Татьяна Лубченкова - Самые знаменитые путешественники России

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Самые знаменитые путешественники России"
Описание и краткое содержание "Самые знаменитые путешественники России" читать бесплатно онлайн.
Серию «Самые знаменитые» продолжает книга, посвященная великим русским путешественникам, заслужившим своими подвигами славу и признание. Среди героев книги читатели встретят и Семена Дежнёва, и Егора Хабарова, и Витуса Беринга, и Николая Миклухо-Маклая, и Александра Колчака и Федора Конюхова…
Вскоре после окончания своей второй арктической экспедиции Толль оставил службу в Академии наук и переехал в Юрьев. Здесь он занялся обработкой материалов экспедиции и одновременно стал писать очерк по геологии Новосибирских островов.
После возвращения Толля из второй арктической экспедиции состоялось его знакомство с С.О. Макаровым. Сам Макаров считал, что льды Ледовитого океана — это вполне преодолимое препятствие, если в распоряжении экспедиции имеется ледокол, способный пробиваться через льды к полюсу.
И когда ледокол «Ермак» был построен, Макаров добился откомандирования Толля для участия в экспедиции в качестве геолога. На Толля были возложены обязанности приобрести в Швеции и Норвегии приборы для географических и гидробиологических исследований. С этой задачей он блестяще справился.
20 мая 1899 года «Ермак» вышел из Кронштадта и взял курс на северо-восток к берегам Норвегии. Ледокол стал на якорь в бухте Локвик близ Тромса, в которой «Ермак» уже ожидал Толль.
16 июня ледокол направился к кромке льдов севернее Шпицбергена. В это же время на ледоколе полным ходом шли гидробиологические работы. Толль вместе с судовым врачом разбирали принесенные тралом организмы, помещали их в формалин и спирт. При подходе к ледяным заторам Толль стал заниматься орнитологией, охотился на чаек и собирал со льда каменный материал для своей коллекции.
Экспедиция шла полным ходом, когда Толль неожиданно получил телеграмму из Петербурга, извещавшую, что Академия наук вызывает его для организации самостоятельной экспедиции к Земле Санникова.
Толль получил телеграмму Академии наук в Ньюкасле, куда, по приказу Макарова, он отправился закупать необходимые материалы для укрепления ледокола. Он известил об этом Макарова и попросил освободить его от занимаемой должности геолога экспедиции. Макаров дал свое согласие, и Толль отбыл в Петербург.
Экспедиция Толля была необходима прежде всего по стратегическим соображениям: требовалось перебросить эскадру Балтийского флота на Дальний Восток к берегам Тихого океана. Кратчайший путь лежал вдоль северных берегов Азии. Кроме того, американские промышленные и торговые компании уже пытались использовать природные богатства Анадырского края. Американцами уже разрабатывались планы экспедиции вдоль побережья Сибири до устья реки Индигирки, куда их манил промысел морского зверя, мамонтовой кости и ценные российские недра. Канадские промышленники также стали разрабатывать планы экспедиции к Земле Санникова. Через сибирский сектор Арктики к северному полюсу рвались и германские научные экспедиции, за которыми стояли крупные немецкие торговые и финансовые круги.
Сбывалось предсказание Толля, высказанное им когда-то на заседании Академии наук — если русские не будут осваивать этих земель, туда придут другие.
Все это заставило русское правительство выделить на экспедицию значительные средства (около 150 тыс. рублей золотом).
Сам Толль долго обдумывал план экспедиции и понял, что в высоких широтах Арктики придется провести не одну, а две зимовки. Первая зимовка должна была быть проведена у восточного побережья Таймырского полуострова, севернее Хатангского залива, а вторая — на островах, расположенных севернее Новосибирского архипелага. Выбор места для первой зимовки объяснялся тем, что восточная часть Таймырского полуострова была совершенно не изучена, а исследования должны были дать необходимые сведения.
Весенние воды рек Хатанги, Анабары, Оленека и Лены способствовали более раннему освобождению от льдов моря между восточным побережьем Таймырского полуострова и Новосибирскими островами. Толль не исключал возможности остаться в Арктике и на третий год, если вторичная зимовка расширит район исследования и повысит производительность работ экспедиции. После зимовки севернее Новосибирских островов, Толль рассчитывал через Берингов пролив и северную часть Тихого океана достигнуть Владивостока, где он намеревался завершить экспедицию.
План Толля был принят комиссией Академии наук и утвержден ее президентом. В июле 1899 года Толль был командирован в Норвегию с целью подыскания подходящего судна для предстоящей экспедиции. По рекомендации Нансена выбор Толля остановился на китобойном барке «Гаральд Харфатер». По предложению президента Академии наук после покупки барк был переименован в яхту «Заря».
24 марта 1900 года Толль прочитал в Кронштадтском морском собрании лекцию о своих прошедших и о планирующейся экспедициях, рассказал о задачах, поставленных перед ее участниками.
После окончания лекции на кафедру поднялся Макаров, который назвал Толля преемником великих русских моряков прошлого, руководствовавшихся девизом: «Сила не в силе — сила в любви», так как только беззаветная любовь к науке дает исследователю силы претерпевать все трудности и лишения на своем пути. «Направляясь на поиски неведомой Земли Санникова, — закончил свое выступление Макаров, — пусть смелый исследователь Э.В. Толль знает, что моряки ему вполне сочувствуют, глубоко ценят его труды и от души желают полного успеха и благополучия в предстоящей экспедиции».
В конце мая 1900 года «Заря» прибыла из Бергена в Петербург. Опираясь на широкую поддержку научной общественности России, Толль энергично готовил экспедицию. Множество ценных советов он получил из Норвегии от Нансена.
В состав экспедиции вошли не только моряки, но и ученые: зоолог А.А. Белыницкий-Бируля, физик Ф.Г. Зееберг, назначенный в экспедиции астрономом и магнитологом, доктор медицины Г.Э. Вальтер, назначенный врачом-бактериологом и вторым зоологом.
21 июня 1900 года «Заря» вышла из Петербурга и к началу августа уже была в Карском море. В районе шхер Минина и полуострова Михайлова судно трижды садилось на подводные камни, но благодаря энергии экипажа благополучно снималось с рифов. Толль вел свое судно к полуострову Таймыр и 20 сентября подошел к нему.
Здесь «Заря» оказалась окруженной со всех сторон плавучими льдами и была вынуждена остаться на свою первую зимовку. Таким образом, не оправдались надежды Толля, что экспедиция в 1900 году успеет обогнуть Таймырский полуостров.
В ходе зимовки на небольшом гранитном острове, находящемся в одной мили от стоянки «Зари» и названном островом Наблюдений, были установлены специальные приборы для метеорологических и гидрологических наблюдений, изучения полярного сияния, развития и движения морского льда.
Одновременно было решено организовать несколько экспедиций по берегам моря и в глубь Таймырского полуострова. Ввиду того, что самому Толлю необходимо было оставаться на «Заре», эти экспедиции возглавил его помощник лейтенант флота Н.Н. Коломийцев.
Одним из главных дел Толля во время первой зимовки стало районирование Таймырского полуострова. Земли тундры, мыса Таймыра стали носить имена людей, некогда исследовавших полуостров: Минина, Мидзендорфа, Харитона Лаптева, Прончищева, Челюскина. Большая часть этих названий навсегда вошла в географическую науку.
Несмотря на то что вначале Толль не собирался покидать «Зарю», он все же не смог удержаться, чтобы самому не исследовать эту землю.
23 октября 1900 года он выступил к Гафнер-фьорду, куда прибыл спустя четыре дня. Здесь было устроено своеобразное депо для складирования продовольствия, рассчитанного на четырех человек на один месяц. Депо было сделано на случай дальнейших походов в глубь территории.
В апреле-мае 1901 года была устроена новая экскурсия к Гафнер-фьорду в целях изучения устья реки Таймыр, которое не удалось найти посланному сюда лейтенанту Коло-м цеву из-за несоответствия имеющихся карт действительному его расположению. Однако и на этот раз устье Таймыра найти не удалось.
Дальнейшие поиски Толль продолжил уже в июле, и лишь тогда они увенчались успехом — устье Таймыра было найдено.
На следующий день после возвращения Толля из экспедиции сильнейший шестибалльный ветер привел в движение всю массу льда, окружавшую «Зарю», и она вместе со льдом пришла в движение после 11-месячной зимовки.
1 сентября Толль вместе с другими участниками экспедиции высадился на берег вблизи мыса Челюскин для исследования крайней северной оконечности Азии. От мыса Челюскин экспедиция отправилась на поиски Земли Санникова. Вместе с тем Толля не оставляла мысль о месте для вторичной зимовки, поскольку часто встречавшийся лед все более затруднял плавание «Зари».
Перед ним все более возникал вопрос — уходить или ждать подходящего момента для высадки на берег? Наконец Толль принял решение идти к Земле Санникова, а если зимовка там окажется неудобной, спуститься на юг в Нерпичью губу, на остров Котельный. Однако спустя сутки обстановка изменилась и «Заря» оказалась со всех сторон окруженной льдами. Открытая вода оставалась только на юго-западе, и Толль принял окончательное решение идти на остров Котельный.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Самые знаменитые путешественники России"
Книги похожие на "Самые знаменитые путешественники России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Лубченкова - Самые знаменитые путешественники России"
Отзывы читателей о книге "Самые знаменитые путешественники России", комментарии и мнения людей о произведении.