных с земной жизнью Спасителя[47].

Исхождение в притвор на литии имеет и еще одну предысторию. В притворе в древности стояли оглашенные и кающиеся, которым был запрещен вход в саму церковь. Дабы и их не лишить молитвы церковной, Церковь исходит к ним сама и молится вместе с ними, тем самым показывая, что и те, кто недостоин стоять вместе с остальными верующими, тоже могут ожидать для себя милости от Господа и оставления грехов их. С другой стороны, исхождение верных в притвор, к месту для оглашенных и кающихся грешников, означает глубокое смирение верных, готовых ставить себя на место оглашенных и грешников и молиться вместе с ними. «Во время литии, – говорит св. Симеон Солунский, – мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв[48].

Итак, лития – это всегда шествие, всегда исхождение из храма. В нашем богослужении эта традиция сохранилась в таком виде: когда совершается лития, священнослужители выходят из алтаря и уходят от него максимально далеко. Вообще полагается выйти в притвор, но притворы у нас такие маленькие, что в них невозможно поместиться и поэтому в зависимости от конфигурации и архитектуры храма, идут как можно ближе к притвору и как можно дальше от алтаря. А по Типикону должен быть даже некий выход за пределы храма (в иерусалимских монастырях совершались шествия в другие храмы, или молельни)[49].

Лития совершается только на великой вечерне. Это обязательная часть воскресного и праздничного Всенощного бдения, хотя в современной приходской практике в субботу вечером она служится не во всех храмах.

Священнослужители выходят из алтаря при пении особых стихир на литии. Напомним, что стихира – это тропарь, припеваемый к стиху псалма. Особенность литийных стихир состоит в том, что к ним никогда не бывает стихов псалма. Литийных стихир может быть разное количество, но в абсолютном большинстве случаев первой из них является стихира храма (она взята из службы престольному празднику). Например, в Успенском храме, первой будет петься стихира из службы Успению. Это довольно логично: представим себе, что мы двигаемся по пространству храма, исходим из него в притвор или за его пределы. Этот момент особенно уместен для воспоминания праздника или святого, в честь которого освящен храм[50].

Затем следуют особые литийные прошения. Они помещаются в Служебнике. В каком-то смысле можно сказать, что они представляют особую ектенью. Дьякон произносит прошения, а хор припевает «Господи, помилуй». На этом усердном, усиленном молении «Господи, помилуй» поется действительно усиленное количество раз. До революции было пять прошений, и «Господи, помилуй» пелось соответственно 40, 30, 50 раз и два раза по три. Второе прошение содержало моление о царствующем доме, сейчас в нашей литии оно, естественно, отсутствует. Остаются четыре прошения, и хор поет «Господи, помилуй» 40, 50 раз и два раза по три[51].

В конце литийных прошений произносится молитва главопреклонения, составляющая отпуст литии. Она начинается словами: «Владыко Многомилостиве…» В Типиконе так говорится о чтении этой молитвы: «И всем главы преклоншим (когда все преклонят главы), иерей молится велегласно», т. е. он должен очень громко произносить эту молитву от лица всех молящихся. На этом лития в узком смысле, как моление в притворе, заканчивается. Но мы еще увидим ее влияние на ход дальнейшей службы[52].

Все возвращаются в храм, и поется следующая часть вечерни – стихиры на стиховне. Они называются так потому, что имеют перед собой стихи, избранные из разных псалмов и других книг Священного Писания, подходящие для данного праздника или памяти святого.

После стихир на стиховне звучит молитва св. прав. Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши». Напомним слова этой молитвы: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля»[53]. Этот текст по Уставу полагается читать настоятелю. «Ныне отпущаеши», пожалуй, наиболее ярко отражает тематику вечерни – ожидание Спасителя. Молитва св. прав. Симеона произносится в конце службы и напоминает о важнейшем моменте человеческой истории – окончании ветхозаветного времени и начале времени новозаветного, о встрече Ветхого и Нового Завета.

Затем произносится Трисвятое; Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь; Пресвятая Троице, помилуй нас…; Господи, помилуй (трижды и опять); Слава, и ныне и молитва Господня Отче наш. В схеме службы все это обозначается так: Трисвятое. Отче наш.

После «Отче наш» поется самый главный текст изменяемой части вечерни – отпустительный тропарь, в котором кратко излагается сущность празднуемого события или похвала празднуемому святому (текст берется из Минеи).

На великой вечерне в составе всенощного бдения под воскресный день, по обычаю православной Церкви заключать каждый цикл молитвословий песнью в честь Пресвятой Богородицы, трижды поется тропарь: «Богородице, Дево», Для такого тропаря выбраны самые радостные из слышанных Богоматерью и дошедших до нас слов: приветствие Ей Ангела и прав. Елизаветы (Лук. 1, 28, 42). Тропарь составлен из этих библейских, боговдохновенных слов, которые окружены и переплетены нашими («Богородице Дево», «Марие», «Яко Спаса родила еси душ наших»). Основная мысль песни, приглашающая Богоматерь к радости, («радуйся»), в еврейском и греческом языках имела значение приветствия, в соответствие латинскому и русскому «здравствуй»[54]. Пение на воскресном всенощном бдении вместо праздничного тропаря песни, посвященной Матери Божией – это еще одно напоминание о том, что воскресенье является днем особого Ее прославления.

«Ныне отпущаеши», «Отче наш» и отпустительный тропарь звучат на любой вечерне. А следующее священнодействие – благословение хлебов – совершается только тогда, когда на вечерне была лития.

Среди храма поставляется тетрапод, или четвероножец, то есть столик с четырьмя ножками, на котором стоит блюдо с пятью хлебами и с сосудами с вином, елеем и пшеницею. Окончив литию, священнослужители из притвора входят внутрь храма и останавливаются посреди него перед тетраподом. Иерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый…», в которой просит Господа благословить хлебы сия, пшеницу, вино и елей, умножить их во всем мире, и верных, вкушающих от них, освятить. Перед чтением этой молитвы иерей поднимает один хлеб, начертывая им крест над прочими хлебами, а при чтении молитвы, на словах «Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елеи» указывает правой рукой на каждое из этих веществ, творя таким образом ею крест. Пять хлебов берется в память о насыщении Господом пяти тысяч человек пятью хлебами (Мф. 14:15–21)[55].

Благословение хлебов было установлено для подкрепления сил молящихся. Во 2-й главе Типикона сказано, что по окончании вечерни бывает чтение из Деяний, Посланий свв. апостолов или Апокалипсиса, во время которого все садятся, «кождо на своих местах»; келарь же, раздробив на блюде благословенные хлебы, раздает братии и почерпает всем, находящимся в храме, по единой чаше вина. После этого вкушения хлеба и вина в тот вечер никто уже не смеет больше ничего вкушать, «причащения ради пречистых Христовых Таин»[56].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Богослужебный устав и гимнография"

Книги похожие на "Богослужебный устав и гимнография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Никулина

Елена Никулина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография"

Отзывы читателей о книге "Богослужебный устав и гимнография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.