Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Богослужебный устав и гимнография"
Описание и краткое содержание "Богослужебный устав и гимнография" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие разработано на основе курса лекций «Богослужебный Устав и гимнография», предназначенного для слушателей факультета дополнительного образования ПСТГУ. В пособии в доступной форме изложены основные правила совершения богослужения в соответствии с ныне действующим Уставом Православной Церкви.
Курс «Богослужебный Устав и гимнография» не нацелен на обучение практическому совершению служб, его назначение – помочь учащимся более осознанно участвовать в общественном богослужении, способствовать восприятию богослужебной традиции Православия в целом. Поэтому в пособии особое внимание уделено разъяснению смысла совершаемых священнодействий и содержанию церковных песнопений, а уставные правила изложены по возможности кратко. В хрестоматии приведены схемы служб, тексты изучаемых в курсе песнопений, слова на Святую Пасху свт. Григория Богослова, фрагменты работ известных литургистов XX века и другие материалы, необходимые для успешного освоения курса.
Как источник первоначальных, базовых сведений о Богослужебном Уставе, пособие может быть полезным студентам теологических вузов, слушателям богословских курсов, а также всем изучающим православное богослужение самостоятельно.
Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа, (трижды). Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа (трижды). Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа (трижды). Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа (трижды).
Вторая часть полиелея – величание[65] с избранными стихами псалмов. Оно поется по случаю праздника Господского, Богородичного или святых. Во время величания совершается каждение храма. На воскресном всенощном бдении величания может и не быть, оно поется только в том случае, если на воскресенье придется праздник, в который положено служить всенощное бдение или утреню с полиелеем.
Далее поются тропари по непорочнах «Ангельский собор». Сами тропари нам хорошо знакомы: «Благословен еси Господи, научи нас оправданием Твоим. Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася…»[66] Но название их требует пояснения. «Непорочны» – это 17 кафизма, 118 псалом, начинающийся словами: «Блаженны непорочнии в путь, ходящии в законе Господни». По мысли Типикона, 17 кафизма должна звучать в воскресенье большую часть года. Но в реальности мы ее слышим на службах только несколько раз, например, на утрене Великой Субботы, когда совершается крестный ход с Плащаницей (чин погребения), на заупокойном богослужении и некоторых других службах. «Непорочны» практически вышли из употребления, а тропари, которые должны петься после них, «тропари по непорочнах», остались.
Тропари «Ангельский собор» являются принадлежностью воскресной службы. Их пение в воскресенье отменяется только в том случае, если отменяется вообще вся воскресная служба (по случаю Господского праздника, в Неделю Пасхи и Антипасхи [Фомину Неделю]). Эти тропари никогда не поются в будни, по субботам звучат всего два раза в год – в Лазареву и Великую субботы[67].
Потом звучат малая ектенья и седален по полиелее (после полиелея, т. е. после полиелейных псалмов). В воскресенье после малой ектении поется особое короткое песнопение ипакои. Название это происходит от греческого слова, означающего «повиновение», «внимательное слушание». Ипакои предписывается петь вместо седальна – песнопения, во время которого разрешается сидеть. Поэтому под ипакои нужно понимать такой седален, который требует более внимательного слушания, чем обычный, и который, поэтому, нужно слушать стоя, не послабляя телу, чтобы и дух не ослабел во внимании[68]. Ипакои находятся в Октоихе, по гласу.
Далее поются антифоны степенны. Антифоны – это песнопения, которые положено петь попеременно двум хорам, правому и левому клиросу. Слово «степенны» говорит о связи антифонов с 15-ю псалмами 18-й кафизмы (119–133). Псалмы эти названы «Песнь степеней», т. к. считается, что в древности два хора иудеев пели их на ступенях Иерусалимского храма (степень – это ступень). Наиболее известен 1-й антифон 4-го гласа «От юности моея мнози борют мя страсти…» Тексты антифонов находятся в Октоихе. Их, как и гласов, восемь вариантов. Назначение степенных антифонов – возвысить ум молящихся для восприятия слова Божия – Евангелия.
За антифонами следуют молитвословия, которые обычно произносятся перед чтением Евангелия и готовят верующих к внимательному его слушанию. В числе их прокимен и «Всякое дыхание да хвалит Господа». Воскресных прокимнов восемь, по числу гласов. Они, как и другие песнопения гласа, меняются каждую седмицу. Молитвословие «Всякое дыхание да хвалит Господа» произносится подобно прокимну (диаконом и хором), но является общим для всех гласов.
Чтение Евангелия на воскресной утрене связано с так называемым Евангельским столпом. В нем содержится не 8, как в системе гласов, а 11 вариантов текстов, так что один и тот же евангельский отрывок на воскресной утрене будет читаться 1 раз в 11 седмиц. Ряд этих утренних воскресных Евангелий начинается в Неделю всех святых (следующее воскресенье после праздника Святой Троицы). Исключением являются воскресные дни периода Цветной Триоди: в это время читают те же воскресные Евангелия, но в другом порядке. Евангельский столп помещен в Октоихе. Если его нет под рукой, то можно воспользоваться обычным православным календарем. В нем для каждого воскресного дня указано, какое именно Евангелие из 11-ти будет читаться на утрене.
На воскресном всенощном бдении всегда читаются Евангелия воскресные, кроме случаев, когда с воскресным днем совпадает двунадесятый праздник, Господский или Богородичный. В этом случае читается Евангелие праздника.
С воскресным Евангелием связаны еще три текста утрени: ексапостиларий, богородичен и евангельская стихира. Подробнее о них будет сказано ниже.
На воскресном всенощном бдении после чтения Евангелия поется торжественное песнопение «Воскресение Христово видевше», прославляющее воскресшего Господа. Эта песнь, как и «Ангельский собор», является принадлежностью воскресной службы. Она поется также на бдении Воздвижения Креста Господня и Вознесения Господня. На всех воскресных Всенощных бдениях от Пасхи до Вознесения это песнопение поется трижды. После окончания пения Евангелие полагается посередине храма на аналое.
После этого песнопения читается 50-й псалом «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Если служится будничная утреня, и полиелея, как праздничной части, нет, то этот псалом читается после кафизм и седальна. Он является неизменяемой частью утрени. В праздники 50-й псалом оказывается «внутри» полиелея, но не отменяется.
После 50-го псалма в воскресные дни поется: «Слава; Молитвами апостолов; И ныне; Молитвами Богородицы; Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…» И затем общая для всех гласов воскресная стихира по 50-м псалме: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный, и велию милость».
Молитвой диакона «Спаси, Боже, люди Твоя» (той, что читалась на литии), 12-кратным «Господи, помилуй» и возгласом иерея «Милостию и щедротам…» полиелей заканчивается.
После этого положено чтение канонов. При изучении темы «Богослужебные тексты» говорилось, что канон является важнейшей частью любой утрени. Рассматривали мы и структуру канона. Теперь осталось сказать только о правилах чтения канонов на утрене.
На воскресном всенощном бдении обычно читают четыре канона: воскресный, крестовоскресный, богородичный (все три печатаются в Октоихе) и канон святому данного дня из Минеи. Эти каноны соединяются в один по определенным правилам. На бдениях двунадесятых праздников и бдениях великих святых бывает по два канона, а иногда только один канон данному празднику или святому.
На вседневной утрене читаются три канона, из Октоиха и Минеи (святому дня). Для понедельника в Октоихе указаны каноны покаянный и Бесплотным Силам, для вторника – покаянный и Иоанну Крестителю, для среды и пятницы – Кресту и Матери Божией, для четверга – св. Апостолам и свт. Николаю. В субботу одним из канонов утрени почти всегда является канон престольному празднику храма. В 11-й главе Типикона «О канонех на утрене всея седмицы» указывается, как именно соединяются каноны Октоиха с канонами Минеи.
Чтение канона на утрене разделено на три части. После 3-й, 6-й и 9-й песен звучат малая ектенья и короткие песнопения. После 3-й песни канона произносятся седальны. По 6-й песне всегда бывает кондак и икос. По 9-й песне – ексапостиларий или светилен. При соединении двух праздников в один, кондак более значительного празднества поется после 6-й песни, а кондак менее значительного празднества переносится на другое место – его читают после 3-й песни, перед седальном[69].
Каждую песнь канона на Всенощном бдении или праздничной утрене положено завершать катавасией. Слово это происходит от греческого глагола, означающего «схожу вниз». Катавасия – это песнопение, для совместного исполнения которого певцы обоих хоров (ликов) должны были сходить с клиросов вниз. Катавасия представляет собой набор из 8-ми ирмосов какого-либо канона. Например, от Введения во храм Пресвятой Богородицы до отдания Рождества Христова поется катавасия «Христос раждается, славите». Это ирмосы рождественского канона. Еще одна хорошо известная катавасия – это «Воскресения день», ирмосы пасхального канона. Она поется от Пасхи до ее отдания. В другие периоды года поются другие катавасии. Чаще всего звучит катавасия «Отверзу уста моя»[70]. Она поется, когда нет ни предпразднества, ни попразднества какого-либо двунадесятого праздника. Подробные сведения о пении катавасий находятся в 19-й главе Типикона.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Богослужебный устав и гимнография"
Книги похожие на "Богослужебный устав и гимнография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Никулина - Богослужебный устав и гимнография"
Отзывы читателей о книге "Богослужебный устав и гимнография", комментарии и мнения людей о произведении.