» » » Александр Широкорад - Черноморский флот в трех войнах и трех революциях


Авторские права

Александр Широкорад - Черноморский флот в трех войнах и трех революциях

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Широкорад - Черноморский флот в трех войнах и трех революциях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство АСТ: АСТ Москва: Хранитель, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Черноморский флот в трех войнах и трех революциях
Рейтинг:
Название:
Черноморский флот в трех войнах и трех революциях
Издательство:
АСТ: АСТ Москва: Хранитель
Год:
2007
ISBN:
978-5-17-039129-5 («АСТ»); 978-5-9713-4638-8 («АСТ МОСКВА»); 978-5-9762-2011-9 («Хранитель»)
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Черноморский флот в трех войнах и трех революциях"

Описание и краткое содержание "Черноморский флот в трех войнах и трех революциях" читать бесплатно онлайн.



Черноморский  флот всегда занимал  особое место в  истории революций  и  войн,  происходивших  на  территории  России  в  XX  веке.  Трижды:  в  1920, 1941  и  1991  годах — Черноморский  флот оказывался на краю гибели. Два  раза он быстро возрождался и даже становился сильнее.

Как это происходило?

Почему  мы  так  мало  знаем  о  подлинных  событиях  трех  войн  и  трех  революций?

Возродится ли флот в третий раз?

На эти и многие другие вопросы дает ответ данная книга.

Издание снабжено картами, схемами и иллюстрациями и будет интересно  как специалистам, так и любителям военной истории.






23 ноября в 12 ч 30 мин «UC-13» зашла в гавань Сочи. Здесь находилось несколько парусников. Несмотря на энергичный обстрел с берега из винтовок, пулеметов и малокалиберных орудий, подводная лодка уничтожила подрывными патронами два парусных судна — «Катю» и «Св. Иоанна». Затем «UC-13» вышла в море в надводном положении, не получив никаких повреждений. Отвечать на огонь она не могла из-за неисправности орудия.

При переменной погоде и свежем ветре 25 ноября 1915 г. подводная лодка «UC-13» вошла в Зунгулдак. Отсюда она 27 ноября снова вышла в море. В ночь с 28 на 29 ноября был сильный шторм. В 4 ч 05 мин 29 ноября «UC-13» была выброшена на отмель у устья реки Мелен на азиатском берегу приблизительно в 100 км от Босфора. Экипаж благополучно перебрался на берег. Чтобы лодку не заметили русские корабли, турки закрыли ее со стороны моря брезентом, выкрашенным под цвет песка и придавшим ей вид небольшого холма. Часть оборудования с лодки была снята. За этим оборудованием из Босфора 9 декабря были высланы две малые канонерские лодки «Ташкойпрю» (315 т) и «Иесгар» (240 т). Канонерки в темноте не нашли места аварии «UC-13» и вернулись на рассвете к острову Кефкен, чтобы укрыться за ним в течение дня. Здесь канонерки были застигнуты эсминцами «Пронзительный», «Дерзкий» и «Счастливый», утром обстрелявшими Кефкен. Эсминцы открыли огонь с дистанции, превышающей дальность стрельбы орудий канонерских лодок. С первого же залпа канонерки были накрыты и вскоре загорелись и затонули. Экипажи укрылись на острове Кефкен. Три человека было убито, двое тяжело ранено. Эсминцы ушли вдоль берега на восток, не обнаружив места аварии подводной лодки «UC-13».

Русское командование узнало об аварии «UC-13» 30 декабря 1915г. из показаний пленных с угольных пароходов. 1 января 1916 г. несшие блокаду Угольного района эсминцы «Счастливый» и «Пронзительный» нашли лодку в указанном месте и уничтожили ее артогнем. Причем по присутствию на лодке людей можно было судить, что турки еще надеялись стащить ее на воду.

Но мы немного забежали вперед, и время вернуться к русским подводным лодкам. 28 октября — 5 ноября 1915 г. подводная лодка «Морж» совершила очередной поход и крейсировала в районе Варна — Босфор — Зунгулдак.

1 ноября в 12 ч 25 мин лодка обнаружила «Гебен», идущий в сопровождении двух турецких миноносцев типа «Самсун». «Морж» выпустила две торпеды с дистанции 10 кабельтовых. По донесению командира лодки Владимира Погорецкого, «Гебен» был поврежден и сбавил ход, но, увы, это можно отнести к «охотничьим рассказам». Утром 5 ноября «Морж» прибыла в Севастополь, пройдя надводным ходом 911,5 мили и подводным — 20,5 мили.

Несколько слов стоит сказать и о противолодочной обороне Черноморского флота. Для борьбы с германскими подводными лодками были мобилизованы несколько частных и казенных судов. Кроме того, 11 старых миноносцев постройки 1889—1895 гг. были капитально отремонтированы и переклассифицированы в посыльные суда № 1—11.[21]

В мае 1915 г. русское правительство выдало заказ на катера — истребители подводных лодок американской фирме «Грин-порт бэзин энд Констракшн компани». Из США в Архангельск катера-истребители доставили на торговых судах, а затем по железной дороге на Черное море. Полное водоизмещение их составляло 14,5 т. Длина 18,3 м; ширина 3,05 м; осадка 0,9 м. Три бензиновых мотора общей мощностью 525 л. с. позволяли развивать скорость хода до 20 узлов. Первоначальное вооружение состояло из одной 47-мм и одной 37-мм одноствольных пушек Гочкиса.

Всего в строй Черноморского флота было введено 17 таких катеров-истребителей. Ни одной подводной лодки они так и не потопили, но сыграли важную роль в годы Гражданской войны как на Черном море, так и на Волге и Каспии.

Кроме того, в начале 1916 г. в обстановке особой секретности пять парусно-моторных судов были переделаны в суда-ловушки, имевшие на вооружении по одной 47-мм и одной 37-мм пушке Гочкиса. Расчет строился на том, что германские подводные лодки не будут тратить торпеды не деревянные парусники, а всплывут и попытаются захватить их или расстрелять из орудий, что обычно и делалось. Но тут должны заговорить спрятанные «Гочкисы». Суда-ловушки получили названия «Наш» (бывший гулет «Великий князь Михаил»), «Он» (шхуна «Св. Николай»), «Покой» (галиот «Андрей Первозванный»), «Рцы» (трембак «Василий Великий») и шхуна «Преподобный Сергий».

Однако в боевое соприкосновение с подводными лодками противника суда-ловушки вошли всего один раз, да и то неудачно. 23 апреля 1916 г. «UB-7» вышла из Варны и с 26 апреля по 2 мая находилась на позиции. 2 мая «UB-7» заметила парусно-моторную шхуну. После длительного преследования шхуне было предложено выстрелом и сигналом остановиться. Когда при дальнейшем преследовании дистанция начала уменьшаться, «UB-7» открыла огонь. Шхуна спустила паруса, но мотор ее продолжал работать, и «UB-7» продолжала стрелять. С дистанции 11 кабельтовых (около 2 км) парусник внезапно открыл орудийный и ружейный огонь, так что «U В-7» вынуждена была погрузиться. Больше германские подводные лодки ни разу не приближались. И дело не в осторожности немцев, а в тупости, иначе не скажешь, наших адмиралов и офицеров. «Гражданские» парусники были окрашены в шаровый (боевой) цвет, снабжены новыми парусами, рангоут вытянут, словом, им был придан «воинский» вид. Ну прямо как в анекдоте о Штирлице, в буденовке идущем по коридорам гестапо. Надо ли говорить, что командиры подлодок на больших дистанциях распознавали сии «секретные суда».

К началу 1916 г. в «подводной бригаде» Черноморского флота состояли: 1-й дивизион подводных лодок — подводные лодки «Морж», «Нерпа», «Тюлень», «Краб»; 2-й дивизион подводныхлодок — подводные лодки «Нарвал», «Кит», «Кашалот»; 3-й дивизион подводных лодок — подводные лодки «Карп», «Карась», «Налим», «Скат»; 4-й дивизион подводных лодок — подводные лодки «Лосось», «Судак».

Предвосхищая вступление Румынии в войну, командование Черноморского флота решило выяснить возможность использования старых подводных лодок на Дунае. Для этого подводная лодка «Скат» с 15 по 27 января 1916 г. прошла из Одессы до Очаковского гирла Дуная, по Дунаю со стоянками в Вилково, Килии, Измаиле до Рении и обратно. Лодка шла на буксире разных судов — от канонерской лодки до речного катера. иногда помогая им своей машиной.

Командир лодки А.Б. Маслов определил возможности подводной лодки при плавании в реке как неудовлетворительные: лодка с трудом маневрировала на течении (иногда доходившем до 4 узлов), ширина реки не всегда позволяла выполнить поворот на циркуляции без перехода с переднего на задний ход, из-за малых глубин и их постоянного изменения сомнительными становились плавание под водой и стрельба торпедами.

11—12 февраля 1916г. подводная лодка «Морж» совершила поход в район Зунгулдака. Вечером 19 февраля (в 18 часов, уже после захода солнца) был замечен выходивший из-за мола Зунгулдака пароход. В 18 ч 22 мин лодка с дистанции 8 кабельтовых выпустила две английские торпеды, одна из которых попала в пароход. Им оказался германский пароход «Керкира» водоизмещением 2564 т. Пароход своим ходом дошел до берега. 20—21 февраля подлодка «Морж» крейсировала в этом районе. но обнаружить поврежденное судно не смогла. Судя по всему. «Керкира» укрылся в одной из бухт. В 19 часов 21 февраля лодка взяла курс на Севастополь, а «Керкира» через несколько дней отвели на буксире в Босфор. В этом походе «Морж» прошла 38 миль в надводном положении и 125,5 мили — в подводном.

Поход подводной лодки «Нерпа» 23 февраля — 4 марта 1916 г. к Зунгулдаку оказался безуспешным. Ее командир М.В. Марков, как и большинство других командиров лодок, придерживался порочной практики: каждое утро лодка, окончив зарядку, подходила к порту и погружалась, после чего курсировала вдоль берега и вела наблюдение. С наступлением сумерек лодка всплывала и на отдыхе в море заряжала до утра следующего дня аккумуляторные батареи. Турки давно раскусили эту тактику и отправляли пароходы из Зунгулдака только с наступлением темноты, а маршруты их прокладывали вдоль самого берега. До Марковых же никак не доходило, что ночь — лучшее время для охоты. Ведь до изобретения радиолокатора подводная лодка ночью могла ходить и атаковать в надводном положении.

Сравнительно успешным оказался поход подводной лодки «Тюлень» 14—23 марта 1916 г. 19 марта к востоку от входа в Босфор лодка выпустила две торпеды по турецкому пароходу «Дутор» водоизмещением 4232 т, шедшему в охранении эсминца «Гайрет». Одна торпеда попала в цель, и пароход выбросился на берег у Галата-Бурну.

Через два дня подлока «Тюлень» в 3 милях к востоку от острова Кефкен обнаружила одиннадцать парусных шхун. С дистанции 15 кабельтовых лодка открыла огонь. Турки немедленно бросили суда и начали на шлюпках уходить к берегу. Используя артогонь, подрывные патроны и таран, «Тюлень» уничтожила все шхуны. Оказалось, что они шли из Зунгулдака и везли по 50—60 т угля каждая. 23 марта «Тюлень» прибыла в Севастополь, пройдя 1095 миль в надводном положении и 46 миль — в подводном.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Черноморский флот в трех войнах и трех революциях"

Книги похожие на "Черноморский флот в трех войнах и трех революциях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Черноморский флот в трех войнах и трех революциях"

Отзывы читателей о книге "Черноморский флот в трех войнах и трех революциях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.