» » » » Игорь Князький - Тиберий: третий Цезарь, второй Август…


Авторские права

Игорь Князький - Тиберий: третий Цезарь, второй Август…

Здесь можно скачать бесплатно "Игорь Князький - Тиберий: третий Цезарь, второй Август…" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Алетейя, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игорь Князький - Тиберий: третий Цезарь, второй Август…
Рейтинг:
Название:
Тиберий: третий Цезарь, второй Август…
Издательство:
Алетейя
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-91419-699-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тиберий: третий Цезарь, второй Август…"

Описание и краткое содержание "Тиберий: третий Цезарь, второй Август…" читать бесплатно онлайн.



Монография доктора исторических наук профессора И.О.Князького посвящена жизни и деяниям римского императора Тиберия. Тиберий стал третьим по счету цезарем, получившим высшую власть, он — второй Август во главе Принципата и первый легитимный правитель Римской империи, законно унаследовавший императорскую власть.

Выдающийся полководец, успешный правитель империи и безжалостный тиран (в последние годы своего правления). Неудивительно, что в исторической науке уже не одно столетие ученые спорят как о личности самого императора, так и о значении его правления.

Опираясь на широкий круг источников и исследований, автор анализирует события долгой жизни Тиберия в контексте панорамы бурных исторических процессов того времени, охватывая период от гражданской войны в Римском государстве после гибели Гая Юлия Цезаря (42 г. до Р. X.) до смерти Тиберия в 37 г.






«На театральные представления и гладиаторские бои он сократил расходы, убавив жалование актёрам и сократив число гладиаторов. Горько жалуясь на то, что коринфские вазы продаются по неслыханной цене, а за трёх краснобородок однажды было заплачено тридцать тысяч, он предложил ограничить расходы на утварь, а сенату поручил каждый год наводить порядок в рыночных ценах; за харчевнями и кабаками должны были строго следить эдилы, не позволяя в них даже печенье выставлять на продажу. А чтобы и собственным примером побудить народ к бережливости, он сам на званых обедах подавал к столу вчерашние и уже початые кушанья, например, половину кабана, уверяя, что на вкус половина кабана ничем не отличается от целого. Он запретил приветственные поцелуи, а обмен подарками разрешил лишь в новый год. Сам он все подарки тотчас отдаривал вчетверо, но, когда его целый месяц продолжали беспокоить те, кто не успел поднести свои подарки в праздник, он этого не мог уже терпеть».{415}

Конечно, многое здесь выглядит анекдотично. Подобная мелочность могла одних забавлять, кого-то раздражать. Масса народа была недовольна уменьшением развлечений за счет казны. Театр и бои гладиаторов — любимейшие зрелища римлян. В тоже время здесь вновь видна и действительная забота о простых гражданах, ибо сенатский контроль за рыночными ценами преграждал путь спекуляции.

Личный пример, демонстрируемый Тиберием, был подкреплен и соответствующими законами против роскоши. Так в 16 г. был принят сенатом закон, запрещающий носить дорогие шелковые одеяния, а в 22 г. новый закон был направлен против роскошных пиров. С другой стороны, для малоимущих граждан устраивались постоянные и щедрые хлебные раздачи. Сам Тиберий скромно заметил, что раздал хлеба не меньше, чем Август.

Успешному развитию торговли и, соответственно стабильности и даже снижению цен содействовало сокращение вдвое с 1 до 0,5 процента налога на продажу.{416}

Поддерживая успешно, насколько это было возможно, прочное экономическое положение Римской империи, Тиберий не менее старался обеспечить и стабильность политическую. Давний лозунг Марка Туллия Цицерона о «согласии сословий» (concordia ordinum) как основа благополучия и прочности государства не утратил своего значения и в имперское время. Правда, гарантии этого согласия — не просто «единение всех благонамеренных» (consensus omnium bonorum), но единение под высшей властью принцепса. Принцепс при этом выступал как гарант соблюдения прав всех сословий римского общества. Тиберий понимал это прекрасно и по мере сил своих старался воздавать должное уважение, как всем должностным лицам, так и целым сословиям. При этом все они должны были наилучшим образом исполнять свои обязанности и, разумеется, оправдывать доверие принцепса. И нельзя не сказать, что в ряде случаев такое взаимодействие приносило успех, шедший во благо всего римского общества. Вспомним, что и хлебное снабжение, и налоговые сборы, о чём сообщает Тацит в приводимой выше характеристике деятельности Тиберия, были в руках римского всадничества. И то, и другое функционировало с безусловным успехом и стало безусловным достижением всего правления Тиберия. Следовательно, справедливо говорить о большой роли всаднического сословия в жизни Римской империи в эту эпоху.{417} Но особую важность, конечно же, имели взаимоотношения принцепса и сената. Изначально основополагающим подходом Тиберия к этому сложнейшему вопросу можно считать слова его, обращенные ко всему сенатскому собранию, приводимые Светонием: «Я не раз говорил и повторяю, отцы сенаторы, что добрый и благодетельный правитель, обязанный вам столь обширной и полной властью, должен быть всегда слугой сенату, порою — всему народу, а порою — отдельным гражданам; мне не стыдно так говорить, потому что в вашем лице я имел и имею господ и добрых, и справедливых, и милостивых».{418}Знаменательно, что обращению этому предшествовал спор Тиберия с сенатором Квинтом Гатерием, по ходу которого он произнес следующие слова: «Прости, прошу тебя, если я как сенатор высказываюсь против тебя слишком резко».{419}

Слова эти можно счесть и изысканной политической игрой, и изощренным лицемерием, но почему не искренним желанием ладить с сенатом и установить с ним желанное согласие во благо Римской державы? Должно ли сомневаться в наличии такого намерения у Тиберия? Ведь такое согласие облегчало и ему тяжкий труд управления величайшей империей, да и сенат должно было устраивать. Большинство сенаторов давно смирились с единовластием в Риме, и потому добрые отношения с принцепсом были и для них залогом собственного благополучия. Выгода здесь была обоюдной, и потому Тиберий, дабы в его доброй воле никто не сомневался, «обращаясь к сенаторам и вместе, и порознь в своей почтительности и вежливости переходил почти все принятые границы».{420} Но вот сами сенаторы и провинциальные верхи делали все, чтобы буквально вынудить Тиберия отказаться от скромности. Ему постоянно навязывали почести, не вызывавшие у него никаких чувств, кроме естественного раздражения. Где только мог Тиберий отказывался от культового почитания своей персоны.{421} Так в 15 г. город Гифей в Лакедемоне возжелал воздать Августу, Тиберию и Ливии божественные почести. Тиберий дал немедленный ответ потомкам гордых спартанцев, запретив почести в отношении себя, дозволив в отношении Августа, а матушке своей, Ливии Августе, позволил действовать по собственному разумению. Когда же провинция Азия захотела посвятить храм Тиберию, Ливии и сенату, то сразу получила на это императорское дозволение, ибо здесь принцепсу и сенату воздавались равные почести. Но вот, когда два года спустя провинция Бетика (Южная Испания) пожелала воздвигнуть храм в честь только Тиберия и Ливии, игнорируя сенат, то в ответ последовала настоящая отповедь Тиберия:

«Я знаю, отцы сенаторы, что многие хотели бы видеть во мне большую твердость, поскольку недавно я не отказал городам Азии, просившим о том же. Итак, я постараюсь объяснить моё молчаливое согласие в прошлом и то, что я решил делать в будущем. Так как божественный Август не воспретил воздвигнуть в Пергаме храм ему и городу Риму, то и я, для которого его слава и дела — закон, с тем большей готовностью последовал за предуказанным им образцом, что мой культ объединился в тот раз с почитанием сената. Но если разрешение культа такого рода могло быть оправдано в единичном случае, то допустить, чтобы во всех провинциях поклонялись мне в образе божества, было бы величайшем самомнением и заносчивостью; да и культ Августа подвергнется умалению, если предоставят равные почести и другим.

Что я смертен, отцы сенаторы, и несу человеческие обязанности и вполне удовлетворён положением принцепса, я свидетельствую перед вами и хочу, чтоб об этом помнили также потомки; и они воздадут мне достаточно и более чем достаточно, если сочтут меня не опозорившим моих предков, заботившимся о ваших делах, и ради общего блага не страшившимся навлекать на себя вражду. Это — храмы в ваших сердцах, это — прекраснейшие и долговечные мои изваяния. Ибо те, что создаются из камня, если благоговение оборачивается в потомках ненавистью, окружаются столь же презрительным равнодушием, как могильные плиты. Вот почему я молю союзников и граждан и самих богов, последних — чтобы они сохранили во мне до конца моей жизни уравновешенный и разбирающийся в законах божеских и человеческих разум, а первых — чтобы они, когда я уйду, удостоили похвалы и благожелательных воспоминаний мои дела и моё доброе имя».{422}

Глубоко продуманная, умная и честная позиция незаурядного человека, чуждого тщеславию и отвергающего льстивые навязывания ненужных почестей. Любопытна здесь приводимая Тацитом оценка римлянами поступка и речи Тиберия:

«Одни объясняли его поведение скромностью, многие — робостью, некоторые — обыденностью его души. Ведь лучшие среди смертных искали самого высокого: так Геркулес и Либер у греков, а у нас Квирин сопричислены к сану богов; правильнее поступал Август, который также на это надеялся».{423}

Ни первое, ни второе, ни третье мнение, Тацитом приведенные, не должно оценивать как справедливую оценку поступка Тиберия. Великий полководец и успешный правитель не заслужил упрека в обыденности сознания. О робости, так судило, похоже, большинство, говорить тоже не приходиться. Неробкий нрав был у доблестного потомка славных Клавдиев. Некоторая растерянность в начале правления — следствие непривычности ситуации и недостатка чисто политического опыта, но никак не робости души. Наконец скромность. Она никогда не входила в число исконных римских добродетелей. Тиберий это прекрасно понимал. Дело, думается, в другом: он, истинный воин, привык сам завоевывать свои награды. Незавоеванные, незаслуженные почести были его военной душе просто органически противны. Он, кстати, и за победы себе лишнего не требовал. Не зря писал Веллей Патеркул, что, заслужив семь триумфов, Тиберий удовольствовался лишь тремя.{424} Незаурядность личности, высокое чувство достоинства, несовместимое с угодничеством окружающих, здравомыслие, наконец, — вот почему не принимал Тиберий лестные предложения сенаторов и провинциальных верхов культового почитания своей особы. Будучи блестящим знатоком эллинской культуры, Тиберий при этом решительно отвергал свойственное грекам и особенно развившееся в эллинистическую эпоху обожествление выдающихся людей ещё при их жизни. «От обожествления предмета, рощи, источника, наконец, статуи, изображающей бога, — вспомним грубое впечатление, произведенное святотатством над гермами на афинский народ, и влияние этого события на окончание Пелопоннесской войны — до обожествления выдающегося человека, сначала героя, а затем бога — только один шаг. Уже в Греции Солон, Лисандр, затем Александр Великий не просто превозносились льстецами, но признавались в определенном смысле в качестве богов и народом» — справедливо указывал О. Шпенглер.{425} Тиберий оставался римлянином до мозга костей в вопросе о божественном и человеческом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тиберий: третий Цезарь, второй Август…"

Книги похожие на "Тиберий: третий Цезарь, второй Август…" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Князький

Игорь Князький - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Князький - Тиберий: третий Цезарь, второй Август…"

Отзывы читателей о книге "Тиберий: третий Цезарь, второй Август…", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.