Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катастрофы в Черном море"
Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.
Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.
О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.
Аварийно-спасательной службой советского Балтийского флота, в дальнейшем восстановлен и отремонтирован — Л.М.).
Технические данные п/х «Адмирал Нахимов»:
1. Длина наибольшая, м — 174,3
2. Ширина, м — 21,02
3. Высота борта, м — 11,81
4. Осадка, м — 9,0
5. Тоннаж, БРТ, рег. т. — 17053
6. Дедвейт, т — 7810
7. Мощность ГДВ, л/с — 2 x 4410
8. Скорость, уз — 16,0
9. Пассажировместимость, человек — 1096 (на пароходе было 8 жилых палуб)
31 августа 1986 г. в 22.00 п/х «Адмирал Нахимов» под командованием капитана дальнего плавания Маркова Вадима Георгиевича, будучи подготовленным во всех отношениях к предстоящему плаванию, отошел от причала № 34 порта Новороссийск назначением на порт Сочи (рис. 51).
На борту находилось 884 пассажира, 345 членов экипажа и 4 члена семьи (эти данные неточны, так как ко времени работы экспертной подкомиссии, 4 сентября, полной картины с количеством пассажиров и экипажа не было. В дальнейшем было установлено, что на борту «Адмирала Нахимова» находилось 1096 пассажиров и 302 члена команды — Л.М.).
Рис. 51. Столкновение парохода «Адмирал Нахимов» и теплохода «Петр Васев» 31 августа 1986 г. 1 — пост РДС проинформировал о подходящем к п. Новороссийск т/х «Петр Васев» и договоренности с ним пропустить п/х «Адмирал Нахимов»; 2 — 22.59 — капитан п/х «Адмирал Нахимов» проинструктировал вахтенного помощника, спустился с мостика в каюту; 3 — 23.03 — вахтенный помощник по УКВ проинформировал о своем курсе т/х «Петр Васев» и получил от него подтверждение о согласии уступить дорогу п/х «Адмирал Нахимов»; 4 — 23.05 — вахтенный помощник по УКВ повторил просьбу — уступить ему дорогу, на что последовал положительный ответ; 5 — 23.03 — 23.11 — вахтенный помощник незначительными изменениями курса на 5—10° пытался предотвратить ситуацию опасного сближения т/п «Петр Васев»: 6 — 23.12 — столкновение судов. 11 — место п/х «Адмирал Нахимов» на фунте; 13 — 22.20 — пост РДС передал информацию о выходе из п. Новороссийск п/х «Адмирал Нахимов»; 12 — 22.47 — пост РДС передал информацию о п/х «Адмирал Нахимов», который прошел буи Пенайской банки, его курсе и о просьбе пропустить его. В это время на мостик поднялся капитан и дал подтверждение; 10 — 23.03 — капитан подтвердил на п/х «Адмирал Нахимов», что уступит ему дорогу; 9 — 23.05 — коменда капитана: «Передний средний ход». Повторно подтвердил, что уступит дорогу; 8 — команда капитана т/х «Петр Васев»: «Задний малый ход»; 11 — 23.10 команда капитана: «Задний средний ход», «Задний полный ход».Экипаж укомплектован в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, технические средства судовождения — в рабочем состоянии.
Судно отошло от причала и развернулось на акватории порта на выход с помощью машин и двух буксиров. В 22.30 п/х «Адмирал Нахимов» прошел ворота порта и лег на Новороссийские створы (154,2°). Дальнейшее плавание до выхода из зоны регулируемого движения порта Новороссийск осуществлялось под проводкой берегового поста регулирования движения судов (в дальнейшем — ПРДС).
На мостике находились капитан Марков В.Г., вахтенный второй помощник капитана Чудновский А.Р., рулевой — матрос I класса Смирнов Е.А., вперед смотрящий — матрос II класса Вышаренко Ю.А.
В 22.20 ПРДС передал на п/х «Адмирал Нахимов» информацию о состоявшемся контакте по радиотелефону с подходящим к порту Новороссийск т/х «Петр Васев» и договоренности с ним пропустить п/х «Адмирал Нахимов».
В 22.47 (22.57) после прохода траверза зеленого буя № 1 Пенайской банки легли на курс 160° с целью войти в систему разделения движения. Примерно через 3 мин капитан Марков В.Г. проинструктировал вахтенного помощника, передал ему управление судном и ушел с мостика в радиорубку, затем в свою каюту, где, по его словам, умывшись, за рабочим столом читал книгу.
После ухода капитана вахтенный помощник Чудновский А.Р. связался с т/х «Петр Васев» по радиостанции УКВ, проинформировал о своем курсе 160° и получил от него подтверждение о согласии уступить дорогу п/х «Адмирал Нахимов».
В 22.50 (23.00) судно вышло из акватории порта Новороссийск.
В 23.00 (23.07) п/х «Адмирал Нахимов» прошел точку встречи лоцманов и около 23.05 (23.07) вышел из зоны радиолокационной проводки ПРДС.
В 23.05 п/х «Адмирал Нахимов», вызвав т/х «Петр Васев» по радиостанции, повторил просьбу — уступить дорогу, на что последовал положительный ответ.
Вскоре (около 23.06) вахтенный 2-й помощник капитана Чудновский А.Р., обнаружив опасно приближающееся судно, поставил на руль матроса I кл. Смирнова Е.А. и дважды менял курс по 5° влево, еще просил по УКВ радиостанции т/х «Петр Васев» замедлить движение или застопорить ход, затем (около 23.09) дал команду лечь на 140° и крикнул по радиотелефону «Работать немедленно назад», в 23.11 дал команду «лево на борт». Рулевой только успел исполнить команду, как произошел удар.
В 23.12. произошло столкновение в точке с координатами 44°36'15 (44°36'7) сев. широты, 37°52'35 (37°52'8) вост.долготы, в расстоянии от берегов мыса Дооб 2,2 (1,6) мили. (рис.52).
Чтобы представить, как все это выглядело фактически на мостике «Адмирала Нахимова» и «Петра Васева», приводим небольшие выдержки из судебного дела, сначала по «Адмиралу Нахимову», а позднее — и по обстановке на «Петре Васеве».
Вопрос прокурора к свидетелю — «Как вел себя Чудновский?»
Свидетель, матрос I класса Е.Смирнов, рулевой — «В этот день он вел себя нервозно. Сразу, как только началось сближение, Чудновский приказал мне взять 5 градусов влево, затем минуты через три — еще 5 градусов влево. Чудновский стал вызывать по радиотелефону «Васева». С сухогруза ответили не сразу — после 5-7 вызовов.
«Сухогруз «Петр Васев», слушаю Вас!»
«Я пароход «Адмирал Нахимов», следую в Сочи. Какие действия относительно нас собираетесь предпринять?»
Была небольшая пауза. Чудновский занервничал, забегал по мостику и приказал мне взять еще на десять градусов левее. Тут ответил «Петр Васев»: — «Хорошо, мы Вас пропускаем».
Через пять минут Чудновский уточнил по УКВ:
«Вы нас действительно пропускаете?»
После долгой паузы был ответ — «Да, мы Вас пропускаем».
Чудновский в третий раз запросил сухогруз, и с «Петра Васева» еще раз подтвердили — «Можете идти своим ходом».
Я должен был следить за курсом, но боковым зрением все же видел, как справа надвигаются на нас огни «Васева». Чудновский сорвал трубку — «Петр Васев», немедленно застопорите ход!»
«Васев» ответил — «Стопорим». Чудновский заорал в трубку — «Немедленно дайте задний ход!»
Через какое-то время раздались три коротких гудка — сигнал, означающий задний ход. Я видел, как бак «Васева» наезжал на наш нос.
«Лево на борт!». Стрелка указателя дошла до отметки 30 градусов — предел для перекладки руля. В этот момент — удар. Я устоял у руля. После этого прибежал Марков и обругал Чудновского «ласковыми словами». Погасла подсветка гирокомпаса. Марков крикнул мне — «Лево на борт!». Я доложил — «Руль лево на борту. Судно не слушает руля…»){261}
Из заключения экспертной подкомиссии:
«Балкер «Петр Васев» Черноморского морского пароходства, построенный в Японии в 1981 г. под наблюдением английского ЛЛОЙДА, имел класс Регистра СССР и документы на годность к плаванию до ноября 1986 г., оборудованный современными средствами спутниковой навигации, системой радиолокационной автоматической прокладки (САРП) и другими современными техническими средствами судовождения, удовлетворяющий всем требованиям международных конвенций и соглашений, ратифицированных СССР, укомплектованный квалифицированным экипажем, следовал из Канады в порт Новороссийск с грузом ячменя 28638 т под командованием капитана дальнего плавания Ткаченко Виктора Ивановича.
Технические данные т/х «Петр Васев»:
1. Длина наибольшая, м — 183,5
2. Ширина, м — 26,55
3. Высота борта, м — 15,05
4. Осадка в грузу, м — 10,75
5. Тоннаж, БРТ, рег. т. — 18604,51
6. Дедвейт, т — 32442
7. Мощность ГДВ, л/с — 11400
8. Скорость, уз — 14,5
Т/х «Петр Васев» по графику работы флота должен был прибыть в порт Новороссийск 01 сентября с.г.
31 августа 1986 г. с 20.00 на судоводительскую вахту заступил 3-й помощник капитана Зубюк Петр Александрович и матрос I класса Павлюк В.М.
В 21.45 главный двигатель перевели в маневренный режим, обороты винта 120 об/мин., скорость 11,5 (12,0) узлов.
В 22.04 вошли в систему разделения движения, следуя курсом 58º.
В 22.47 легли на курс 36° в точке 44°32'5 сев. широты, 37°48,9 вост.долготы. По радиотелефону связались с ПРДС порта Новороссийск и получили информацию о п/х «Адмирал Нахимов», который прошел буй Пенайской банки, его курс 160° и о просьбе пропустить его.
В это время на мостик поднялся капитан, которому была доложена обстановка и просьба. Капитан согласился и дал подтверждение п/х «Адмирал Нахимов».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"
Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"
Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.