Юрий Вронский - Странствие Кукши. За тридевять морей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Странствие Кукши. За тридевять морей"
Описание и краткое содержание "Странствие Кукши. За тридевять морей" читать бесплатно онлайн.
Книга нашего современника Ю. П. Вронского в увлекательном, захватывающем повествовании открывает перед нами страницы истории. Норвежские викинги недалеко от Ладожского озера похищают словенского отрока. Это похищение становится началом его необычайных приключений и странствий. Морским путем мальчик огибает Западную Европу и по рекам Восточной Европы возвращается домой. Путешествие приносит ему много испытаний и необыкновенных приключений. Удивительная встреча с Андреем юродивым переворачивает жизнь юного язычника, показывая величие и красоту Христианства. Кукша становится участником важного исторического события – Крещения Киева святыми братьями Кириллом (Константином) и Мефодием при князьях Оскольде и Дире. Этот факт был описан в «Очерках по истории Русской Церкви» профессора А. В. Карташева и в книге протоиерея Льва Лебедева «Крещение Руси»…
Словоохотливый послушник сам сообщает, что старший из братии, именем Стефан, давно уже пришел сюда из Корсуня, наслушавшись рассказов об Андрее Первозванном, поставившем святой крест на горах над Днепром и предсказавшем небывало яркий расцвет здесь христианской веры.
Очень хотелось брату Стефану отыскать Андреев крест и поклониться тому кресту: ведь Андрей Первозванный – первый Христов апостол! Шел черноризец Стефан, как и апостол Андрей, правым берегом, пока Господь не привел его к Андрееву кресту. Поклонился Стефан великой святыне, но уходить из Киева не захотел, нашел себе подходящую пещеру и поселился в ней.
Брат Стефан – ученый человек, знает, помимо Святого Писания, языки – греческий, еврейский и словеньский, а сам родом из таврических русов. Его единоплеменники – весьма кровожадный народ, и Стефан каждый день особо молится, чтобы Господь просветил их.
Велик и непостижим Небесный Промысл! Именно Стефану, выходцу из этого нечестивого племени, указал Господь подвижнический путь! В Таврии еще до рождения Стефана подвизался благочестивый муж святитель Иоанн Готский. Он-то и переложил на язык русов «Отче наш» и некоторые церковные службы. Господу было угодно, чтобы переложения эти попали в руки юному русу, будущему брату Стефану.
В Киеве к Стефану в разное время присоединились еще трое, все трое из племен языка словеньского: полянин, дулеб и древлянин[123]. Стефан их просветил, крестил и постриг в монахи. Выдолбили они себе в пещере кельи и устроили подземную церковь во имя Андрея Первозванного. Ныне Стефан здесь игуменом[124]. Сам же Фармуфий пока еще белец[125], проходит послушание, готовится к постригу.
Наконец они поднимаются по склону оврага, в котором Кукша с Вадой прятались от дождя, и оказываются на поляне, уже знакомой Кукше. Братья заняты делом, особенно важным по случаю засухи, – носят воду из-под горы, с родника, и поливают огород, у каждого два ведра на коромысле, а здоровенный Феофан, самый сильный из троих, несет еще третье ведро в левой руке.
– Оставьте ведра, – возбужденно кричит Фармуфий, – и идите все сюда!
Удивленные монахи послушно ставят ведра на землю и идут к Фармуфию, приведшему какого-то незнакомого юношу с вороным конем в поводу.
– Сей муж, – торжественно возглашает Фармуфий, указывая на Кукшу, – только что приплыл из Константинова города, он знает Андрея Блаженного!
Игумен Стефан, не говоря лишнего, садится на пенек, Кукшу сажают напротив него. Игумен слушает гостя, глядя куда-то вниз, на Кукшины ромейскис сапоги, короткие, едва достигающие голени, схваченные ремешком над лодыжками. Впрочем, Кукша скоро убеждается, что сапоги не занимают игумена, его взгляд слишком сосредоточен и неподвижен, чернец глядит сквозь все, что перед ним, может быть, даже сквозь землю.
Вокруг него стоят другие монахи и послушник Фармуфий. Иногда игумен задает вопросы, из коих явствует, что слушает он внимательно, не пропуская ни единого слова, что ему необходимо знать все в подробностях, но только то, что было на самом деле.
– Так тебе помечталось, – настойчиво допрашивает он, – или ты въяве видел язвы на руках и ногах Андрея?
– Думаю, что помечталось, отче, – отвечает Кукша, – из-за того, что видел перед тем сон…
– Продолжай, – велит игумен Стефан.
Кукша продолжает, пока игумен не перебивает его новым вопросом:
– Ты это верно запомнил, что Блаженный приподнялся, чтобы помочь тебе вытащить из-под него плащ?
– Так же верно, – отвечает Кукша, – как то, что у меня два имени.
– Значит, он не спал, – задумчиво говорит игумен. – А ты не слыхал, не сказал ли он чего-нибудь?
– Чего не слыхал, того не слыхал, – сокрушенно отвечает Кукша.
– Должен был сказать, – тихо, почти про себя, молвит игумен.
Рассказывая, Кукша замечает, что у Фармуфия в руках две легкие доски, с одного края скрепленные ремешком, раскрытые наподобие книги. Ему не нужно гадать, что это такое – еще живя в доме доброго Епифания, он учился писать на воске, разлитом по едва заметному углублению, обрамленному своего рода полями, как у иконы. В Царьграде все так учатся письму, это удобно – заровнял лопаточкой написанное, и опять перед тобой чисто, можешь писать снова. Фармуфий не праздно держит перед собой восковую доску, а быстро-быстро пишет на ней – записывает то, что Кукша рассказывает об Андрее. Другие держат точно такие же доски наготове, чтобы отдать Фармуфию, когда понадобятся.
– На сегодня довольно беседы, – говорит наконец игумен и встает, – тебе надо поспеть домой засветло, негоже в темноте с конем по оврагам шататься.
С этого дня Кукша становится другом черноризцев из маленькой пещерной обители.
Глава восьмая
ОБЕДНЯ[126] В ПЕЩЕРНОЙ ОБИТЕЛИ
Боясь опоздать к обедне, Кукша приходит загодя. Он семь дней строго постился, ел только растительное и то всего лишь раз в день – перед причастием необходимо очиститься и душой, и телом. Уже рассвело, и солнце золотит вершины сосен. После поста Кукша чувствует себя таким легким, что ему впору оттолкнуться от земли и полететь, словно он ангел, однако в голову ему лезут всякие пустяки и он старательно настраивает себя на благоговейный лад, ведь он пришел к обедне! Но вот из-за огромной сосны появляется могучий Феофан и ведет Кукшу куда-то вниз.
Вход в пещеру скрыт от посторонних глаз – он в узком и крутом ответвлении оврага, заросшем лещинником. Над входом нависают корни дуба, а ниже чуть слышно журчит ручей, невидимый среди зарослей. К нему от пещеры ведет выложенная камнями тропинка.
В пещере горит воткнутый в стену смоляной светоч. Феофан берет его и идет впереди, освещая дорогу.
– Мы не каждый раз ходим здесь со светом, – говорит Феофан, – привыкли, можем и так.
Сперва приходится идти согнувшись. Но уже через несколько шагов потолок делается выше и можно выпрямиться. Вскоре ход расширяется, здесь можно свободно разойтись двоим. Справа и слева выдолблено по два маленьких помещения. Это кельи. В каждой постелена солома и стоит небольшой высокий столик с наклонной столешницей. Кукше знакомы такие столики, они служат для чтения и письма.
Налево ответвляется еще один ход. Он низок и узок, однако впереди брезжит свет. Приходится согнуться, но через несколько шагов оба оказываются в помещении величиной примерно с четыре кельи. Это церковь обители. Потолок здесь сводчатый, он выше, чем в остальной пещере. Прямо против входа в стене выдолблен крест высотой почти до потопка. В кресте – ниша, в ней стоит образ Спасителя, а перед ним – семь восковых свечей в скудельных подсвечниках. Это восточная часть церкви.
Здесь прямо возле самой стены возвышается престол[127]. Слева от него на полу сложены масляные светильники и кадильницы. Неподалеку узкогорлый кувшин с ручкой и деревянная лохань на ножках, эти сосуды, по-видимому, служат для омовения рук. В западной части церкви, той, которая прилежит ко входу, пол несколько углублен. «Это ради того, чтобы в восточной части образовалось возвышение – амвон!» – догадывается Кукша.
Кукша замечает на левой, северной, стене писанный красками образ какого-то святого, правую руку святой держит перед собою ладонью вперед, в левой сжимает долгий крест. «Андрей Первозванный!» – догадывается Кукша.
Перед амвоном стоит послушник Фармуфий и читает по книге часы[128]. Читает он по-гречески – в обители вся служба происходит на греческом языке. Фармуфий даже глазом не косит в сторону Кукши. Тем временем игумен Стефан облачается в долгополую белую тунику[129] – подризник, а на плечи возлагает епитрахиль – широкую ленту, вышитую крестами. Концы ее спускаются ему на грудь. Епитрахиль – главный знак священнического сана. Поверх всего игумен Стефан надевает фелонь – безрукавное одеяние с отверстием для головы, это одеяние еще называют ризой. Игумен готовится к совершению обедни, такое приготовление зовется проскомидия.
Возле жертвенника[130], что в углу у северной стены, сразу при входе, на полу, стоят четыре корчаги разного вида – с вином, водой, елеем и лампадным маслом, а на жертвеннике – еще три сосуда, один с двумя ручками и два на ножках. Тот, что с двумя ручками – для смешения вина с водой, другой, поменьше, на ножке, – потир, в него наливают вино, уже смешанное с водой, его еще называют чашей, и блюдо, тоже на ножке, – дискос. Оно для срединных частей, вырезаемых из просфор[131].
Первая просфора с глубокой древности зовется «Агнец»[132], ибо пресуществляется в тело Христа, Агнца Божия. В середине ее крест и надпись «ИС ХС – НИКА», что значит «Иисус Христос – Победитель». Остальные четыре просфоры посвящены Богоматери, пророкам, апостолам, мученикам и подвижникам.
Завершив облачение, игумен Стефан берет нож в виде копьеца[133], вырезает середину из первой просфоры и кладет ее на дискос, потом вырезает срединные части из других четырех просфор и тоже кладет на дискос. После этого наливает в сосуд с двумя ручками вина из греческой корчаги, а из другой корчаги – воды. Приготовленное вино игумен Стефан переливает в чашу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Странствие Кукши. За тридевять морей"
Книги похожие на "Странствие Кукши. За тридевять морей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Вронский - Странствие Кукши. За тридевять морей"
Отзывы читателей о книге "Странствие Кукши. За тридевять морей", комментарии и мнения людей о произведении.