Иван Ильин - Философия как духовное делание (сборник)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия как духовное делание (сборник)"
Описание и краткое содержание "Философия как духовное делание (сборник)" читать бесплатно онлайн.
В том вошли курсы лекций И. А. Ильина по философии, философии права и этике, прочитанные им в 1912–1917 гг. в Московском университете и других вузах Москвы («Введение в философию. Философия как духовное делание», «Введение в философию права») и материалы к ним, реферат «О смысле», очерк «Сомнение», краткий конспект курса логики (1920), неоконченные заметки о праве и правосознании (1917–1918), «Общее учение о праве» (1920) и книга «О сущности правосознания» (1918).
В приложении публикуется работа Н. Н. Ильиной «Одиночество и общение» (1916).
Все материалы взяты из Архива И. А. Ильина в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. М. В. Ломоносова и публикуются впервые.
Результат индивидуального исследования и описания: не есть ли оно; но как и в какой связи оно есть независимо от того, должно оно быть таковым или нет.
Закон должествования – «это ценно и в действовании обязательно».
Должное определяется двумя координатами: ценностью – говорящей о том, что́ именно и на каком основании должно, и действительною, живою деятельностью – говорящею о том, кому это должно, когда это должно и при каких обстоятельствах.
1. Должное всегда предполагает:
а) будущее – т. е. процесс изменения во времени (должное есть лучшее, в предстоящем или предстоявшем);
b) действие – т. е. целесознательно руководимую затрату энергии (должное в природе теряет смысл и получает опять лишь в отнесении к целесообразному действию Божества);
с) возможное будущее действие – (идея страшного суда);
d) след[ующую] действительную жизнь реального существа – во времени – потоке свершений;
e) а потому способность выбирать и решать – выбирать на основании критерия – лучшее – т. е. деление на ценное и неценное.
2. Должное есть ценное в возможном будущем действии разумного существа. Что есть ценное?12…
2) Революция и контрреволюция (2 часа)13.
a) Революция есть борьба за закон и право.
b) Она не разрушает весь строй, а только открывает возможность перестроить его по закону в новом законодательном порядке.
c) Революция должна быть краткой, ограниченной в разрушении, организованной; она недопустима без крайностей; она не отменяет ни государства, [ни] всех законов; она должна немедленно восстановить и строго додерживать порядок; она не должна часто возобновляться14; она не должна создавать слабую власть или двоевластие; она должна не разъединить граждан, а соединить их вокруг единой и авторитетной власти – иначе она гибнет безрезультатно и губит народ и государство.
d) Источник контрреволюции – борьба классов за власть; разрушение правопорядка; анархия; расстройство жизни; демагогия; страх и утомление.
e) Борьба с разложением и анархией не есть контрреволюционная деятельность.
f) Революцию губят [всегда]15 ошибки революционных партий и тяготение народа к внеправовой расправе.
g) Значение народной сознательности и самодеятельности. Необходимость политической честности и гражданского мужества16.
1917–1918
Общее учение о праве
(элементарное изложение, краткий конспект 1920 г.)
Методика законоведения
Под методикой законоведения следует разуметь смешанную – теоретико-практическую – дисциплину, решающую вопрос о сущности преподавания права вообще и в частности в средних учебных заведениях.
Это не особая наука и не самостоятельная, но вспомогательная и примененная; это даже не наука, а смесь научных данных и сведений с практическими указаниями и советами. Но основою для разрешения практического задания должны быть научные данные. Какие же?
Это определяется основным вопросом: как надлежит преподавать право?
Два центральных термина: что такое преподавание; что такое право; и притом право как предмет преподавания. (Соответственно: что есть важнейшее в праве; в чем его сущность; что именно следует преподавать так, чтобы право было усвоено в его истинном и существенном составе.)
На основании этого в дальнейшем может быть разрешен практический вопрос: как следует преподавать право. Отсюда две части в методике законоведения: вопрос о том, что́; и вопрос о том, ка́к.
Двигаясь в порядке систематическом, начнем с первого отдела.
Часть первая. О правосознании как предмете преподавания1) О сущности правосознания.
Что такое правосознание? Преподавание есть процесс живого общения между знающим и незнающим ради передачи знания. Вдумаемся в это, с виду банальное и чуть ли не тавтологическое определение и постараемся проникнуть анализом в скрытую за ним сущность. Преподавание есть научное общение; отсюда три вопроса:
что такое знание?
что такое общение?
и может ли общение передать знание?
Итак, прежде всего – что такое знание?
Элементы его:
представлять себе что-либо – иметь представление,
что-либо определенное – omnis determinatio est negatio1 – ограниченное и фиксированное,
представлять себе с максимальной ясностью и отчетливостью – передача неразвитому в мин[имуме] слов,
помнить знаемое – т. е. обладать способностью вызывать его быстро и неискаженно в сознании,
формулированная речь о знаемом – банальный и поверхностный критерий знания (экзамен).
Обычно в средних учебных заведениях этим удовлетворяются как максимумом или даже намеками на это, – полноту отодвигая как идеал.
Ограниченность предмета обеспечивается делением на науки, часы и между преподавателями.
Пумнение обеспечивается заучиванием и экзамена ценной проверкой.
Но ясность и отчетливость уже ничем не обеспечивается – возникая в результате счастливой комбинации преподавательского таланта и способностей ученика.
Казалось бы, что можно добавить к этому определению знания? Не все ли сказано? И вот необходимо признать, что в действительности этим определением сказано слишком мало, и притом, может быть, не сказано самого существенного. Почему же? Тот, кто ясно и отчетливо представляет себе что-либо определенное и помнит раз представленное, может быть лишен подлинного знания истины о предмете. Ему может не хватать: во-первых, подлинного знания, во-вторых, предметного знания, в-третьих, истинного знания. Так, например, ученик или ученица, отчетливо выучившие по учебнику Крюковского и Товстолеса (рек.), что «право в субъективном смысле есть совокупность правоотношений», не имеет ни подлинного, ни предметного, ни истинного знания.
Итак:
1) Что такое подлинное знание.
Всякое знание в истинном смысле слова есть реальное, активное отношение души к объективному, предметному обстоянию. Следовательно, прежде всего, это есть отношение души к предмету. Что такое предмет? Какого рода отношение? Почему души, а не сознания только?
а) Что такое предмет? Под предметом я разумею любую содержательно определенную реальность (фрагмент реального мира), как она существует на самом деле. Это означает, что я противопоставляю предмет изучающей и знающей души тому, что́ она о предмете воображает, и тому, что она о предмете знает. Сказав «противопоставляю», я оговариваюсь: между предметом и душою нет качественной, непроходимой бездны, но нет и первоначального тождества.
Нет качественной бездны:
трансцендентная теория познания;
учение Канта о вещи в себе;
учение о потусторонности предмета, недоступности;
субъект искажает предметное обстояние своим познавательным восприятием.
То, что объективно есть – и то, что для субъекта есть, – расходится в корне и безнадежно, т. е. предмет, как он есть на самом деле, непознаваем.
Для нас: сущность права, как она есть на самом деле, непознаваема – снимаются все юридические науки, и все преподавание права, и вся методика законоведения.
Нет и первоначального тождества:
имманентная теория познания;
смешение содержания сознания с предметом;
то, о чем знается, и то, что́ о нем знается, не различается;
то, о чем знается, и есть то самое, что́ знается;
предмет исчерпывается тем, что содержится в душе под этим названием.
Грубая ошибка и плачевные последствия, воображаемый образ вещи выдается за вещь, гипотезы о мире – за реальный космический процесс, почувствованное от музыки волнение – за содержание музыкальной пьесы, желанные свойства Божества – за природу самого Бога в праве; субъективное, может быть, неверное, извращенное, больное переживание права – за подлинную сущность права (такова теория Петражицкого: право – это то, что кому покажется правом или переживается – может быть, сослепу, сдуру, стемну – как право).
В противоположность этому:
душа не совпадает с предметом искони, так что мышление бытия не бытию мыслимого (Риккерт);
или не так плохо – мыслимое бытие сущее бытие (Гегель, Гуссерль, etc.);
или в этом роде – воображенное бытие сущему предмету, etc.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия как духовное делание (сборник)"
Книги похожие на "Философия как духовное делание (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Ильин - Философия как духовное делание (сборник)"
Отзывы читателей о книге "Философия как духовное делание (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.