Валерий Губин - Вечное невозвращение

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вечное невозвращение"
Описание и краткое содержание "Вечное невозвращение" читать бесплатно онлайн.
Это сборник повестей, объединеных общей идеей — показать необычность и странность окружающего нас повседневного мира и житейских отношений, если смотреть на них не с позиции обыденного сознания, которое всегда строит прозаический образ мира, а через фантазию, через любовь, через память детства. Тогда мир явится непостижимой тайной, возбуждающей радость, восхищение, изумление или ужас. Герои книги обладают подобным видением, которое возникает в силу их стремления к свободе и самобытности.
Костя с интересом, даже с некоторой наглостью рассматривает Элю. Сразу видно, что она произвела на него впечатление. Мне это не нравится и одновременно наполняет гордостью.
— И долго пробудете?
— Не знаем. А что?
— Да так, хотел вам одно любопытное явление показать в здешнем лесу. Вы ведь историк?
Я думаю целую секунду.
— В общем да.
— Может быть, это будет как раз по вашей специальности.
— А что будет-то?
— То, что увидим. Если увидим. А словами передать сложно. Да, может быть, и не было ничего, только померещилось. До вечера!
Он уходит, а мы возвращаемся в дом пить чай. Эльвира кажется необычно тихой и просветленной.
— Я так давно не выбиралась из города. Наверное, уже года два. Скажи, а что в вашем лесу может быть такого необычного? Мне этот милый бандит показался взволнованным.
— У нас же здесь немцы были. Некоторые до сих по лесу бегают. Видно, Костя наткнулся на шалаш какого-нибудь одичавшего ефрейтора или фельдфебеля.
— Я тоже хочу увидеть фельдфебеля. Жаль только, что у вас тут фельдмаршалы не водятся.
— Раньше водились, но их всех выловили еще в сороковых.
— Может, хоть один остался?
Эльвира садится на кровать, кутается в одеяло и вдруг начинает рассказывать о своем покойном муже. Он был художником, последние два года почти не бывал дома, постоянно ездил за город на этюды и рисовал одно и то же: заснеженное поле и голые деревья. Когда бы он ни ездил — летом или зимой — на этюдах было все то же. Он говорил, что ищет прафеномен живописи, некий первоцвет, особое сочетание белого и черного и, если он когда-нибудь сможет его выразить на полотне, он совершит переворот в живописи. По-моему, тогда он, говорит Эля, уже сошел с ума, хотя для творческого человека это, видимо, не патология, а норма. Но постоянно общаться с ним стало невыносимо. Она сочувствовала его поискам, даже верила в его правоту, но все неизбежно шло к разводу.
— Я до сих пор никому не рассказывала об этом. Просто некому было. Некому исповедаться. Потому что я виновата, не нашла в себе сил его поддержать.
— Как странно. Я думаю, что твой муж был прав в своих поисках. Еще совсем недавно, когда я болел, мне мерещилось, что мир действительно в основе своей черно-белый, а все цвета и краски — иллюзия. Я даже видел во всем окружающем эту черно-белую жуть.
— Теперь не видишь?
— Вместе с тобой опять начали появляться и другие цвета: красный, коричневый и желтый.
— Почему именно эти?
— В моем детстве в вафельный стакан мороженщик клал три таких шарика.
— У тебя было счастливое детство.
— Конечно. Правда, я только сейчас начал это понимать. В пожилом возрасте воспоминания о детстве перестают быть воспоминаниями. Они становятся почти реальными событиями, я вновь их переживаю так, как переживал тогда, пожалуй, даже сильнее, потому что моя душа стала тоньше за эти годы.
— И что ты чаще всего вспоминаешь?
— Колодец. Здесь, на краю деревни, когда-то был высохший колодец. Он казался нам бездонно-глубоким, и мы мечтали когда-нибудь достичь дна. Несколько раз опускались туда на веревке то с факелом, то с фонариком, но дна так и не достигли. Я, как сейчас, вижу большие гранитные булыжники, вмурованные в бетон, мокрые, осклизлые, поросшие белесым мхом. Мы тогда верили, что этот колодец уходит в середину земли. Я часто спускаюсь в него во сне, и последние годы вся моя жизнь представляется погружением в колодец. Может быть, колодец — это мое бессознательное, глубины памяти, где я должен отыскать, вспомнить что-то самое важное.
— Покажешь мне этот колодец времени?
— Как странно ты его назвала.
— Ну да, времени. Ты же по нему спускаешься в свое прошлое.
— По-моему, его давно засыпали.
Я сажусь к ней на кровать. Она укутывает меня своим одеялом, и мы сидим так до сумерек, молча глядя, как гаснет день за окном, слушая, как стихают все шумы и воцаряется густая, плотная тишина.
Когда совсем темнеет, в стекло стучат:
— Соседи! Это Константин. Идете на экскурсию?
Круглов и Лена ехали в электричке. Через два ряда сидела компания, оттуда все время звучала гитара, слышалось пение. Песни все старые: Высоцкий, Кукин, Клячкин. Сначала непрерывное пение раздражало Круглова, потом он попривык, и ему вновь начали нравиться давно забытые мелодии и так странно звучащие сегодня слова.
— Зря мы едем! — Лена показала на лиловые тучи, ползущие от горизонта. — К вечеру зарядит — и неизвестно на сколько дней.
— Ну и хорошо. Будем сидеть на диване обнявшись и гадать по старой книге.
— Там от деда осталась какая-то книга Мичурина, в самый раз для гаданья: привои, подвои, скрещивания. Но все-таки лучше вернуться домой.
— Что-то подсказывает мне, что домой мы больше не вернемся.
— А куда мы денемся?
— Будем жить в деревне, дышать свежим воздухом, вставать в шесть, в семь электричка.
— Здорово! Вечером с сумками назад, пешком через ночной лес…
— Ну и что? Зато все время будем вместе.
— Нет. Такая жизнь на износ меня не прельщает.
— Значит, ты меня не любишь. Иначе бы скромно потупила глаза и промолвила: «Как скажешь, Эйсебио».
— Какая еще Эйсебио?
— Эйсебио — это я.
— Почему это ты Эйсебио?
— Может быть и не Эйсебио. Это, кажется, футболист был такой. А ты должна промолвить: «Как скажешь, Марио».
— Марио — это ты?
— Ну конечно! Я понимаю, что жить в деревне, а работать в городе было бы невыносимо физически. Но так, как мы живем, невыносимо духовно. В городе я чувствую, что сам собой не распоряжаюсь, что я включен в какой-то механизм, и он меня крутит и обрабатывает, хочу я этого или нет. Лучше бы все бросить — и прежде всего университет. Устроиться учителем в сельскую школу, получать машину дров на зиму, выращивать картошку на выделенном участке.
— Ты будешь выращивать?
— Почему все я? Картошку — ты.
— Извечная мечта русского интеллигента: опроститься, уехать в деревню, нести просвещение в массы, через год запить, через два повеситься от скуки или сбежать в город.
— У тебя правда есть Мичурин?
— Весной еще был, я на чердаке среди старых журналов видела.
— Мичурин нам поможет преодолеть все трудности. Ты, кстати, знаешь, как он погиб?
— Знаю, знаю. Вставай, юный мичуринец, прибываем.
Они опять шли через лес — Лена впереди, Круглов с тяжелым рюкзаком сзади. Быстро темнело.
— Что ты там затих? — прокричала Лена.
— Я думаю о Мичурине. Его светлый гений будет озарять всю нашу дальнейшую жизнь.
— Дался тебе этот Мичурин, кричишь на весь лес. — Лена подождала, пока Круглов ее не нагонит. — А я, между прочим, видела здесь Профа. У него, оказывается дом в нашей деревне, а тетя Клава, которая умерла пять лет назад — его бабка. Представляешь, как тесен мир!
— Видишь, и Проф здесь живет!
— Да нет, мне сказали, что он почти не бывает. Просто приезжал на выходные.
— А я уж решил, что знаю, почему он постоянно опаздывает на лекции.
— Постоянно я не опаздываю, — вдруг сказал голос у него над ухом. Это было так неожиданно, что Круглов отпрыгнул в сторону.
— Сергей Иванович! Это вы? Так же инфаркт можно получить!
— Запросто, — согласился профессор.
— Что вы здесь делаете, поздним вечером в лесу?
— Ждал вас, чтобы поделиться некоторыми мыслями по поводу платонической любви.
Позади него прыснули. Из темноты показались еще несколько силуэтов.
— Да у вас тут целая делегация!
— Это не делегация, — выступила вперед женщина, — а кружок по изучению трудов Мичурина. Меня зовут Эльвира Борисовна. А это наши соседи — Костя, Тоня и…
— Иголк, — подсказали ей из темноты.
— Просто целая масонская ложа. Ничего не понимаю.
— Пойдем с нами, студент, — пригласил Костя. — Сейчас все поймешь.
— Хорошо, пойдемте. Лена, ты где?
— Я здесь. Давай рюкзак вместе понесем.
Они прошли еще метров сто в сторону от тропинки. Круглов открыл было рот, чтобы спросить о повестке заседания кружка, как вдруг увидел впереди зеленое сияние.
Где-то около сорока я решил, что проживу, постараюсь прожить лет семьдесят пять. С тех пор прошло более десяти, и я до сих пор не изменил своего решения. Однако недавний инфаркт сильно подорвал мою уверенность. Я стал думать, что моя жизнь — это движение по тонкому, хрупкому льду, а семьдесят пять — далекий, еле видный вдали берег. И добраться до него будет для меня чудом.
Основным злом моей жизни, с которым я всегда боролся, было равнодушие. Я равнодушно относился к своим родственникам, то есть, конечно, готов был им помочь и помогал, если возникали проблемы, но если проблем не было, я забывал об их существовании.
Я равнодушен к своим коллегам и никогда ни с кем из них не сходился близко. В моей жизни были лишь два друга, которых я по-настоящему любил, но они умерли, последний уже десять лет назад. Сейчас есть только приятели, с которыми мы не видимся по полгода. Я равнодушен к власти любого уровня, ко всем событиям и политическим проблемам, которые происходили или происходят в стране, потому что никогда не мог отделаться от чувства, что это все разыгрываемый спектакль для бедных.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вечное невозвращение"
Книги похожие на "Вечное невозвращение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валерий Губин - Вечное невозвращение"
Отзывы читателей о книге "Вечное невозвращение", комментарии и мнения людей о произведении.