» » » Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».


Авторские права

Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Яуза, Эксмо, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».
Рейтинг:
Название:
Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».
Издательство:
Яуза, Эксмо
Год:
2006
ISBN:
5-699-17392-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Описание и краткое содержание "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." читать бесплатно онлайн.



В 70–80-е годы минувшего века благодаря мемуарам и потрясающему художественному фильму в СССР сложился настоящий культ летчиков-торпедоносцев, согласно которому эта воинская профессия во время Отечественной войны была едва ли не самой опасной — бытовало мнение, что советские торпедоносцы в среднем жили всего по три-четыре боевых вылета, что фактически они были «смертниками», русскими камикадзе, и — главное! — что ценой этих страшных потерь торпедоносцы наносили противнику огромный, невосполнимый урон.

Данная книга — первая попытка разобраться (скрупулезно и беспристрастно, основываясь не на эмоциональных рассказах, а на документах), что в этом культе было правдой, а что — лишь красивой легендой, какова на самом деле была боевая эффективность советской торпедоносной авиации и подлинная цена ее побед.






Первый налет на Берлин состоялся в ночь на 8 августа 1941 г. В нем приняли участие три группы по 5 самолетов. Первую группу возглавил Е.Н. Преображенский, вторую — А.Я. Ефремов, третью — В.А. Гречишников. На каждый самолет было подвешено по восемь стокилограммовых фугасных бомб.

Маршрут полета бомбардировщиков ДБ-3Ф для нанесения удара по Берлину 8 августа 1941 г. 

До цели дошли только пять самолетов, сбросивших с высоты 6000 м тридцать бомб ФАБ-100 по центру города. Остальные самолеты сбросили бомбы на подходах к Берлину. В ходе налета был потерян один ДБ-3Ф.

9 августа с 0 ч. 55 м. до 1 ч. 25 м. двенадцать ДБ-3 бомбардировали Берлин. Было сброшено 72 бомбы ФАБ-100 и 2500 листовок. Самолеты были обстреляны зенитным огнем. Из боевого полета не вернулся в базу один самолет, севший на воду в море. Экипаж был подобран нашим кораблем, а самолет утонул.

12 августа состоялся третий налет на Берлин тринадцати машин ДБ-3. Впервые в налете приняла участие и армейская авиация (девять ДБ-3Ф). До цели дошли 8 самолетов, сбросивших с высоты 6000–7000 м шесть ФАБ-250,26 ФАБ-100, 48 ЗАБ-50 и более 100 тысяч листовок. Четыре самолета сбросили бомбы на Либаву и один — на Кольберг.

Всего до 4 сентября флотские и армейские самолеты ДБ-3Ф в ходе полетов к Берлину сбросили 620 т бомб и при этом потеряли 18 машин, из которых 7 было уничтожено в ходе налета германской авиации на Кагул. К этим потерям стоит добавить гибель на минах двух тральщиков, доставлявших бомбы на остров Эзель.

Во всех отечественных изданиях налеты на Берлин представляются в качестве блестящей операции. Однако до сих пор каких-либо реальных потерь немцев в ходе этих налетов не обнаружено. Рассматривая эти налеты с точки зрения пропагандистского и психологического воздействия на население противника, приходится признать, что и здесь эффект был близок к нулю. Если действия ФАБ-1000 по Бухаресту были внове его населению, то Берлин уже почти год регулярно подвергался бомбардировкам британской авиации, и 33 самолето-вылета советской авиации, а именно столько машин дошли до Берлина, прошли для горожан практически незаметно.

Самолеты ДБ-3 ВВС Балтийского флота принимали активное участие в отражении германского штурма Ленинграда в сентябре 1941 г., а также в боях на Волховском участке фронта под Тихвином в ноябре — декабре 1941 г.

К началу сентября 1941 г. в ВВС Балтфлота осталось только 122 самолета ДБ-3 и С.Б. К этому времени авиация флота была сведена в 8-ю авиабригаду (1-й минно- торпедный и 57-й бомбардировочный авиаполки), 61-ю истребительную авиабригаду (5-й, 13-й и 71-й авиаполки, 12-я и 13-я отдельные Краснознаменные авиаэскадрильи), 15-й отдельный морской разведывательный авиаполк (41-я, 44-я, 58-я и 85-я авиаэскадрильи).

К 15 мая 1942 г. в составе 1-го мтап, ставшего к этому времени гвардейским, было 32 (из них 5 неисправных) самолета ДБ-3 и СБ, базировавшихся на аэродромах Новики, Гражданка и Углово.

В ночь на 29 мая 1942 г. начались постановки авиационных мин на ближних коммуникациях противника. Семь самолетов ДБ-3 произвели постановку семи мин АМГ-1 в районе базы Хельсинки. В то же время три самолета СБ бомбардировали порт Хельсинки для отвлечения внимания противника от производившейся постановки мин. В Хельсинки предположительно был взорван склад боезапаса.

Следует заметить, что к концу мая 1942 г. немцы и финны активно использовали коммуникации на Балтике. Причем большинство судов ходило вне конвоев, почти как в мирное время. Цитирую «Хронику…»: 31 мая «поданным радиоразведки, в течение дня на переходе между портами Германии и Финляндии, преимущественно в районе южной части Ботнического залива, было отмечено тринадцать транспортов, из которых четыре были финскими, четыре германскими и пять неустановленной национальности.

По данным английского адмиралтейства, из числа 30 000 германских войск, прибывших в течение мая в Норвегию, 10 000 прошло через порт Турку. По тем же данным, в мае в Финляндию прибыла большая часть 7-й горной дивизии и некоторые подразделения 5-й горной немецкой дивизии»{23}.

Поэтому командование ВВС впервые решило использовать торпедоносцы.

3 июня в 2 ч. 04 м. два самолета ДБ-3 в 65 кабельтовых к югу от башни Бигрунд (ш. = 59º40'; д. = 27”45') произвели торпедную атаку по транспорту противника водоизмещением около 2000 т, шедшему курсом 320º. Торпеды прошли мимо.

Схема атаки самолетами-торпедоносцами Балтийского флота сторожевого корабля противника у о. Гогланд 16 июня 1942 г.

16 июня в 19 ч. 45 м. три торпедоносца ДБ-3 вылетели на перехват конвоя в район о. Гогланд. В 20 ч. 42 м. они сбросили три торпеды по сторожевому кораблю противника. Одна торпеда взорвалась, а остальные прошли мимо. Самолеты были обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии с о. Гогланд. Увы, торпеда взорвалась, попав в подводный камень. Немцы потерь от торпед не имели.

27 августа с 16 ч. 50 м. до 18 ч. 10 м. два самолета ДБ-3 и десять самолетов «Харрикейн» летали на торпедный удар по транспортам противника, обнаруженным в Нарвском заливе. С 17 ч. 27 м. до 17 ч. 35 м. два ДБ-3 атаковали двумя торпедами отряд из трех транспортов противника, находившийся в Нарвском заливе. По донесению летчиков, прямым попаданием торпеды головной вражеский транспорт в 1500 т был потоплен. Это было первое судно, потопленное торпедой и вошедшее в «Справочник потерь…», правда, с указанием «не вполне достоверно». Мы же сейчас можем убрать из этой фразы наречие «вполне».

9 октября два самолета ДБ-3 в 12 ч. 13 м. вылетели на поиск и торпедирование кораблей противника в Финском заливе. Полет производился без прикрытия истребителей в безоблачную погоду. Поэтому самолеты ДБ-3 через полчаса возвратились на аэродром и произвели посадку с торпедами.

11 октября два ДБ-3 с 12 ч. 42 м. до 14 ч. 25 м. с торпедами летали на поиск кораблей противника в Финском заливе и в районе о. Большой Тютерс были атакованы вражескими истребителями неустановленного типа. На одном ДБ-3 был ранен стрелок-радист. Наши самолеты, не обнаружив кораблей противника, вернулись на свой аэродром с торпедами.

13 октября с 12 ч. 38 м. пара самолетов ДБ-3 с торпедами летала на поиск кораблей противника в Финском заливе до меридиана 27º00', но ничего не нашла.

В тот же день в 16 ч. 27 м. вторая пара ДБ-3 с торпедами вылетела на поиск кораблей противника в Финском заливе. До Сескарского плеса ее сопровождали два самолета Як-1. По окончании сопровождения самолеты Як-1 в 17 ч. 15 м. в районе маяка Шепелевский были атакованы шестью финскими истребителями «Фоккер-21», но ушли от них в облака и в 17 ч. 34 м. вернулись на аэродром.

Самолеты же ДБ-3 в 17 ч. 14 м. в районе Соммерса сбросили две торпеды по двум сторожевым кораблям противника. Торпеды в цель не попали, а самолеты подверглись слабому зенитному артиллерийскому огню с кораблей. На обратном пути в район о. Сескар — маяк Шепелевский в 17 ч. 25 м. самолеты ДБ-3 были атакованы шестью «Фоккерами-21». В результате боя два «Фоккера» были сбиты, а один загорелся и ушел на юг. Наши торпедоносцы получили по 30–40 пулевых пробоин. В районе маяка Шепелевского ДБ-3 ушли под прикрытие своей зенитной артиллерии, а самолеты противника скрылись в северном направлении.

С 17 ч. 23 м. до 18 ч. 00 м. четыре самолета И-16 по вызову штаба противовоздушной обороны летали в район Кронштадта на перехват самолетов противника, но их не встретили.

С 17 ч. 36 м. до 18 ч. 10 м. три самолета И-153 с Лавенсаари летали в район о. Сескар для оказания поддержки самолетам ДБ-3, после чего вернулись обратно.

17 октября два самолета ДБ-3 с торпедами с 7 ч. 50 м. вели поиск кораблей противника в Финском заливе до меридиана 27º00'. Но из-за сплошной и низкой облачности и дождя самолеты задание не выполнили и возвратились с торпедами на свой аэродром.

В тот же день один ДБ-3 под прикрытием двух Як-1 с 14 ч. 19 м. до 15 ч. 20 м. летал на поиск кораблей противника в Финский залив до меридиана 27º00', но из-за плохих метеоусловий задания не выполнил.

19 октября два самолета ДБ-3 с торпедами, действуя поодиночке, с 10 ч. 15 м. до 14 ч. 27 м. вели поиск кораблей противника в восточной части Финского залива. В это же время по расчетам штаба бригады подводных лодок подводная лодка С-7 производила форсирование Гогландского рубежа обороны противника. Один ДБ-3, не обнаружив неприятельских кораблей, возвратился с торпедой на аэродром. Второй ДБ-3 в 55 каб. севернее маяка Верхнее-Гогландский (ш. = 60º 1 Г; д. = 26º58') обнаружил два сторожевых корабля противника, шедших в строе кильватера курсом 15 со скоростью 6–7 узлов. Самолет атаковал головной сторожевой корабль (типа Ф), сбросив в 12 ч. 17 м. с высоты 20 м и дистанции 4–5 каб. торпеду. По донесению экипажа, торпеда попала в среднюю часть корабля, он переломился и затонул.

Третий и четвертый ДБ-3 соответственно в 12 ч. 38 м. и в 13 ч. 10 м. в 11 милях южнее Большого Тютерса обнаружили и атаковали четыре сторожевых корабля противника, шедшие строем кильватера на северо-северо-запад. По головному сторожевому кораблю с высоты 20–25 м были сброшены две торпеды с дистанции 8 и 6 каб. Обе торпеды прошли у цели за кормой. Самолеты были безрезультатно обстреляны зенитным огнем сторожевых кораблей и катеров.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Книги похожие на "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Отзывы читателей о книге "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.