» » » » Иван Ильин - Философия как духовное делание (сборник)


Авторские права

Иван Ильин - Философия как духовное делание (сборник)

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Ильин - Философия как духовное делание (сборник)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иван Ильин - Философия как духовное делание (сборник)
Рейтинг:
Название:
Философия как духовное делание (сборник)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-7429-0837-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия как духовное делание (сборник)"

Описание и краткое содержание "Философия как духовное делание (сборник)" читать бесплатно онлайн.



В том вошли курсы лекций И. А. Ильина по философии, философии права и этике, прочитанные им в 1912–1917 гг. в Московском университете и других вузах Москвы («Введение в философию. Философия как духовное делание», «Введение в философию права») и материалы к ним, реферат «О смысле», очерк «Сомнение», краткий конспект курса логики (1920), неоконченные заметки о праве и правосознании (1917–1918), «Общее учение о праве» (1920) и книга «О сущности правосознания» (1918).

В приложении публикуется работа Н. Н. Ильиной «Одиночество и общение» (1916).

Все материалы взяты из Архива И. А. Ильина в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. М. В. Ломоносова и публикуются впервые.






b) Научное знание есть умение познавать истину самостоятельною мыслью.

Анализ этого. Знание – создание – активное достижение – активность усвоения – следование собственному интересу в материале; усвоение не предмета, а метода на предмет.

Вопросы: откуда он это знает? как проверить его знание? как добиться самому знания? как добиться самому умения познавать?

Высшее преподавание как воспитание души к научному знанию.

Цель: чтобы и без меня ученик мог познавать истину научно; чтобы после меня и вместо меня многие владели бы умением научно мыслить.

Отличительные черты научного знания:

автономность процесса,

доказательность результата,

предметность способа.

Анализ этого:

1) автономность – самозаконие; незаинтересованность души ни в чем, кроме самой истины; борьба за обнаружение и обезвреживание своего личного, классового и национального интереса; «познай самого себя» – «очисти самого себя»; научное знание и его предпосылки – воля к знанию как таковому; воля к истинности знания; отсюда воля к чистоте души; выработка научной совести предполагает непрестанную работу над нравственною совестью, т. е. над совестью как таковою; борьба ученого с самим собою: исключение грубого карьеризма, приспособление к интересам своей жизни, приспособление к власть имеющим.

Мало того: борьба с личными симпатиями – социальными, партийными, родовыми, наследственными, личными; истинный ученый – как герой личного катарсиса (долгое время в начале – и при каждом шаге по пути познания впоследствии).

Цель: прорваться сквозь «кажется» к тому, что «есть на самом деле». Релятивизм.

Значение – морального уровня (благородство и самоотверженность научной деятельности; отмирание личного тщеславия, скромность в признании ошибок; уважение между учеными и доверие к ним; неподкупность ученого – явная и тайная – в исповедании и умолчании; мужество до смерти в исповедании – объективность знаемого – если я умолчу, то камни возопиют).

Значение – личных способностей.

Исход: они подлежат развитию, подражание учителю, авторитет – только как доверие к честности мысли и воли; наука и учение гибнут вне этого доверия к ученому как учителю (элемент священнодействия, ибо истина священна; вне этого деградация – Кассо1; учение о безвыходности в классовом интересе); развитие личных способностей – в процессе аудиториального симбиоза.

2) доказательность результата – путь опосредованный, путь этот ведет к непосредственному, это путь к предметному ви́дению.

3) предметность способа – научное знание как предметная непосредственность, предмет внешний – вещь, предмет внутренний [– душа, дух, сознание], науки с внутренним предметом и их затруднения; невозможность познать право вне правосознания; человек в таких науках познает лишь то, что он есть; мобилизация предметного опыта; переустройство души.

Примеры: в этике (совесть), в эстетике (вкус), в праве (правосознание).

Истинный философ учит только тому, что он сам есть и осуществляет.

Итак: научное знание перестраивает modus vivendi atque agendi2 и в праве, и в политике.

Наличное положение России как следствие ее правосознания.

Что есть правосознание?3

Лекция первая (2 часа)

Различие между преподаванием академическим и гимназическим. Задача: научить не знанию «что», а умению «как». Необходимо введение в лабораторию; демонстративно показательное исследование предмета; непосредственная самостоятельность перед лицом предмета; автономная предметная убежденность; очевидность и определенный ею жизненный акт.

Я должен научить их предметовидению в праве. Необходим непосредственный личный опыт. Встреча субъекта с объектом в субъекте. Предмету свойствен способ обстоять; акт должен быть адекватно приспособлен к этому способу. 5 внешних чувств; 5 внутренних функций. Трудность видения не чувственного предмета. Необходимость установить его категории и дать верный рецепт правового акта4.

Лекция вторая (2 часа)

1) Курс мой делится на две части: пропедевтическую и философскую. Сущность права постигается через воспитание в душе своей верного и, в идеале, нормального правопереживания (правосознания)5. Но для этого надо овладеть основными элементами права в их бесспорном виде. Посему необходимая часть пропедевтическая – она должна осветить для мысли с максимальною ясностью смысловую сущность основных понятий юриспруденции. При этом споры и контроверзы откладываются (что пользы – блуждать в мнениях, не видавши предмета). Эта часть даст ткань6 точных и ясных сведений, в которых затем мобилизуется и раскрывается опыт правосознания.

Руководства: Трубецкой. «Энциклопедия права»7. Ильин. «О сущности правосознания»8.

2) Мои экзаменационные требования: не помнить сознанное, но уметь мыслью двигаться и работать в предмете, владеть не знанием только, а своим познаванием, очень полезно участие в семинариях и просеминариях (по римскому праву особенно).

Пропедевтическая часть

1) Указание предмета.

а) Проблема: указание родового гнезда. Род и вид; объем и содержание. Definitio per genus proximum et per differentiam specificam9.

Среди чего искать право? Право есть разновидность чего? В виде чего представлять себе право?

Основной способ быть, свойственный предмету. Координаты – реальные; и идеальные – категории познания. В виде чего же его можно и нужно представлять себе вообще.

b) Право есть всегда правило внешнего поведения; много правил – совокупность правил. Что такое правило; поведение; внешнее?

I. Право есть правило. Что такое правило? Правило или норма есть то, что мыслится в суждении, установляющем известный порядок как должный. Или проще: должное в действовании.

1) Право есть норма; оно всегда имеет значение должного. Но не всякая норма есть правовая норма; не всякое должествование имеет правовой характер: этика, эстетика, логика.

Обличие нормы: (ее форма) суждение, устанавливающее известный порядок как должный. Что́ же до́лжно? – Это содержание нормы. Содержание нормы: должный порядок.

Итак: право по обличию есть суждение о должном порядке; право по содержанию есть этот должный порядок.

Начнем со второго: что есть порядок? Что значит должное?

А) Порядок есть известное постоянное отношение между элементами множества. Один элемент – делает порядок невозможным. Необходимо: минимум два элемента; максимум – положительная бесконечность элементов. Порядок в одном элементе предполагает множество его частей, или свойств, или состояний, может быть, в разные части времени. Для понятия порядка безразлично, что это за элементы: люди – переживания – планеты – поступки людей – линии. Отношение необходимо между элементами; элементы, мыслимые без всякого отношения, взаимно индифферентные – не могущие образовать ни порядка, ни беспорядка; если порядок есть отсутствие отношения, то оно тем самым уже стало отношением (например, друзья в разрыве); для родового понятия порядка безразлично, какое это отношение: столкновение шаров, общение людей, ассоциативная связь, подчинение понятий.

Постоянство отношения – всякий порядок есть отношение многих элементов, но [не] всякое отношение многих элементов есть порядок; чтобы из отношения стал порядок, нужно, чтобы оно стало постоянным.

Постоянство в последовательности: причинная связь (издание закона)10; в сосуществовании – рельсы, стены дома (органы государства); в количественной природе – арифметические ряды (размер избирательного округа); в смысловом содержании (право – суб[ъектные] пр[ава] – полном[очия]); в деяниях людей – подача избират[ельных] записок.

Постоянство как устойчивость – гора, государство; как повторяемость – день и ночь, прилив и отлив – купля-продажа в магазине.

Постоянство имеет в основе схему: что́ постоянно, в каком множестве.

Итак: порядок есть известное постоянное отношение между элементами множества.

Должное.

В) Порядок может обстоять на самом деле, как сущий в очевидности. Обобщение – добытое анализом действительной предметной данности (например, пространственно-временной действительности) – закон позитивный. Так на самом деле обстоит: закон обстояния. Например, закон тождества среди понятий; закон тяготения среди вещей; [закон Фехнера‒Вебера среди душевных состояний]11; закон ассоциации переживаний.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия как духовное делание (сборник)"

Книги похожие на "Философия как духовное делание (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Ильин

Иван Ильин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Ильин - Философия как духовное делание (сборник)"

Отзывы читателей о книге "Философия как духовное делание (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.