» » » Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».


Авторские права

Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Яуза, Эксмо, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».
Рейтинг:
Название:
Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».
Издательство:
Яуза, Эксмо
Год:
2006
ISBN:
5-699-17392-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Описание и краткое содержание "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." читать бесплатно онлайн.



В 70–80-е годы минувшего века благодаря мемуарам и потрясающему художественному фильму в СССР сложился настоящий культ летчиков-торпедоносцев, согласно которому эта воинская профессия во время Отечественной войны была едва ли не самой опасной — бытовало мнение, что советские торпедоносцы в среднем жили всего по три-четыре боевых вылета, что фактически они были «смертниками», русскими камикадзе, и — главное! — что ценой этих страшных потерь торпедоносцы наносили противнику огромный, невосполнимый урон.

Данная книга — первая попытка разобраться (скрупулезно и беспристрастно, основываясь не на эмоциональных рассказах, а на документах), что в этом культе было правдой, а что — лишь красивой легендой, какова на самом деле была боевая эффективность советской торпедоносной авиации и подлинная цена ее побед.






Такая операция была крайне сложной, но вполне реальной при наличии достаточной авиационной поддержки. Превосходство же в корабельном составе, включая катера, у Балтийского флота было многократным.

Вместо этого наши адмиралы решили уничтожить минные и сетевые заграждения противника с помощью… бомб и торпед! Глупость подобного мероприятия очевидна. Во-первых, и бомбы, и торпеды против мин и сетей малоэффективны, а во-вторых, «подлатать дыры» противник может уже на следующий день после самых сильных налетов.

20 апреля директивой Военного Совета флота командующему ВВС Балтийского флота была поставлена задача приступить к бомбардировкам минных заграждений противника в районе острова Большой Тютерс, банки Неугрунд, острова Вигрунд.

В ночь на 23 и 29 апреля, 3,4, 5,6 и 7 мая авиация Балтфлота наносила бомбовые удары по минным заграждениям противника в районе о. Большой Тютерс, банки Намси, о. Вигрунд, а в ночь на 5 и 6 мая самолеты сбросили бомбы на минные заграждения к северо-востоку и юго-востоку от острова Гогланд. К выполнению задания привлекались самолеты ДБ-3Ф и СБ 1-го гвардейского мтап и самолеты МБР-2 из состава 58-й отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи. Всего было произведено 120 самолето-вылетов. Бомбардировка производилась в ночное время и проходила без противодействия противника. Было сброшено 646 бомб ПЛАБ-100, ФАБ-100 и ФАБ-50. Экипажи наблюдали до сорока сильных взрывов — предположительно мин.

Всего для бомбардировки заграждений противника самолеты Балтийского флота сделали летом 1943 г. 2 523 самолетовылета. Но эффект оказался нулевым — заграждения оставались неприступным препятствием для советских подводных лодок вплоть до выхода Финляндии из войны в 1944 г. Можно только гадать, сколько судов было бы потоплено, если бы 2 523 самолето-вылета были сделаны на коммуникации противника. Замечу, что в 1943 г. из Швеции в Германию только железной руды было вывезено свыше 10 млн. тонн — и все морем!

Самолеты Ил-4 к полетам с торпедами приступили лишь в апреле. Так, 15 апреля два торпедоносца Ил-4 с 14 ч. 25 м. до 15 ч. 30 м. летали на поиск вражеских кораблей в Финский залив и одновременно вели разведку, но противника не обнаружили и вернулись с торпедами на свой аэродром.

В тот же день два самолета ЛАГГ-3 с 18 ч. 58 м. до 20 ч. 01 м. прикрывали самолеты Ил-4 в районе аэродрома Борки.

На следующий день, 16 апреля, два торпедоносца Ил-4 с 7 ч. 42 м. до 12 ч. 52 м. летали на поиск судов противника в Финском заливе. В 9 ч. 15 м. один Ил-4 с дистанции 500 м безрезультатно атаковал неприятельский транспорт в 10–15 кабельтовых западнее о. Прангли. Второй Ил-4 из-за плохой видимости вернулся с меридиана о. Сескар. Столь же неудачны были и последующие вылеты.

26 апреля совершил первый боевой вылет (разведывательный) на Балтике американский бомбардировщик «Бостон», поставленный по ленд-лизу. Любопытно, что шесть бомбардировщиков «Бостон» А-20В поступили в 1-й гмтап, но их там опробовали и отказались. Пришлось их передать 15-му разведывательному полку.

28 мая Ил-4, пилотируемый капитаном Шамановым, с 0 ч. 20 м. летал на поиск кораблей противника в Балтийском море. В 2 ч. 55 м. в точке с координатами ш. = 57º35'; д. = 23º10' (в 12 милях к югу от о. Рухну) он сбросил торпеду и, по донесению Шаманова, потопил его. На самом деле торпеда прошла мимо.

31 мая 1943 г. вышло постановление Совнаркома СССР за №617–189/с, которым «в целях поощрения личного состава подводных лодок, торпедных катеров, катеров-охотников, экипажей самолетов установлена выдача следующих денежных наград: за потопление неприятельского линейного корабля — 100 000 рублей; крейсера — 75 000 рублей; подводной лодки — 50 000 рублей; транспорта — 15 000 рублей; сторожевого корабля или тральщика — 10 000 рублей; баржи, буксира или шхуны — 5000 рублей. В постановлении был указан порядок распределения денег между личным составом экипажа»{26}.[18] Командование флотов специальными приказами довело до личного состава текст постановления Совнаркома. Конкретно на Балтике Трибуц сделал это 2 июня.

В тот же день капитан В.А. Балебин потопил финский ледокол «Тармо». Это было первое достоверно подтвержденное потопление вражеского судна авиаторпедой. Несколько слов стоит сказать об этом ледоколе. Он был построен в 1907 г. в Англии для России. Водоизмещение его 2300 т, скорость хода 13,5 узлов. В 1918 г. ледокол пиратским способом захватили финны.

Самолет Ил-4 вылетел в 0 ч. 07 м. на «свободную охоту» и в 2 ч. 37 м. к юго-востоку от Аландских островов в точке с координатами ш. = 59º58'; д. = 20º16' сбросил торпеду на вражеское судно. Согласно донесению Балебина, это был транспорт водоизмещением в 5000 т.

3 июня торпедоносец Ил-4, вылетевший накануне в 23 ч. 56 м. на поиск кораблей противника в северную часть Балтийского моря, из-за неисправности материальной части в 0 ч. 15 м. сбросил торпеду в воду в районе Териоки. Второй торпедоносец летал с 0 ч. 05 м. до 6 ч. 05 м. с той же целью в том же районе, но кораблей противника не обнаружил и в 4 ч. 05 м. сбросил торпеду в районе населенного пункта Сало (ш. = 60º23';д. = 23º07').

6 июня два торпедоносца Ил-4 с 0 ч. 00 м. до 6 ч. 14 м. вели «свободную охоту». Один из самолетов в Ирбенском проливе у мыса Даменес обнаружил конвой из трех транспортов. В 3 ч. 30 м. лейтенант А.И. Разгонин в точке с координатами ш. = 57º47'; д. = 22º20' сбросил торпеду, которая, согласно его донесению, потопила транспорт в 5000 т. После войны установили, что это был транспорт «Хайнрих фон Пиауэн» вместимостью 1746 брт.

Второй Ил-4 летал на «свободную охоту», но цели не обнаружил и сбросил торпеду в море.

8 июня торпедоносец Ил-4, пилотируемый лейтенантом П.А. Колесниковым, с 0 ч. 03 м. до 6 ч. 22 м. находился в крейсерском полете, то есть в «свободной охоте». В 2 ч. 40 м. в Оландском море в точке с координатами ш. = 60º15'; д. = 19º30' им была атакована и потоплена шхуна «Гулкрокс» вместимостью 476 брт.

20 июля торпедоносец Ил-4, вылетевший накануне в 23 ч. 55 м. для действий на коммуникациях противника, в северной части Балтийского моря вражеских кораблей не обнаружил и в 3 ч. 20 м. с высоты 300 м сбросил торпеду на причалы и сооружения порта Раумо. Взрыв торпеды вызвал пожар, наблюдавшийся экипажем самолета с расстояния до 40 км. В 6 ч. 20 м. торпедоносец возвратился на аэродром.

22 июля два торпедоносца Ил-4 в 1 ч. 20 м. вылетели в крейсерский полет в северную часть Балтийского моря. Один из них в Рижском заливе в 12 милях юго-западнее о. Рухну (ш. = 57º37'; д. = 23º03') в 3 ч. 40 м. обнаружил и потопил торпедой транспорт противника водоизмещением около 8000 т. На самом деле атака эта была безуспешной. Второй самолет кораблей противника не обнаружил и сбросил торпеду в районе мыса Ристна. К 7 ч. 30 м. оба самолета вернулись на свой аэродром.

На следующий день, 23 июля, два Ил-4 с 1 ч. 20 м. до 7 ч. 21 м. вели поиск в Рижском заливе и Балтийском море. По донесению экипажей, капитан А.З. Пятков в 12 милях на северо-запад от Усть-Двинска в 3 ч. 15 м. потопил торпедой транспорт в 3000 т, а капитан Г.Д. Васильев в 3 ч. 50 м. в 95 кабельтовых на северо-запад от маяка Овизи потопил транспорт в 5000 т. При этом самолет Васильева совершил вынужденную посадку на армейском аэродроме. Позже выяснилось, что Васильев потопил транспорт «Эверонна» вместимостью 2800 брт, а капитан Пятков промазал.

Интересный момент «Хроники…» от 25 июля: «Самолет-торпедоносец ДБ-3, вылетевший в 1 ч. 45 м. в крейсерство в Балтийское море, в 3 ч. 38 м. в Рижском заливе в 85 каб. на юго-восток от мыса Колкасрагс потопил транспорт противника в 5000–6000 т. В 3 ч. 40 м. торпедоносец был безуспешно атакован самолетом Me-110 и еще двумя истребителями неустановленного типа. В 4 ч. 05 м. в районе острова Даго ДБ-3 снова был безрезультатно атакован вражеским истребителем. В 7 ч. 20 м. торпедоносец возвратился на свой аэродром.

Этот же самолет-торпедоносец ДБ-3 наблюдал транспорт противника на подходе к порту Виндава; второй транспорт — в Ирбенском проходе, шедший курсом 90º; третий транспорт — в 75 каб. от мыса Колкасрагс, шедший курсом на Ригу; четвертый транспорт — в 8 милях к западу от южной оконечности острова Даго и пятый транспорт — в том же районе, следовавший курсом 85º. На основании этих данных было установлено, что транспорты противника ходили вдоль восточного побережья Балтийского моря и в Рижском заливе, как правило, поодиночке и без охранения».

1 августа два торпедоносца Ил-4 в 1 ч. 32 м. и в 1 ч. 39 м. вылетели на поиск вражеских кораблей в Балтийское море. В 4 ч. 10 м. один из них (летчик — лейтенант А.И. Разгоним) в 11 милях на юго-восток от м. Колкасрагс атаковал с высоты 30 м и на расстоянии около 3 каб. транспорт противника в 5000 т. Торпеда попала в носовую часть транспорта, и тот, по донесению летчика, потонул. Второй Ил-4, пилотируемый капитаном И.Г. Шамановым, находясь в 10,5 милях северо-западнее маяка Ужава, в 4 ч. 14 м. с высоты 20 м и дистанции около 2,5 каб. сбросил торпеду по транспорту в 5000–6000 т. Торпеда попала в среднюю часть судна, которое, по донесению летчика, затонуло. Однако подтверждений о потоплении обоих транспортов нет.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Книги похожие на "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Отзывы читателей о книге "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.