Татьяна Лубченкова - Самые знаменитые путешественники России

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Самые знаменитые путешественники России"
Описание и краткое содержание "Самые знаменитые путешественники России" читать бесплатно онлайн.
Серию «Самые знаменитые» продолжает книга, посвященная великим русским путешественникам, заслужившим своими подвигами славу и признание. Среди героев книги читатели встретят и Семена Дежнёва, и Егора Хабарова, и Витуса Беринга, и Николая Миклухо-Маклая, и Александра Колчака и Федора Конюхова…
Он намеревался организовать еще одну экспедицию, но этому помешали тяжелая болезнь и смерть, последовавшая 26 сентября 1935 года.
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЧАК
Александр Васильевич Колчак был из породы тех людей, которые могут в труднейшую минуту для своего Отечества взять на себя всю полноту ответственности. Его имя и сегодня остается для нас символом чести моряка, капитана гибнущего корабля, который покидает его палубу последним, а иногда и остается на его борту…
Впервые род Колчаков упоминается в первой половине XVIII века. Родоначальником рода стал Илиас-паша Колчак — серб, принявший ислам, впоследствии ставший визирем султана.
В годы русско-турецкой войны 1739–1740 годов Илиас-паша Колчак руководил обороной Хотина и был взят в плен вместе со всем гарнизоном крепости. В своей знаменитой Оде императрице Анне Иоанновне на взятие Хотина М.В. Ломоносов впервые упомянул и об Илиас-паше:
«Коль скоро толь тебе, Колчак,
Учит Российской вдаться власти,
Ключи вручить в подданства знак
И больше избежать напасти?
Правдивый Аннин гнев велит,
Что падших перед ней щадит».
Таким образом бывший визирь султана оказался в России, и в дальнейшем представители его рода писали о себе, как о выходцах из Бугского и Донского казачьих войск.
Отец адмирала Василий Иванович Колчак (1837–1899) принимал участие в обороне Севастополя, был награжден Знаком отличия Военное ордена. В бою на Малаховом кургане 2 августа он получил контузию и ранение в руку и был захвачен французами в плен. После возвращения из плена на Принцевых островах Василий Колчак окончил курсы при Институте корпуса горных инженеров и для прохождения практики отправился на уральские горные заводы. По возвращении в Петербург Колчак был назначен членом комиссии морских артиллерийских приемников орудий и снарядов на Обуховском оружейном заводе. Даже после своего выхода в отставку в 1893 году в чине генерал-майора, он продолжал работать на Обуховском заводе заведующим сталепусканговой мастерской. Василий Иванович Колчак оставил после себя немало работ по истории металлургии в России и о самом металлургическом производстве. Кроме того, им были опубликованы воспоминания о Севастопольской обороне 1853–1855 годов.
Василий Иванович Колчак был женат на уроженке Одессы Ольге Ильиничне Посоховой, происходящей из дворян Херсонской губернии (1855–1894).
Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября (ст. стиля) 1874 года в Петербурге. Будущий «верховный правитель России» рос, как он впоследствии писал сам, «в чисто военной семье». Братья его отца также были военными моряками, так что даже окружавшая Александра Колчака среда была исключительно военной.
Домашнее образование позволило Александру подготовиться к поступлению в 6-ю Петербургскую классическую гимназию, в которой он проучился лишь до 3 класса. В 1888 году он уже числился в списках кадетов Морского корпуса. Среди своих товарищей он пользовался несомненным авторитетом и отличался серьезным отношением к делу и знаниями, которые он непрестанно пополнял. Колчак числился в числе первых воспитанников корпуса по успеваемости и в 1893 году был назначен фельдфебелем младшей роты.
Еще в ходе учебы Александр вместе с отцом часто посещал Обуховский завод, что дало ему возможность на практике применить теоретические знания по артиллерийскому и минному делу.
Весной 1894 года после окончания Морского корпуса Колчак отказался от предложенного ему первого места для распределения, считая, что его товарищ более достоин подобной чести. Александр был выпущен из корпуса вторым, получив, однако, при этом премию им. П.И. Рикорда.
Уже осенью Александр Колчак был произведен в мичманы. Первую офицерскую практику он провел на должности вахтенного начальника броненосца «Рюрик». Уже на следующий год Колчак перевелся на Тихий океан вахтенным начальником «Крейсера». Плавание на «Крейсере» стало первым серьезным походом Колчака. В свободное время он занимался научными работами по океанографии и гидрологии. Молодой офицер мечтал об открытии Южного полюса, но попасть в южные моря ему так и не удалось.
На «Крейсере» Колчак зарекомендовал себя способным и грамотным офицером, знатоком военно-морской истории и нескольких европейских языков. В «Записках по гидрографии» (XX выпуск, СПб, 1899) им были опубликованы «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды…», где описывались холодные течения у берегов Кореи.
По возвращении в 1899 году в Петербург лейтенант Колчак попытался перейти в команду на ледокол «Ермак», который должен был через несколько дней отправиться в Северный Ледовитый океан. Для этого он был готов даже уйти в отставку, но попасть на «Ермак» ему так и не удалось.
В это же время Колчак узнал о готовящейся Русской полярной экспедиции под руководством барона Э.В. Толля и обратился с запросом к академику Ф.Б. Шмидту, имеется ли реальная возможность принять в ней участие.
Но академик не смог сказать на это ничего определенного, и Колчак подал рапорт о переводе в Сибирский экипаж.
Уже год спустя Колчак получил приглашение участвовать в Русской полярной экспедиции в качестве второго магнитолога, занимающегося гидрологией. Для подготовки к своим будущим занятиям Колчак был назначен в Главную физическую обсерваторию в Петербурге и Павловскую магнитную обсерваторию. Для изучения новейших достижений магнетизма и гидрологии Колчак выехал в специальную командировку в Норвегию.
Зимой 1900 года Колчак приехал в Христианию (ныне Осло), предварительно заехав в порт Лаврик, в котором заканчивались ремонтные работы на яхте «Заря».
По прибытии в Осло Колчак сразу же направился в университетскую лабораторию Ф. Нансена. С знаменитым норвежским полярным исследователем молодой офицер уже давно вел переписку и сейчас получил от него приглашение на личную встречу, где он обещал показать Колчаку свое оборудование для наблюдения в полярных широтах.
Колчак познакомил Нансена с маршрутом будущей экспедиции. Дойдя до острова Бенетта, он спросил Нансена, допускает ли он существование где-то рядом неоткрытой Земли Санникова. Нансен не исключил такой возможности, но сказал, что существование этой земли остается под вопросом. Подсказку к решению этой загадки, сказал он, могут дать птицы, пролетающие в этих местах.
При прощании Нансен благословил Колчака и попросил беречь себя, сказав, что в Арктике потерять жизнь легче, чем выронить монету из дырявого кармана.
21 июня 1900 года «Заря» вышла из Кронштадта в арктическое плавание. Незадолго до начала экспедиции на борт судна поднимался адмирал С.О. Макаров, хорошо знавший отца лейтенанта Колчака. Теперь он подошел к его сыну и пожелал ему доброго пути в предстоящем плавании.
С начальником экспедиции у Колчака сложились хорошие и ровные отношения. Толль сумел быстро оценить способности молодого офицера.
«Наш гидрограф Колчак, — записывал Толль в своем дневнике, — прекрасный специалист, преданный интересам экспедиции. Руководство драгированием он также взял на себя».
С начала августа под руководством Колчака начались гидрологические работы. Через каждые четыре часа велись наблюдения над температурами и удельными весами поверхностного слоя морской воды и раз в сутки проводились глубоководные работы на станциях, в то время как «Заря» находилась в море. При проходе Югорского Шара с каждой станции брались образцы морской воды для дальнейших исследований. На самой «Заре» производились только объемные анализы на содержание хлора..
После входа яхты в Карское море одновременно с наблюдениями над поверхностным слоем воды велись записи о форме и состояния встречаемого льда. Все эти наблюдения проводились с помощью ареометров. Немалую помощь в этих работах оказали последние исследования Нансена и его советы, данные Колчаку при его визите в Осло.
Колчак проводил не только гидрологические, но и гидрохимические исследования. Определение солености воды проводилось по ходу «Зари». На общий же химический анализ пробы брали в химическую склянку и консервировали их, чтобы общий анализ провести на якорных стоянках — в порту Диксона, фиорде Миддендорфа и на месте зимовки «Зари».
Для взятия воды с различных глубин использовались батометры Петтерссона и Бамберга. Колчак отмечал, что эти батометры можно считать самыми совершенными приборами, поскольку они благодаря своей прекрасной изоляционной системе представляли возможность очень точно измерить температуру того слоя воды, в котором находились.
Преданность Колчака работе оценил Толль, назвавший его именем один из открытых им островов у берегов Таймыра (ныне остров Расторгуев).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Самые знаменитые путешественники России"
Книги похожие на "Самые знаменитые путешественники России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Лубченкова - Самые знаменитые путешественники России"
Отзывы читателей о книге "Самые знаменитые путешественники России", комментарии и мнения людей о произведении.