Владимир Каргополов - Путь без иллюзий: Том II. Теория и практика медитации

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путь без иллюзий: Том II. Теория и практика медитации"
Описание и краткое содержание "Путь без иллюзий: Том II. Теория и практика медитации" читать бесплатно онлайн.
Данная книга является результатом переосмысления и переоценки господствующих в нашей культуре представлений о духовности и духовном развитии. В первом томе книги задаётся новое мировоззрение нашего времени, коренным образом отличающееся как от материалистического, так и от религиозного. Автор определяет его как мировоззрение нерелигиозной духовности или как Путь без иллюзий. Книга, тем не менее, не сводится к теоретическому философствованию. Во втором томе подробно обсуждаются теория и практика медитации, излагается существенно обновлённая (по сравнению с китайским и индийским аналогами) биоэнергетическая теория человека, а также задаётся вполне конкретная программа энергомедитативной практики с подробным изложением системы методов.
Работа публикуется впервые.
Для оформления обложки использованы картины художника В.А.Шагалова.
Каждую из трёх серий рекомендуется выполнять по 12 повторений, считая влево — раз, вправо — два и так далее. После каждой серии следует сделать паузу для отдыха в асимметричной позе релаксации, которая будет рассмотрена далее. При выполнении упражнения «Крокодил» дыхание произвольное.
Русскоязычный читатель впервые ознакомился с упражнениями серии «Крокодил» по книге немецкого автора Алоиза Рааба «Йога против нарушений осанки и болей в спине». К сожалению, это замечательное упражнение фактически отсутствует в стандартных руководствах по «классической» Хатха-Йоге. Между тем, многие современные хатха-йоги имеют серьёзные проблемы с позвоночником, чаще всего — с поясничным отделом позвоночника, которые с большим трудом решаются с помощью классических йоговских асан. Введение в ежедневную практику упражнения «Крокодил», даже в таком сокращённом виде, как это даётся в предлагаемом вечернем комплексе, позволяет полностью избавиться от этих проблем. От классического варианта «Крокодила», представленного Алоизом Раабом, эта модификация отличается по нескольким пунктам.
Во-первых, значительно меньшим количеством упражнений (серий движений). Во-вторых, отсутствием специального дыхания, согласованного с движениями. Мы выполняем «Крокодил» в режиме свободного произвольного дыхания. В-третьих, в моей модификации отсутствует так называемое «расслабление рыбы». Вместо него, после каждой серии движений выполняется кратковременная релаксация в специальной асимметричной позе, благоприятствующей расслаблению поясницы и освобождению ножных янских каналов. В четвертых, в этом упражнении используется мудра «коза», благоприятствующая освобождению ручных янских каналов и оказывающая благотворное воздействие на весь верхний отдел позвоночника.
В целом, упражнение «Крокодил», в сочетании с последующим расслаблением в «асимметричной позе релаксации», активизирует всю нисходящую ветвь обратного круга, включая как ручные янские каналы (выход энергии через руки), так и ножные янские каналы (выход энергии через ноги. Таким образом, это упражнение исключительно благоприятно для поддержания в хорошем функциональном состоянии всего позвоночника, как верхнего его отдела, так и нижнего (пояснично-крестцового).
4. Асимметричная поза релаксации. Эту позу следует выполнять в течение 1–2 минут после первой и второй серии движений, и в течение 3–5 минут после третьей серии движений упражнения «Крокодил». Поза показана на рис.127.
Рис. 127. Асимметричная поза релаксации.
В этой позе практикующий лежит на спине. Руки лежат под углом к туловищу, т. е. уже не в стороны, как во время упражнения «Крокодил», а несколько ниже, тыльной поверхностью вниз. Пальцы рук сложены в мудру ножных янских каналов (большой палец и мизинец соприкасаются кончиками, образуя «колечко», остальные пальцы держим выпрямленными). В отличие от обычной йоговской Шавасаны, эта поза асимметрична. Таким образом, имеется два варианта её выполнения.
В первом левая нога выпрямлена, а правая согнута в колене. Голова повёрнута в сторону, соответствующую выпрямленной ноге (в данном случае — в левую сторону).
Второй вариант — зеркальный. В нём уже правая нога выпрямлена, а левая согнута в колене. Голова развернута в правую сторону. Рекомендуется первую половину общего времени релаксации побыть в одной позе, а вторую — в зеркальной. По своему энергетическому воздействию предлагаемая асимметричная поза релаксации значительно лучше классической Шавасаны. Дело в том, что если в положении лёжа на спине мы держим ноги вытянутыми, то в области поясницы возникает мышечный зажим, препятствующий нормальной энергетической циркуляции через эту, исключительно важную, зону. Это очень хорошо чувствуют люди, имеющие там проблемы (пояснично-крестцовый радикулит и т. п.). Стоит только согнуть ноги в коленях, как в области поясницы сразу же возникает облегчение. Таким образом, по той стороне, где нога согнута в колене, облегчается прохождение энергии через поясницу. А по той стороне, где нога вытянута — создаются благоприятные условия для прохождения энергии через область колена (выход энергии по ножным янским каналам). Отсюда понятно, почему лучше всего практиковать не Шавасану, а асимметричную позу релаксации в двух вариантах, в режиме их произвольного чередования.
5. Ваджрасана (Сейдза), руки в намастэ (1–3 минуты). Эта поза в вечернем комплексе выполняется дважды: в самом начале и в самом конце. Позиция рук «намастэ» активизирует выход энергии по ручным янским каналам. Ваджрасана (сидение на пятках) сама по себе исключительно благоприятна для поясницы и всего нижнего отдела позвоночника. Таким образом, сочетание Ваджрасаны и позиции рук «намастэ» оказывает весьма благотворное воздействие на весь позвоночник, причём в режиме обратного круга.
Дыхательная практика
По причинам, не требующим специального разъяснения, дыхательные упражнения не следует делать сразу же после еды. Лучше всего дыхательную практику выполнять натощак, по крайней мере, спустя 2–3 часа после еды. Полное дыхание обратного круга
Положение тела:
В принципе, дыхательная практика может выполняться в самых разных позициях тела: стоя, сидя или лёжа. Здесь мы рассмотрим две, наиболее важные и наиболее мною рекомендуемые позы для дыхательной практики. Это Симпласана и «Поза фараона». Рассмотрим каждую из них по отдельности.
Симпласана[150] — положение сидя на низкой скамье или банкетке со скрещенными ногами (см рис.128).
Рис. 128. Симпласана — самая простая и удобная поза для дыхательной и медитативной практики.
Скамья или банкетка должна быть высотой примерно в 30–33 см. (обычный стул не годится — слишком высоко). В Симпласане мы сидим с прямым позвоночником и скрещёнными ногами. Как мы уже знаем, правильная постановка позвоночника исключительно важна для энергомедитативной практики и является стандартным требованием для всех медитативных асан. В отличие от Симпласаны даосского круга, здесь позвоночник не имеет наклона вперёд, а расположен строго вертикально. Заваливание позвоночника назад также является нежелательным.
То же самое относится и к постановке головы. В отличие от даосского круга, при котором голова слегка опущена, а подбородок взят на себя (затылочная бандха) — здесь мы держим голову несколько выше. Таким образом, по сравнению с даосским кругом, подбородок слегка приподнят и голова находится в прямом положении.
Симпласана — наиболее благоприятная поза для сублимации сексуальной энергии и для снятия энергетической избыточности в нижней части тела (прежде всего, в области половых органов). Выполнение Мула-бандхи с одновременным сжатием кулаков в самом конце выдоха — наилучший способ активизации восходящего энергопотока, идущего от половой сферы и нижней части живота вверх по передней поверхности тела. Позиция открытых ног (сидячая поза всадника, она же — «поза фараона») — не может дать такого сублимирующего эффекта, который обеспечивает полное прокачивающее дыхание в Симпласане.
Сублимационное дыхание также может выполняться в классической восточной медитативной позиции сидя на полу скрестив ноги. В индийской традиции эта поза называется Сиддхасана (она же — половинная поза лотоса). Следует отметить, что в Сиддхасане мы вовсе не сидим на голом полу. Непременно нужно подложить под себя подушку или свёрнутое одеяло (см. рис.129).
Рис. 129. Сиддхасана (половинная поза лотоса).
Сиддхасана является очень устойчивой позой и поэтому весьма благоприятна как для дыхательной, так и для медитативной практики. Однако она требует определённой подготовки, поэтому для пожилых людей, а также для тех, у кого нет необходимой растяжки ног, — лучше всего проигнорировать эту трудную позу и, вместо неё, воспользоваться удобной и, вместе с тем, вполне подходящей для успешной практики Симпласаной.
Ещё одна, исключительно важная позиция тела для дыхательной практики — это поза фараона (она же — сидячая поза всадника для обратного круга). Эта позиция показана на рис. 130.
Рис.130. Поза фараона (сидячая поза всадника для обратного круга). Руки в позиции «кулаки на коленях».
Эта позиция тела особенно рекомендуется тем, у кого имеются проблемы с ногами (отечность ног, варикозные вены и т. д.), а также всем тем, кто регулярно и в больших объёмах практикует столбовое стояние. Сидячая поза всадника для обратного круга подробно и обстоятельно разъяснена немного дальше, в этой же самой главе, в разделе, посвящённом медитации-присутствия, куда я и отсылаю заинтересованного читателя.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путь без иллюзий: Том II. Теория и практика медитации"
Книги похожие на "Путь без иллюзий: Том II. Теория и практика медитации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Каргополов - Путь без иллюзий: Том II. Теория и практика медитации"
Отзывы читателей о книге "Путь без иллюзий: Том II. Теория и практика медитации", комментарии и мнения людей о произведении.