Святослав Сахарнов - История корабля

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История корабля"
Описание и краткое содержание "История корабля" читать бесплатно онлайн.
Мне всегда было интересно читать или слушать рассказы о кораблях: ведь у каждого из них своя судьба, порой не менее удивительная, чем судьба человека. Каждый корабль по-своему красив. Придумать и построить корабль — не просто. Люди мучаются годами, иногда совершают радостные открытия, а иногда терпят горькие неудачи.
И я, наконец, решил сам написать книгу об истории судостроения. И как только начал писать, сразу же стали вспоминаться разные случаи из моей службы на флоте.
Помню, когда я был ещё курсантом морского училища, мы в первый раз вышли в море на парусной шлюпке.
— Если подует сильный ветер, уходите подальше от берега, — предупредил нас старый боцман.
Не успели мы походить по морю час-другой, как ветер усилился, поднялись волны и нас стало заливать. «Зачем нам уходить подальше от берега? Наоборот, надо поближе — у берега-то мы не утонем», — решили мы и направили нос шлюпки к ближайшему мысу. Но очень скоро со всех сторон из воды показались камни. Шлюпку стало бить о них, а парус с мачтой легли на воду. Пришлось всем курсантам прыгать за борт, срываясь с камней и погружаясь с головой в воду, отводить шлюпку от берега, ставить её на ровный киль и как можно скорее уходить в открытое море. Там нас качало, обдавало брызгами, но угрозы разбиться о камни уже не было.
Вот тогда-то мне впервые и пришла в голову простая мысль, что прежде чем научиться пересекать моря, люди, наверное, долго держались у берега и платили за это своими жизнями. Да и само искусство строить морские суда рождалось тоже долго и трудно.
О длинном пути, который пролёг от первого плота до современного атомохода, — и расскажет эта книга.
С. В. Сахарнов
— Хау ду ю ду! — поздоровался наш турист по-английски. Мол, здравствуйте! Как поживаете?
Человек покачал головой. Мол, не понимаю!
— Гутен таг! — сказал наш по-немецки. Никакого успеха.
— Бонжур! — по-французски. Ни гугу.
«Видно, этот человек говорит на каком-то африканском языке!» — подумал ленинградец и сказал сам себе вслух:
— Вот так номер!
— Вот так номер! — отозвался чернолицый человек. — Вы что, тоже из Ленинграда? С нашего корабля? Давайте копать вместе!
— Ну и перемазались же вы!
— Тружусь!
И они стали работать в две лопаты.
Вокруг трудились тысячи людей. А в гавани терпеливо ждал своих пассажиров большой добрый пароход.
Ракеты и самолёты на палубе
Очень изменился за последнее время и военно-морской флот. Его корабли (об атомных подводных лодках, вооружённых ракетами, мы уже сказали) тоже стали больше, плавают дальше и быстрее. А главное их оружие теперь, кроме пушек, которые отживают свой век, — ракеты и самолёты.
Прошли времена многопушечных кораблей, броненосцев и броненосных крейсеров. Даже торпеда — грозное оружие — скромно отошла в сторону: снаряды и торпеды уступили место ракетам. А на первое место среди надводных боевых кораблей вышли носители крылатых машин — авианосцы. Огромная, как поле, палуба. Рядами выстроились на ней самолёты со сложенными крыльями. Ещё большее число их спрятано внизу, в ангарах. В считанные секунды лифт поднимает самолёт наверх. Расправляются крылья, разгонное устройство — катапульта мчит машину по палубе. Вот и кончается палуба — сейчас сорвётся, упадёт самолёт в воду… Нет, качнул крыльями, круто набрал высоту, свечой ушёл в небо. Лётчик полетел выполнять задание. А вернётся, прицелится точно, на самый край стального поля попадёт колёсами, промчится по палубе… И тут может сорваться? Нет, тормозные канаты — тросы успеют зацепить машину, круто остановить её. Замер самолёт, откинут прозрачный колпак над кабиной. Лётчик стягивает с головы шлем, вылезает из кабины на палубу. Полёт над океаном окончен.
Авианосец. Ракетный крейсер «Киров». Малый ракетный корабль. Гвардейский ракетный крейсер «Варяг».А есть и такие корабли — носители летающих машин, — вертолётоносцы. С этих кораблей делать взлёт и посадку на них — проще. Винтокрылой машине много места не надо. Чаще всего вертолётоносцы применяются для борьбы с вражескими подводными лодками. Для этого на вертолётах есть и специальные приборы, чтобы находить лодки и бомбы, чтобы поразить найденный подводный корабль.
Отошли в прошлое и торпедные катера. Теперь вооружение катеров — ракеты. Как огненные стрелы, взмывают они в воздух, мчатся над водой, туда, где за горизонтом, в туманной дымке — противник.
Суда-труженики
Время летит быстро, быстро меняются и суда. Может статься, пока эту книжку будут печатать, на океанских просторах появятся суда с совершенно новыми двигателями, совершенно новой формы, изменится и работа, которую они выполняют.
Возьмём для примера грузовые суда. Раньше они долгие сутки простаивали в порту, принимая или сгружая на берег привезённый груз. Сегодня время измеряется часами: груз или заранее упрятан в железные ящики — контейнеры, или сам, своим ходом, на колёсах, взбирается на борт. Но об этом я ещё расскажу.
Специальные суда строят для перевозки нефти и пресной воды, бананов и мороженого мяса, для ловли рыбы и для её обработки. В помощь космонавтам строят корабли, которые сразу можно отличить по огромным, похожим на белые чаши антеннам. А ещё есть суда для водолазных работ, для тушения пожаров и спасения кораблей, терпящих бедствие. Каждый моряк теперь владеет какой-нибудь второй профессией. Море не любит невежд. Оно любит знающих.
Но вернёмся к рассказу о том, как перевозят теперь грузы.
Раньше загрузить пароход было делом ох каким долгим! Важный усатый боцман расхаживал по палубе у раскрытых трюмов и покрикивал на матросов, которые опускали в горловины трюмов ящики, бочки, станки, рельсы, пакеты с хлопком и огромные оплетённые гибкими прутьями бутылки с кислотой.
Магнитный компас. Ролкер.— Не туда кладёшь, не туда, — кричал боцман, — не так! Отложи свой хлопок в сторону. На самый низ грузи рельсы. Потом — станки. То, что потяжелее! Станки закрепили? Ящики опускайте. На них — бочки. На бочки — хлопок. На него — он мягкий — осторожно бутылки. Да смотрите мне, чтобы всё крепко было привязано, ни при какой качке чтоб не пошевельнулось!
Так было.
А теперь…
Понадобилось как-то отправить одному заводу в Сибирь телевизоры. Чтобы жители самых глухих деревень могли принимать передачу из Москвы.
Ящики привезли в порт. А там у причала уже стояли два судна. У каждого в корме — ворота. Только у одного поменьше и откинутая часть кормы лежит на причале, наподобие моста. По нему можно войти или въехать внутрь судна.
Боцман этого корабля рассуждал недолго:
— Кати своим ходом!
И водители грузовиков въехали по мосту прямо внутрь судна. Там матросы быстренько прикрепили грузовики цепями к палубе, чтоб не сорвало, когда судно начнёт качать. И вся погрузка!
Второе судно грузили дольше. Около него плавало на воде много небольших четырёхугольных барж. Ящики с телевизорами погрузили кранами в эти баржи, а затем буксирные катера стали подводить их к корме судна. Там каждую баржу подхватывал подъёмник, вынимал из воды и бережно ставил на уровень грузовой палубы. Затем каждую баржу закатывали по рельсам внутрь судна.
Загрузка баржевоза.Оба судна дали прощальные гудки и покинули порт. Как они плыли по океану — рассказывать долго. А вот когда они приплыли к устью огромной сибирской реки, то оказалось, что порт здесь ещё только начинают строить: готов всего один причал и к нему всего одна дорога. А ещё около причала стоит несколько буксирных катеров.
— Давненько мы вас поджидаем! — сказал капитан порта. — Ну, раз дошли, значит — всё в порядке.
«Как это — в порядке? — подумал один из случайно оказавшихся тут. Он пришёл посмотреть, как будут выгружать телевизоры. — Их же здесь не разгрузить! Даже кранов нет».
Не успел он это подумать, как первое судно подошло к причалу, опустило свою корму — мост, и по нему один за другим на берег выехали автомашины. Выехали на причал и тут же умчались по дороге — повезли телевизоры по адресам.
А второе судно остановилось посреди реки, и из его трюма стальные руки подъёмника одну за другой стали вынимать и опускать на воду баржи, а буксирные катера — брать их на буксир. Разобрали баржи и потащили их вереницей вверх по реке — в самые отдалённые города и деревни, к которым сухопутные дороги ещё не проложены.
Атомоход во льдах
Когда адмирал Макаров испытывал во льдах Арктики свой «Ермак», судно получило много пробоин в корпусе. Адмирал написал тогда: «Надо строить ещё более мощные и более тяжёлые суда».
Теперь на помощь создателям ледоколов пришёл мирный атом. Вместо паровых машин или дизелей на атомоходах стоят реакторы, которым топлива хватает на несколько лет, а сами суда в несколько раз тяжелее и больше «Ермака».
…Трёх- и четырёхметровой толщины льды пролегли в тот год в Ледовитом океане до самого Северного полюса. И прямо через них, не отступая и не отыскивая лёгкой дороги, шёл огромный корабль. «Арктика» — было написано на его бортах. Когда-то в этих краях дрейфовали и погибали, раздавленные льдами, парусные судёнышки. Над этими просторами пролетел и упал воздушный шар шведа Андре. А затем такая же участь постигла дирижабль «Италия». Остатки его экипажа спас советский ледокол «Красин».
Много лет прошло с той поры, многое изменилось. Целые научные городки выросли на дрейфующих льдинах. Не одна сотня самолётов садилась на ледовые аэродромы. Высоко в небе проносятся, совершая рейсы из Европы в Америку и обратно, многоместные воздушные лайнеры.
— Внимание, под нами Северный полюс! — каждый раз спокойным голосом говорит стюардесса…
Но то, что происходило на этот раз, было великим событием: корабль своим ходом шёл к полюсу. Впервые в истории!
И вот корабль достиг полюса. Штурман проверил место нахождения и по солнцу, и по радиосигналам, и по сигналам спутника. И тогда раздался чей-то голос:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История корабля"
Книги похожие на "История корабля" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Святослав Сахарнов - История корабля"
Отзывы читателей о книге "История корабля", комментарии и мнения людей о произведении.