Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии отражена эволюция политических систем ряда стран Европы, Средиземноморья и Россия, которые вызывают наибольший интерес в мировом сообществе. На широком историческом и политологическом материале рассматривается динамика развития политических систем в них, обусловленная историческими факторами, культурой, традициями, особенностями географического положения, менталитета народов, населяющих государство, а также прослеживается эволюция политических систем в XX–XXI вв. Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих политологию и страноведение.
Эдускунта принимает множество законов в социально-культурной сфере жизни страны, в области образования. В Финляндии обязательное девятилетнее образование. После этого можно пойти работать, либо продолжить учиться в лицее (10, 11, 12 классы) или в каком-либо профессиональном училище, затем можно поступить в институт или университет (учиться от 4 до 8 лет). Обучение финансируется государством. В девятилетней школе учебники и питание бесплатно, а в ВУЗах платное. Обучение в университете финансируется за счет предоставляемой государством стипендии. В последние два десятилетия осуществлена широкая реформа всей системы образования, начиная от начального, среднего, среднего специального и кончая высшим образованием.
После Второй мировой войны была осуществлена широкая кодификация отраслевого законодательства: гражданского, земельного, семейного, водного, гражданского и уголовного судопроизводства и судоустройства и в ряде других сфер. По уровню социальной защищенности граждан законодательство Финляндии за последние годы догоняет шведское. Принято множество законов по регламентации отношений в области экономики: в направлении субсидирования сельского хозяйства, по оказанию помощи экспортным отраслям промышленности, по переориентации ряда объединений и фирм, концернов, на развитие перспективных отраслей экономики. Это позволило Финляндии обеспечить резкий рывок в социально-экономическом развитии страны.
Для повышения эффективности экономики, обеспечения социальных программ и других целей, парламент активно использует финансовое законодательство и государственный бюджет. Надо отметить, что права эдускунты в финансовой области очень широкие. Они включают нормативное регулирование, принятие государственного бюджета и финансовый контроль.
В области налоговой политики действует принцип перераспределения средств среди населения с различным уровнем доходов. За счет налогов пополняются примерно 90 % государственного бюджета и 85 % коммунальных бюджетов. Основные средства государственного бюджета используются на содержание государственного аппарата, оборону, оказание помощи фирмам для повышения их конкурентоспособности на внешнем рынке (субсидии, кредиты и т. д.), выполнение социальных программ, образование и культуру. Часть средств из государственного бюджета идет на оказание помощи органам коммунального самоуправления, поскольку собственные источники доходов коммун не покрывают их потребностей.
Финансовое законодательство направлено на предоставление государству возможностей для оказания воздействия на частнопредпринимательскую деятельность и деятельность объединений, находящихся в государственной собственности и управляемых на автономных началах. Кроме того, с помощью принимаемых парламентом законов оказывается воздействие на частные банки в интересах всего хозяйства страны. Права парламента в области внешней политики ограничены, поскольку главным лицом, который решает эти вопросы, является президент республики.
К числу основных прав эдускунты относится ратификация международных договоров. Эдускунтой принималось решение о вступлении Финляндии в Северный совет и решение о заключении Хельсинкского соглашения по вопросам организации и деятельности Северного совета, о восстановлении членства Финляндии в Межпарламентском союзе.
В конце XX – начале XXI вв. парламент стал активизироваться в направлении усиления контроля за внешней политикой страны. Эта функция возложена на постоянную комиссию парламента по иностранным делам. В области контроля за осуществлением правительством своих обязанностей по обороне страны, парламент может лишь воздействовать на него с помощью бюджета, отказав ему в ассигнованиях на оборону или уменьшив, либо увеличив такие ассигнования. Выше уже говорилось также, что президент не может решать вопросы о войне и мире без согласия эдускунты. В практике Финляндии после окончания Второй мировой войны был случай привлечения президента и членов Государственного совета к ответственности за несоблюдение конституционных норм по этому вопросу.
Система сдержек и противовесов проявляется в компетенции эдускунты на право контроля за деятельностью Государственного совета, администрации, судов и органов коммунального самоуправления.
Особо следует сказать об отношениях парламента и Государственного совета (правительства Финляндии). Формирование кабинета, который назначается президентом, определяется соотношением сил в парламенте. Поскольку в Финляндии ни одна из партий не имеет абсолютного большинства мест в парламенте, образование Государственного совета нередко затягивается и он почти всегда коалиционный.
Президент, при решении вопроса о составе Государственного совета и о премьер-министре советуется, как с лидерами партийных фракций, так и с председателем парламента, но в определенных ситуациях может создать кабинет по своему усмотрению. При этом министры не обязаны быть депутатами.
Сформированный премьер-министром, по согласованию с президентом, Государственный совет не нуждается в официальном одобрении парламента. Достаточно, что он пользуется поддержкой парламентского большинства. Отсюда ясно, что зависимость кабинета перед эдускунтой носит ограниченный характер. Практика не знает случаев, когда бы образованный на основе соотношения сил в парламенте Государственный совет выступал в эдускунте с правительственной программой.
Государственный совет не обладает правом законодательной инициативы и инициативы внесения проекта бюджета. Эти документы вносятся в эдускунту президентом. При этом он может внести как законопроект, разработанный Государственным советом, так и подготовленный в канцелярии президента или созданной им комиссии. Эдускунта может отказать кабинету в доверии двумя путями: либо приняв резолюцию порицания Государственному совету, либо отказав ему в одобрении законопроекта, с которым правительство связывает вопрос о доверии. Резолюции порицания могут приниматься в связи с обсуждением депутатского запроса кабинету или премьер-министру. Но они могут быть вынесены и в результате обсуждения основных направлений деятельности Государственного совета или отдельных ведомств. Постановка вопроса о доверии в связи с обсуждением правительственного законопроекта соответствует практике парламентов стран континентальной Европы и отличается от практики Скандинавских стран, где отказы парламентов в одобрении законопроектов не связываются с доверием правительству.
Парламентские кабинеты далеко не всегда опираются на поддержку большинства в эдускунте, они нередко основывались на непрочных коалициях, что приводило к правительственной нестабильности. Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции 1922 года предоставляет эдускунте право привлекать к юридической ответственности отдельных министров перед Государственным судом в порядке импичмента. Мотивом привлечения являются антизаконные действия. Этот вопрос может поставить перед парламентом его конституционная комиссия и омбудсман. В таком случае государственным обвинителем выступает омбудсман. Предварительно он должен сделать официальное представление правительству по данному вопросу и обязан заслушать объяснения соответствующего министра или Государственного совета в целом.
Государственный суд действует в соответствии с конституционным Актом о Государственном суде 1922 года. Он создается из членов и председателей Верховного и Верховного административного судов, трех старейших членов надворных (апелляционных) судов Финляндии, а также одного из профессоров юридического факультета Хельсинкского университета. После Второй мировой войны Государственным судом выносились приговоры премьер-министру и министру иностранных дел за нарушение прав парламента в решении вопросов войны и мира.
Парламенту Финляндии принадлежат и права использования иных форм контроля за Государственным советом. Они предусмотрены конституцией и регламентом эдускунты. К ним относятся общие прения, рассмотрение отчетов правительства, обсуждение и утверждение государственного бюджета, депутатские запросы, финансовый контроль за исполнением бюджета и иными сторонами финансовой деятельности Государственного совета со стороны финансовой комиссии парламента, его ведомства государственных счетов, контроль за законностью деятельности Государственного совета со стороны парламентского омбудсмана.
В отличие от Скандинавских стран Государственный совет не выступает перед парламентом с изложением своей программы после того, как сформирован новый кабинет. Но в повестку дня парламента на его пленарных заседаниях может включаться обсуждение правительственной политики, чаще всего это касается ее экономических и социальных аспектов. Кроме того, прения могут проводиться и по отчету правительства о его деятельности, который направляется парламенту ежегодно. Очень детально рассматриваются проекты государственного бюджета и отчеты о его исполнении специальным ведомством счетов, в составе избранных парламентом контролеров, финансовой комиссией эдускунты и на пленарных заседаниях парламента. Столь же основательно исследуются предложения правительства о введении налогов или их изменении и отмене. Налоги устанавливаются на основе законов. При этом, если в вопросе о доходах парламент свободен в решении вопроса, то расходы, установленные законом или специальным постановлением парламента, не могут быть изменены. Эта деталь имеет значение для Финляндии, поскольку бюджет не рассматривается как закон, а принимается по особым процедурным правилам. Для изменения закона требуется принятие нового закона или изменение принятого ранее.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"
Книги похожие на "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.