» » » Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».


Авторские права

Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Яуза, Эксмо, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».
Рейтинг:
Название:
Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».
Издательство:
Яуза, Эксмо
Год:
2006
ISBN:
5-699-17392-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Описание и краткое содержание "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." читать бесплатно онлайн.



В 70–80-е годы минувшего века благодаря мемуарам и потрясающему художественному фильму в СССР сложился настоящий культ летчиков-торпедоносцев, согласно которому эта воинская профессия во время Отечественной войны была едва ли не самой опасной — бытовало мнение, что советские торпедоносцы в среднем жили всего по три-четыре боевых вылета, что фактически они были «смертниками», русскими камикадзе, и — главное! — что ценой этих страшных потерь торпедоносцы наносили противнику огромный, невосполнимый урон.

Данная книга — первая попытка разобраться (скрупулезно и беспристрастно, основываясь не на эмоциональных рассказах, а на документах), что в этом культе было правдой, а что — лишь красивой легендой, какова на самом деле была боевая эффективность советской торпедоносной авиации и подлинная цена ее побед.






В июне 1944 г. перед минно-торпедной авиацией Балтийского флота была поставлена совершенно несвойственная ей задача — разрушение плотины ГЭС «Свирь-3».

На 20 июня Ставкой была намечена Свирско-Петрозаводская операция, в ходе которой 7-я армия генерал-лейтенанта А.И. Крутикова должна была форсировать р. Свирь.

Разрушение плотины ГЭС «Свирь-3» преследовало две цели: во-первых, уменьшить уровень воды на Свири выше плотины и тем самым облегчить 368-й стрелковой дивизии форсирование реки, во-вторых, снять угрозу затопления местности врагом при форсировании Свири войсками 7-й армии в нижнем течении.

Для разрушения плотины были привлечены 55 флотских бомбардировщиков. Их экипажи прошли подготовку на специально оборудованном полигоне, после чего самолеты скрытно были сосредоточены в районе Новой Ладоги. Планировалось накануне наступления советских войск под прикрытием истребителей нанести внезапный удар по плотине с применением крупнокалиберных бомб и мин.

20 июня в 10 ч. 05 м. группа бомбардировщиков нанесла первый удар по плотине.

21 июня три самолета Ил-4 1-го гмтап под прикрытием девяти Як-9 21-го иап с 7 ч. 00 м. до 8 ч. 20 м. сбросили три мины АМГ-1 на плотину гидроэлектростанции «Свирь-3». Мины разорвались у плотины. В то же время восемь А-20Ж 1-го гмтап под прикрытием восьми Ла-5 10-го гиап сбросили на плотину четыре бомбы ФАБ-1000, четыре ФАБ-500 и четыре ФАБ-250. Всего авиация флота совершила 123 самолето-вылета и израсходовала 64 крупнокалиберные бомбы и 11 мин.

Плотина была разрушена. Водяной вал буквально смыл финские укрепления, расположенные у самого берега ниже плотины. Выше плотины река Свирь обмелела и теперь допускала более легкое ее форсирование войсками Карельского фронта.

В ночь на 22 июня четыре самолета А-20Ж 1-го гмтап вылетели на крейсерство в Балтийское море. Один из них, пилотируемый лейтенантом Евграфовым, в 1 ч. 00 м. в 9 милях южнее маяка Сырве (ш. = 57º45'; д. = 22º03') потопил торпедой транспорт противника в 5000 т, шедший курсом 250º без охранения. Второй самолет (летчик — капитан Смольков) в 1 ч. 02 м. в 39 милях севернее маяка Ристна (ш. = 59º36'; д. = 21º50') потопил торпедой транспорт в 4000 т, шедший курсом 270º в составе конвоя из двух транспортов и четырех сторожевых кораблей. Третий самолет при посадке после выполнения боевого задания потерпел аварию, в живых остался лишь стрелок-радист, сообщивший, что самолет потопил торпедой транспорт противника в 3000 т в районе порта Таллин. Однако все эти три потопления в «Справочнике потерь…» оцениваются как не вполне достоверные. Четвертый самолет на аэродром не вернулся по неизвестным причинам. 23 июня два А-20Ж 1-го гмтап с 22 ч. 40 м. и до конца суток производили крейсерские полеты в Балтийском море, но из-за неблагоприятных метеоусловий задание не выполнили и вернулись с торпедами на свой аэродром.

26 июня в 23 ч. 05 м. самолет А-20Ж1-го гмтап вылетел на крейсерство в Балтийское море, но судов противника не обнаружил.

27 июня Ил-4 1-го гмтап с 10 ч. 25 м. до 11 ч. 44 м. летал на поиски судов противника в Балтийском море, но из-за неблагоприятных метеоусловий задания не выполнил.

28 июня А-20Ж 1-го гмтап летал в Балтийское море на «свободную охоту», но погода опять была неблагоприятная, и, не обнаружив судов противника, самолет вернулся на свой аэродром.

29 июня два самолета А-20Ж 51-го мтап с 22 ч. 43 м. до 24 ч. 00 м. производили крейсерские полеты в Балтийском море, но из-за неблагоприятных метеоусловий кораблей противника не обнаружили.

Вечером того же дня, с 22 ч. 46 м. до 23 ч. 12 м., десять А-20Ж 1-го гмтап и 51-го мтап под прикрытием двенадцати Як-9 21-го иап вылетели в крейсерство в Балтийское море и в устье Финского залива. Один из этих десяти самолетов в 0 ч. 31 м. 30 июня в 9 милях южнее о. Осмусаар нанес бомбовый удар топмачтовым способом по неприятельскому танкеру в 2000 т, но безуспешно. Второй самолет в 0 ч. 55 м. в 17 милях западнее порта Виндава безрезультатно атаковал торпедой транспорт противника в 3000 т. Третий самолет в 0 ч. 55 м. в 14 милях юго-восточнее порта Ханко также безуспешно атаковал

транспорт в 1500 т. Остальным семи самолетам обнаружить корабли противника помешала плохая погода.

1 июля четыре торпедоносца А-20Ж 1-го гмтап летали на крейсерство в Балтийское море. Один из них (летчик — капитан Тарасов) в 0 ч. 05 м. в устье Финского залива в 16 милях юго-восточнее банки Ушакова (ш. = 59º36'; д. = 21º50') атаковал транспорт противника в 3500 т, шедший курсом 20º без охранения. По донесению экипажа, сброшенная торпеда взорвалась в кормовой части транспорта, который с дифферентом на корму и креном на правый борт через 5 минут затонул, конечно же «не вполне достоверно».

Второй А-20Ж в 0 ч. 30 м. в 11 милях севернее о. Осмусаар безрезультатно атаковал транспорт противника в 3000 т, шедший курсом 90º под охранением двух сторожевых кораблей. Третий торпедоносец сбросил торпеду в воду в 6 милях западнее маяка Ристна. Четвертый самолет по неизвестной причине из полета не вернулся.

Четыре Як-9 21-го иап с 0 ч. 00 м. до 2 ч. 50 м прикрывали торпедоносцы до устья Финского залива, встреч с противником не было.

Из двух торпедоносцев А-20Ж 1-го гмтап, вылетевших накануне, один из-за неблагоприятных метеоусловий задание не выполнил и возвратился на свой аэродром, а второй самолет из полета не вернулся по неизвестной причине.

2 июня три торпедоносца А-20Ж 1го гмтап и два бомбардировщика-топмачтовика А-20Ж 51-го мтап летали на крейсерство в Балтийское море и в Финский залив. Четыре истребителя Як-9 921-го иап прикрывали самолеты до устья Финского залива. Один из торпедоносцев (летчик — капитан Смольков) в 0 ч. 50 м. в 11 милях южнее о. Эрэ (ш. = 59º38'; д. = 22º20') атаковал транспорт противника в 4000 т, шедший курсом 360º под охраной двух сторожевых кораблей. Торпеда взорвалась в средней части транспорта, после чего последовал второй взрыв, транспорт «не вполне достоверно» затонул.

Второй самолет в 0 ч. 15 м. безрезультатно атаковал торпедой транспорт в 4000 т в 14 милях севернее о. Осмусаар. Третий самолет из-за неисправности матчасти вернулся с торпедой на свой аэродром.

Два бомбардировщика из-за неблагоприятных метеоусловий кораблей противника не обнаружили и сбросили бомбы по железнодорожному составу на станции Падья и заводу в районе мызы Перавери — были разрушены 4 вагона, вокзал и вызваны взрыв и пожар на заводе.

3 июля три торпедоносца А-20Ж 1-го гмтап с 0 ч. 00 м. до 3 ч. 08 м. производили крейсерские полеты в Балтийском море, но кораблей противника не обнаружили. Выход самолетов в Балтийское море прикрывали четыре Як-9 21-го иап.

Вечером, в 22 ч. 54 м., в крейсерство в Балтийское море вылетели два бомбардировщика А-20Ж 51-го мтап.

5 июля пять А-20Ж 51-го мтап под прикрытием двенадцати Ла-5 4-го гиап с 15 ч. 15 м. до 16 ч. 46 м. атаковали в Нарвском заливе в 7 милях северо-западнее населенного пункта Валасте (ш. = 59º30'; д. = 26º45') конвой противника в составе двух транспортов, двух сторожевых кораблей и семи торпедных катеров. На конвой были сброшены пять бомб ФАБ-500 и пятьФАБ-250. По донесению летчиков, был потоплен сторожевой корабль и поврежден транспорт в 4000 т, но в «Справочнике потерь…» это донесение числится как не вполне достоверное.

8 июля три торпедоносца А-20Ж 1-го гмтап под прикрытием четырех Як-9 21-го иап с 22 ч. 32 м. до 24 ч. 00 м. производили крейсерские полеты в Финском заливе, но кораблей противника не обнаружили и вернулись с торпедами на свой аэродром.

9 июля в 22 ч. 43 м. два торпедоносца А-20Ж 1-го гмтап под прикрытием четырех Як-9 21-го иап вылетели в крейсерский полет в Финский залив. В 0 ч. 40 м. 10 июля в устье Финского залива в 15 милях южнее банки Олег (ш. = 59º20'; д. = 22º00') торпедоносцы атаковали и, по донесению экипажа, потопили торпедой транспорт противника в 5000 т, следовавший курсом 20º в сопровождении тральщика. По «Справочнику потерь…», эти сведения не вполне достоверны.

С 22 ч. 34 м. до 24 ч. 00 м. 10 июля в крейсерство в Финский залив летали три А-20Ж под прикрытием четырех Як-9

21-го иап, но противника не обнаружили и вернулись с торпедами на свой аэродром.

11 июля один А-20Ж, четыре Пе-2 и четырнадцать Як-9 15-го орап в течение дня производили разведку в Балтийском море и западной части Финского залива.

12 июля вылетевшие накануне в крейсерский полет в Балтийское море два А-20Ж1-го гмтап обнаружили два транспорта противника в Рижском заливе. Первый самолет в 0 ч. 40 м. в 25 милях южнее о. Рухну безуспешно атаковал торпедой транспорт в 3500 т, следовавший курсом 135º. Второй самолет в 0 ч. 47 м. в 13 милях юго-западнее о. Рухну также безуспешно атаковал транспорт в 8000 т, шедший курсом 110º в составе конвоя из пяти транспортов без охранения.

Три торпедоносца А-20Ж 1-го гмтап и 22 Як-9 15-го орап и 21-го иап, вылетевшие накануне с той же задачей в Финский залив, кораблей противника не обнаружили и вернулись с торпедами на свой аэродром.

В тот же день еще семь самолетов А-20Ж 1-го гмтап и 51-го мтап под прикрытием двенадцати Як-9 13-го иап с 21 ч. 23 м. до 24 ч. 00 м крейсировали в Балтийском море. Один А-20Ж в


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Книги похожие на "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Отзывы читателей о книге "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.