Глеб Алёхин - Тайна дразнит разум

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайна дразнит разум"
Описание и краткое содержание "Тайна дразнит разум" читать бесплатно онлайн.
Главный герой обоих романов — самобытный философ, преданный делу революции большевик Калугин. Он участвует в борьбе чекистов против церковников и контрреволюционеров в Старой Руссе («Белая тьма»), в бескомпромиссной идейной борьбе в 20-е годы отстаивает памятник «Тысячелетие России» в Новгороде («Тайна Тысячелетия»). Калугинская «логика открытия» помогает чекистам в их работе.
Возле фонарного столба сгрудились посланцы Зиновьева: Дима Иванов, Уфимцев, Бурухии и Творилова. Они глазами впились в Клявс-Клявина. Тот застыл в замешательстве.
— Да-а, — еле выдавил он. — Тогда ты удачно выступил…
К тому времени Иван собрался с мыслями. Бравоусый буденовец хлестким взглядом стеганул Пучежского, который стоял в непоколебимой позе оратора.
— Слушай, славянин, пусть тебе привидится река из крови и слез, пролитых за Русь; и пусть совесть окунет тебя в эту реку; а как нахлебаешься крови да слез народных, то поймешь, какой ценой куплена твоя жизнь на земле; и тогда очнись в холодному поту с трезвым пониманием, где живешь и чем дышишь. А сейчас, — чекист фуражкой указал на монумент, — не черни славное русское воинство, а то не ровен час Ермак Тимофеевич гикнет казаков и притянут тебя к ответу: «Что для Родины сделал?!» А ты даже с белыми не воевал!
— Демагогия! — огрызнулся Пучежский и, в поиске поддержки, повернулся к секретарю губкома. — Слово за комиссией! Все возмущены! В центре Красного кремля крест, икона и мракобесы! Полюбуйтесь! Бронза источает зеленый трупный яд! Склеп Романовых, облюбованный черносотенцами! Предлог для крестного хода! Молебствие перед окнами губкома. Как можно быть коммунистом и спокойно смотреть…
— Почему спокойно?! — перебил Калугин. — Мы действуем, убеждаем, но не хватаем за руки и не швыряем в огонь иконы, библии. — Он поднял руку. — Ответь, пожалуйста, в чем живучесть религии?
— В обмане.
— Не только! — Историк оглянулся на Софийский собор, залитый южным солнцем. — Священники ведут верующих к памятнику, воспевают подвиги России и тем самым привлекают на свою сторону русских людей. А ты, культпросветчик, высмеиваешь народных героев и даже гениальных поэтов и тем самым оскорбляешь патриотов…
— Ого-о! — вскипел Пучежский и рывком головы откинул со лба каштановый зачес. — Вы кого хвалите? На кого ориентируетесь?!
— Хорошо! — улыбнулся краевед. — Обратимся к народной мудрости. Сельский староста стращал непокорных железными воротами, на коих помещичьи холуи ночью повесили бунтаря. А власть сменилась, сходка взъелась: «Долой виселицу». Тут вмешался старец: «Это, говорит, с какой стороны подойти к воротам. Ежели с нашей, то прибьем памятуху: здесь казнен такой-то герой. Пусть знают его и про наше житье-бытье при злыдне барине». Так и порешили. И то, что вчера было ненавистным, стало достопримечательностью села. Кстати, ворота — творение великого художника восемнадцатого века. Так чей подход, батенька, разумнее?
— Говори! — не утерпел Иван.
— У нас, политпросветчиков, ответ один: подлинная история России начинается с Великого Октября. Все дореволюционное чуждо нам! Вот были иностранцы. Что увидели? Церкви, иконы, башни и это (плюнул)… прославление креста и трона!
— И народности! Каждый житель России добровольно хоть грош да внес на прославление своего Отечества. Весь народ откликнулся!
— Это вне обозрения! А налицо — цари, знать, попы!
— А рядом, — историк зачастил рукой, — крестьянин, крестьянка и народные герои — Ольга, Минин, Ермак, Хмельницкий, Сусанин, Ломоносов…
— Народа нет, есть классы, товарищ марксист!
— Марксист!.. — засмеялись зиновьевцы, дымя папиросками.
— Все классы России выступали единым народом против татар, поляков, французов. Листовки Наполеона о свободе крестьян не сработали! Ибо грозная опасность не разъединяет, а сближает людей. Иначе бы нашу Великую державу давно растерзали, как растерзали Австро-Венгерскую империю. Так или не так?
— Так! Только так! — гудел Воркун.
А Пучежский зло зыркнул глазами на нижний ярус, горельефную опояску монумента:
— Вот защитники махрового царефонства! Задонский истязал пугачевцев, а Паскевич клял декабристов. — Оратор резко шагнул к противнику: — Старый большевик! Лучшие годы ты отдал борьбе с царизмом! Где твой революционный запал? Быстро примирился! Взял под защиту такую мерзость!
Выпад Пучежского явно взбодрил сторонников ликвидации микешинского памятника. Даже Иван напрягся в ожидании калугинского ответа. А тот спокойно вскинул глаза к небу:
— Друзья мои, солнце и то в пятнах. Перед нами не пьедестал лучших людей, а история Родины за тысячу лет: темно-светлая. Учтите, однозначное, одноцветное в искусстве — пародия на искусство. Вот почему Ленин из многих стихов, посвященных Отчизне, выбрал некрасовское:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Продекламировав, историк круто глянул на спорщика:
— Перед нами шекспировская хроника в бронзе. История везде противоречива. Утверждайте передовое, ведущее!
«Вот она, диалектика в действии», — облегченно вздохнул Иван, а Пучежский опять насупился до бледности:
— Как это «утверждать»?
— А так, голубчик, вспомни мудрого старца: «Это с какой стороны подойти».
— Я признаю один подход — подход Герцена и Стасова. Они неистово поносили микешинский дифирамб самодержавию. Для них сей предмет — памятник тысячелетнему гнету!
— Верно! Как же иначе? Герцен, живя за границей, судил о памятнике по газетам. Официальный проспект — это же действительно ода монархии…
— А Стасов?
— Тоже видел, как Романовы пытались примазаться к великой славе великой державы. Другое дело — Союз свободных республик: он корнями уходит в Русь, то есть в дружбу народов, что убедительно и художественно показано Микешиным…
— Этакое громадьё! — выпалил Пучежский.
— А разве Россиюшка не громадна?! Смешно самую обширную державу в мире изобразить изящной статуэткой. Россия многогранна — и монумент многогранен. И одна грань, заметьте, зеркало русской революции…
— Что-о?! Куда хватил! — гоготал Пучежский. — Где тут Разин, Пугачев, декабристы?
— Сила искусства, друг мой, не в перечислении: одна статуя может опрокинуть смысл самодержавия.
— Чепуха! Статуя не иголка: не спрячешь! Да и Микешину это не по плечу!
— Почему же? — взъерошился историк. — Родился в доме партизана восемьсот двенадцатого года. Отцовские рассказы о дерзких налетах, ратные доспехи, песни, стихи. Сила примера. И сын не испугался — один поехал в столицу. Более того, пробился в Академию и стал художником-баталистом…
— Придворным!
— Неправда! — осадил Калугин. — Микешин — народный художник. Он, выходец из народа, всегда служил народу: лубки, доступные иллюстрации, статуи Минина, Ермака, Сусанина и других народных героев. Его признали Россия, Югославия, Португалия и сам Париж: кстати, Готье нарек его Российским Микеланджело. Однако слава не притупила меч художника…
— Где удары меча? — оратор вскинул голову. — Не вижу!
— Считай! — Калугин, улыбаясь, не спускал глаз с монумента. — Где это видано: царские смотрины без ПЕРВОГО царя Руси? Нет Ивана Грозного! Ему не прощен ничем не оправданный разгром Великого Новгорода. Итак, удар по извергу!
Пучежский беспомощно скривил губы. А историк выделил на середине монумента бронзовый лавровый венок:
— Увенчано Отечество, а не самодержец. Убедитесь! Художник нарушил традицию Медного всадника и всех цезарей Рима, — вскинул руку. — Удар второй!
Иван заметил, что Пучежский нервно уцепился за шелковый поясок и сгримасничал:
— И все?!
— Нет не все! — Разгоряченный Калугин обозначил скульптурную группу «Избрание на трон»: — Кто подносит Михаилу Романову атрибуты царской власти — скипетр, шапку Мономаха? Патриарх, как положено? Нет! Заметьте, народный герой Козьма Минин. Все от народа, а не от бога. Удар третий!
Пучежский ужался в плечах, а Калугин наседал:
— Четвертый удар! Микешин изъял из списка Николая Первого. На его место предложил своего друга Кобзаря. Александр Второй, разумеется, восстановил папашу, вычеркнул Шевченко, а заодно и Гоголя. Тогда сын партизана бросил вызов царю — наотрез отказался лепить фигуру Николая Палкина. И отстоял Гоголя. Нуте?
— Это же подвиг! — грохнул Иван, думая, что приятель исчерпал доводы, но ошибся.
— Пятый удар! — голос историка набрал силу. — Тогда была революционная ситуация. Микешин отсек царскую установку — «возвысить монархию». Смельчак поднял над всеми не императора, помазанника божьего, а Россиянку, олицетворяющую Родину.
— Это и есть, — ухмыльнулся Пучежский, — «засекреченная»?!
Нет, Русская держава не в ее руках. Смотрите сюда!..
Следуя за жестом историка, Иван увидел между статуями Петра I и Ивана III загадочную фигуру, которая ладонями поддерживала бронзовый символ Российского государства.
— Это не царь, а сибиряк! — продолжал краевед уверенно. — Представитель не династии самодержцев, а простого народа. Народ должен взять власть в свои руки! Шестой удар по трону!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайна дразнит разум"
Книги похожие на "Тайна дразнит разум" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Глеб Алёхин - Тайна дразнит разум"
Отзывы читателей о книге "Тайна дразнит разум", комментарии и мнения людей о произведении.