Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии отражена эволюция политических систем ряда стран Европы, Средиземноморья и Россия, которые вызывают наибольший интерес в мировом сообществе. На широком историческом и политологическом материале рассматривается динамика развития политических систем в них, обусловленная историческими факторами, культурой, традициями, особенностями географического положения, менталитета народов, населяющих государство, а также прослеживается эволюция политических систем в XX–XXI вв. Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих политологию и страноведение.
С 2000 года произошли изменения в церковной жизни, евангелическо-лютеранская Шведская церковь, объединяющая 85 % граждан, стала независимой от государства и юридически уравнена в нравах с 36 другими религиозными общинами страны.
В последние десятилетия все большее распространение получают новые формы семьи – незарегистрированный (гражданский) брак, причем такая семья имеет все те же нрава, что и традиционная. XX в. внес большие изменения в положение женщин, они полностью уравнены в правах с мужчинами. Женщины занимали 50 % министерских постов в правительствах Перссона и свыше 40 % мест в риксдаге, все виды трудовой деятельности для них открыты, в том числе работа священнослужителя (с 1958 г.) и служба в армии (с 1980 г.).
Одной из важнейших особенностей международной политики Швеции является то. что, в течение полутора веков Швеция неизменно оставалась нейтральной, не присоединяясь к военным блокам, коалициям и союзам, хотя в настоящее время поддерживает прочные политические связи с НАТО. Сильная оборона считается важной частью шведской политики безопасности, а доля расходов на оборону составляет около 3 % валового внутреннего продукта. В настоящее время Швеция активно участвует в международном сотрудничестве, выделяя около 1 % валового национального дохода на помощь развивающимся странам. В 1995 году Швеция присоединилась к Европейскому союзу, но в 1999 году воздержалась от вступления в Европейский валютный союз. Швеция успешно развивает всестороннее межскандинавское и балтийское сотрудничество.
Территориально государство Швеция расположено в Северной Европе, на юго-востоке Скандинавского полуострова. Граничит на северо-западе с Норвегией, на северо-востоке с Финляндией. На юго-востоке территорию Швеции омывают воды Балтийского моря и Ботнического залива, на юго-западе проливами Эресунн (отделяет Швецию от Дании), Каттегат и Скагеррак. В составе Швеции острова Готланд и Эланд площадь 450 тыс. км2. Население 9,2 млн. человек (2002 г.). По этническому составу шведы – 91 %, финны – 3 %, саамы, норвежцы, датчане – 6 %.
Швеция – наследственная конституционная монархия с парламентской формой правления. Новая Конституция была принята 27 февраля 1974 года и вступила в силу 1 января 1975 года. Впоследствии в нее был внесен ряд изменений и дополнений. Согласно новой Конституции главой государства является король, за которым сохраняются представительские функции. В настоящее время королем Швеции является Карл XVI Густав, вступивший на престол в сентябре 1973 в возрасте 27 лет и ставший 17-м по счету королем из династии Бернадотов, основанной известным наполеоновским маршалом Жаном-Багистом Бернадотом, который правил под именем Карла XIV Юхана с 1818 года по 1844 год.
Действующая с 1975 года новая Конституция базируется на принципах народовластия, демократии и парламентаризма. Конституция включает 3 основных закона: «Акт о престолонаследии», «Акт о форме правления», «Акт о свободе печати». Прежняя Конституция действовала в течение 165 лет. Ее принятие связано с буржуазной революцией направленной на ограничение самодержавия и приведшей к компромиссу между королем и крупными феодалами с одной стороны, и мелким дворянством, буржуазией и купечеством – с другой. Форма правления от 1809 года и Акт о риксдаге 1810 года отразили этот компромисс, поскольку они внесли только некоторые изменения в старые государственно-правовые формы. В стране были сохранены монархия и сословно-представительный риксдаг.
Король Швеции, согласно Конституции, имеет широкие официальные полномочия «представлять свою страну». Король имеет высшее воинское звание и является верховным главнокомандующим, председательствует на заседаниях кабинета министров, принимает верительные грамоты иностранных послов, присваивает высшие воинские звания, награждает знаками отличия. В Швеции от имени монарха объявляются амнистия и помилование. Политические прерогативы монарха весьма обширны, но на практике, в настоящее время, самостоятельно им не используются (например монарх должен советоваться с премьер-министром, прежде чем выехать за границу). Монарх имеет право на атрибуты королевской власти, содержание (включая и резиденции). Институт монархии сохраняется в Швеции как гарант стабильности, символ единства нации. Если болезнь, поездка за границу или иная причина мешает королю выполнять свои обязанности, то временно обязанности главы государства выполняет член королевской династии. Если королевская династия угаснет, риксдаг в дальнейшем назначает регента для выполнения обязанностей главы государства.
Законодательная власть принадлежит риксдагу – однопалатному парламенту, состоящему из 349 депутатов (до 1975 г. – двухпалатный). Шведский риксдаг принимает законы и бюджет, устанавливает налоги и сборы, ратифицирует международные договоры, на основе голосования утверждает кандидатуру премьер-министра, состав правительства, избирает постоянные комиссии, финансовых ревизоров. Риксдаг обладает правом увольнения правительства в отставку, может, выразив вотум недоверия, отклонить предложение по составу правительства или вынудить отдельного члена кабинета уйти в отставку. Внутренняя работа в риксдаге сосредоточена в 16 постоянных комиссиях.
Депутат представляет население округа от которого был избран. Путем личных контактов, через помощников и партийных кураторов округа, депутат осуществляет связь с избирателями и оказывает помощь в выполнении конкретных просьб. Депутат рикстага обладает личной неприкосновенностью на период исполнения своих полномочий. Жалование депутата в пересчете составляет около 7500 долларов в месяц, кроме того оплачивается работа помощников.
Высшая исполнительная власть в стране принадлежит кабинету министров (правительству), возглавляемому премьер-министром. Правительство наделено большими полномочиями. Премьер-министр избирается в риксдаге. Когда должен быть избран премьер-министр, тальман (председатель риксдага) созывает на совещание представителей от каждой партийной группы, консультируется с вице-тальманами и передает затем предложения риксдагу, который должен не позже чем на четвертый день после этого передать предложение на голосование.
Для шведов характерно, что правительство – всегда правительство парламентского большинства, формального или неформального, и принятие любого закона, с проектом которого кабинет входит в парламент, можно сказать предрешено. Однако самому этому вхождению могут предшествовать длительные, разветвленные и ожесточенные дебаты, как внутри партии и политического блока, в парламентских институтах, так и в обществе. Если в ходе процесса подготовки законодательного акта возникает опасение, что предлагаемый проект не будет поддержан в риксдаге, его откладывают в сторону на неопределенное время. Для того, чтобы сместить правительство нужно при голосовании заполучить две трети голосов депутатов риксдага, что делает такую попытку, от кого бы она ни исходила, практически нереальной. Не случайно эпизоды голосования в шведском риксдаге по вопросу о недоверии очень редки.
Кабинет министров подготавливает законопроекты и, по поручению риксдага, может принимать акты имеющие силу закона, назначает губернаторов, высших чиновников, дипломатических представителей за границу. руководит вооруженными силами, органами управления. Кабинет несет коллективную ответственность за все решения, принимаемые правительством. Его членами являются премьер-министр, выполняющий руководящие и координирующие функции, министры, возглавляющие 13 министерств, и несколько министров без портфелей. Как правило, члены кабинета выбираются из состава депутатов риксдага, а их парламентские обязанности в это время выполняют заместители. Подготовкой законопроектов, выносимых на рассмотрение парламента, занимаются 13 министерств: финансов, иностранных дел, обороны, промышленности, сельского хозяйства, образования, коммуникации, окружающей среды, социального обеспечения, труда, юстиции, жилищного строительства и коммунального хозяйства, гражданских дел.
Проведение в жизнь законов и постановлений возложено на 100, сравнительно независимых в своей деятельности, центральных административных управлений и 23 губернских управления. В каждом из 23 губернских управлений имеется местный выборный орган ландстинг, к компетенции которого относится прежде всего организация здравоохранения, средства на эти цели формируются главным образом за счет местного подоходного налога.
Страна разделена на 289 низовых административно-территориальных единиц: коммун, муниципалитетов. В каждой из них работает выборный орган местного самоуправления. Главной задачей этих органов являются вопросы городского планирования, жилья, социального обеспечения, школы и дошкольные учреждения.
В Швеции задача регистрации ряда актов гражданского состояния (рождение, смерть, браки, разводы) возложена на церковь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"
Книги похожие на "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.