» » » » Сергей Неподкосов - Символ «мертвая голова»


Авторские права

Сергей Неподкосов - Символ «мертвая голова»

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Неподкосов - Символ «мертвая голова»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Вече, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Неподкосов - Символ «мертвая голова»
Рейтинг:
Название:
Символ «мертвая голова»
Издательство:
Вече
Год:
2014
ISBN:
978-5-4444-1405-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Символ «мертвая голова»"

Описание и краткое содержание "Символ «мертвая голова»" читать бесплатно онлайн.



Череп в массовом сознании прочно ассоциируются с чем-то жутким, рождая в душах первобытный страх смерти. Сегодня его символическое значение в основном сводится к употреблению в качестве элемента декоративного украшения или маргинального эпатажа. Между тем глубокое метафизическое содержание символа «мертвой головы» для многих по-прежнему остается загадкой.

В этой работе делается попытка разобраться в сакральном значении черепа на примере его использования в мировых религиях и воинских формированиях.

Книга рекомендована широкому кругу читателей, интересующихся вопросами истории, культурологи и религиоведения.






Группа племен ва (брао, плао), обитающие по обе стороны мьянманско-китайской границы, — одни из древнейших обитателей Индокитайского полуострова{392}. За их при-верженность к охоте за головами вплоть до 70-х годов прошлого века они были известны как «дикие ва». Согласно их верованиям, два мифических предка Я Хтоум и Я Хтай завещали своим потомкам всегда иметь в поселении человеческий череп, без которого невозможно мирное существование, изобилие и хорошие урожаи. Это предписание всегда строго выполнялось. Череп выступал в качестве надежной защиты от злых духов, которые могут истребить всех членов племени или выпить всю воду, являлся гарантом плодородия. Его утрата сулила большие беды: предкам было стыдно за своих потомков и они могли на них разгневаться.

В штате Ассам Северо-Восточной Индии все народы, живущие к югу от реки Брахмапутры, — гари, кхаси, нага и куки, а также мизо с Лусейских холмов, — когда-то практиковали охоту за головами (черепами). У нага добытые в бою трофеи выставлялись на бамбуковых шестах. Когда мягкие ткани головы полностью истлевали, череп украшали парой рогов буйвола и вывешивали на стене в ритуальном строении или в доме наставника. Многие из воинов нага до сих пор имеют на телах знаки отличия (татуировки) успешного охотника. У восточных нага мужчина не мог жениться, пока не получал права детально татуировать лицо, а это право не давалось до тех пор, пока он не участвовал в какой-либо экспедиции, где были добыты черепа или скальпы. Охотники носили специальные украшения: воротник «канентали» после первой добытой головы, воротник из клыков кабана — после второй, фартук, покрытый ракушками каури, — после третьей. По особым торжественным датам и большим праздникам мужчина мог повесить на эту одежду гроздь добытых им голов, и на него смотрели как на великого воина.

Среди племен западных индийцев (ангами) никто не мог претендовать на toga virilis (клетчатый орнамент из ракушек каури), пока не добудет голову врага, а в некоторых селениях мужчинам, не обладавшим таким орнаментом, было запрещено жениться.

Своеобразным индикатором мужества считается добытая голова и среди племен Юго-Восточной Бенгалии. Успешные охотники индийского племени ао нага (Восточный Ассам) также носили в качестве отличительных украшений воротники из кабаньих клыков. Добытые трофеи выставлялись на всеобщее обозрение в специальных постройках (моронгах). В некоторых случаях черепа приколачивали к большому священному дереву в центре поселения. Подобрать головы соплеменников, павших в битве, считалось большой честью.

Взамен приношений, которые делались добытым головам (черепам), победители ожидали получить определенные привилегии. Нага и соседние племена ставили около добытых трофеев еду и питье, чтобы они не преследовали своих победителей, а с миром отправлялись в город мертвых.

Западноафриканские тантале вычищали добытые головы и укладывали их в небольшие земляные горшки. В качестве приношения туда же с молитвой помещалось и маленькое зернышко, после чего сосуд закрывали и закапывали. Мужчина не мог жениться, пока не становился обладателем охотничьего трофея.

Фанг (Габон) делали приношения захваченным черепам, обращаясь к ним с молитвой по имени. Охотники верили, что их молитвы всегда будут услышаны, и с помощью неприятельских черепов они смогут получить женщин, оружие, скот или продукты.

Головы (черепа) считались очень ценным имуществом среди нигерийских охотников, поскольку считалось, что в них обитают духи убитых, которыми можно руководить и которые вынуждены «благословлять» своих обладателей. После процедуры препарирования их привязывали к шестам, которые устанавливали на земле. Почетные трофеи передавались из поколения в поколение. Считалось, что мужчина не достиг состояния полного взросления, пока не добыл голову врага.

Племена, живущие в Чинских горах (северо-запад Мьянмы), размещали головы на шестах за пределами деревни, поскольку испытывали страх, что духи мертвых будут преследовать деревню и ее жителей, если головы будут храниться внутри поселения.

Охота за головами велась как способами, которые условно можно назвать рыцарскими, так и абсолютно вероломными методами. Так, во время конфликтов племен Торресова пролива один воин мог сражаться только с одним противником, а потому победа и череп убитого принадлежали только ему.

У восточно-африканского племени батока древняя воинская традиция переросла в нечто иное. Чтобы угодить своему вождю, туземец выслеживал и обезглавливал иноплеменника в глухом безлюдном месте, и такая голова также считалась трофеем. Различные вожди соревновались друг с другом — у кого из них в общинах больше черепов-трофеев. При этом жертвами нередко становились даже беззащитные женщины и дети. Варварский азарт доходил до того, что черепа становились предметом купли-продажи.

В результате ведения подобных войн на грани уничтожения оказались целые народы и племена.

По мнению немецкого этнографа Лео Фробениуса, культ охоты за черепами, возможно, первоначально заключал в себе высокую идею заботы об умерших родственниках, но в дальнейшем это сомнительное «рыцарство» выродилось в страсть к убийствам и послужило поводом к истреблению множества людей.

В мифологии древних индоевропейцев символизм мертвой головы приобретает еще более широкое значение, превращаясь в один из важных атрибутов сотворения Вселенной.

По мнению исследователя Ю. Шилова, изготовление сосуда для ритуального напитка из головы врага — сугубо индоевропейский обычай, известный со времен неолита{393}. Он засвидетельствован в эддическую эпоху у скандинавов{394}.

Существует косвенное свидетельство путешественника Ибн Фадлана о том, что по рассечении тела жертвенного животного его голова вывешивалась на кол в ограде капища{395}.

Сходные по значению обряды повторяются у разных народов. Жертвоприношение такого рода символически воспроизводит творение Вселенной из жертвы Первосущества. Голова (череп), символизирующая небо, укрепляется на дереве, шесте, копье — символах axis mundi. Миф о творении-жертве мы находим у евразийских народов — от Исландии (Имир) до Китая (Пань Гу){396}. Обычай зафиксирован также среди индоевропейцев-фракийцев, семитов-ассирийцев, финноугров-удмуртов. Уподобление же поверженного противника жертвенному животному встречается еще в гимнах Ригвсды («жертвенным животным лежит тот, кто мнил себя мудрым», VII, 18, 8).

Наиболее полное соответствие обряду мы находим у балтийских славян: епископа Иоанна Мекленбургского в XI в. разрубили на части, а голову на копье принесли в языческий храм{397}.

У скандинавов в историческое время мы почти не находим следов такого рода обрядов, хотя все предпосылки для него в виде мифа о Творении-Жертве и небе — голове Жертвы («небом стал череп холодного турса»), существуют{398}. Между тем магические обряды в их среде оказались очень устойчивы: на гравюре к сочинению Олауса Магнуса в 1555 году изображены колдун и ведьма, вызывающие губящий корабли шторм на море. В руках у колдуна шест с черепом животного, обращенным на гибнущие суда{399}.

У норманнов такая форма человеческого жертвоприношения не зафиксирована. Голова животного на шесте появляется в источниках эпохи викингов единственный раз — в ритуале наведения порчи{400}.

Сложнее реконструировать семантику человеческой жертвы Тору, описанной Дудоном Квинтилианским: череп жертвы разбивается ударом бычьего ярма, а кровью из рассеченного горла окропляют головы участников обряда{401}. Очевидно, что она не имеет с вышеуказанным обрядом жертвенной головы (черепом) ничего общего. Заметную роль охоты за черепами в культе язычников-славян подтверждают и археологические источники{402}, и письменные («Голов желает наш Прилегала», Послание епископа Адельгота (1108){403}. Культ головы (черепа) жертвы у самых разных славянских народов находит также подтверждение в данных этнографии. При этом оберегом служит голова животного на шесте или укрепленная над оградой жилища{404}. В источниках отмечена «охота за черепами» родственных славянам западных балтов, семигалов. После удачной засады на возвращавшихся из похода на эстонцев литвинов семигалы увезли с поля боя полные сани отрубленных голов вражеских воинов и их эстонских пленных{405}.

Череп жертвы, из которого изготавливалась чаша, ритуально отождествлялся с небом — источником всяческих благ и вместилищем богов. Таким образом, испивавший из ритуальной чаши-черепа приобщался благодати неба и высшего мира.

В воинских обрядах кельтов культу человеческого черепа отводилось центральное место. Черепа не только вывешивались у входа в святилище, но и служили в качестве украшения жилищ. Число подвешенных черепов на поясе кельтского воина было своеобразным показателем его доблести. Череп считался не только символом победы над врагом, но также средством защиты победителя от воздействия потусторонних сил. Согласно поверьям кельтов, мистическая сила, заключенная в голове, продолжает и после смерти побежденного служить его победителю. Часто черепа оправлялись в золото или серебро и из них делались сосуды для питья{406}.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Символ «мертвая голова»"

Книги похожие на "Символ «мертвая голова»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Неподкосов

Сергей Неподкосов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Неподкосов - Символ «мертвая голова»"

Отзывы читателей о книге "Символ «мертвая голова»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.