Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катастрофы в Черном море"
Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.
Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.
О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.
В статье, посвященной печальному юбилею катастрофы, капитан 2 ранга О.Бар-Бирюков{257}, бывший командир артбатареи линкора «Новороссийск», рассказывает, что «сами «новороссийцы» убеждены в том, что взрыв—результат диверсии. «Тот, кто закладывал взрывчатку, считают они, хорошо знал его («Новороссийска» — Л.М.) устройство, потому и выбрал одно из самых уязвимых мест». По данным О. Бар-Бирюкова, в носовой части линкора была огромная пробоина, перебит киль, а рядом — большая вмятина вдоль киля. Взрыв носил объемно-направленный характер как при взрыве кумулятивного заряда. Более того, он утверждает, что водолазы наблюдали на дне под линкором не одну воронку, как зафиксировано Правительственной комиссией, а две, и одна из них — явно от взрыва устройства, не лежавшего на дне. Автор статьи считает, что произошла диверсия, а в результате взрыва сдетонировала лежавшая на дне немецкая магнитная мина. Итогом явился мощный сдвоенный взрыв, что и зафиксировали сейсмографы. Одним из доводов в пользу диверсии автор статьи считает награждение в Италии высшими орденами вскоре после взрыва группы военнослужащих ВМФ за выполнение специального задания. Предполагается, что в еще не рассекреченных архивах союзных ведомств должны быть материалы, проливающие свет на эту историю.
Ряд ставших известными позднее фактов подтверждает справедливость «минной» версии взрыва «Новороссийска».
Летом 1956 г. в Севастопольской бухте было проведено контрольное траление. Результаты оказались совершенно неожиданными: в бухте обнаружили десять (!) неконтактных немецких мин, в том числе три мины в пятидесяти метрах от лежащего на дне линкора!{258}
Еще одна, третья, версия. При модернизации в 1933-1937 гг. корпус линкора был удлинен за счет приставки длиной 12-14 м с бульбообразным форштевнем. Отсек между старой и новой носовыми частями остался недоступным для личного состава. На этом основании высказывалось допущение о возможном заложении заряда взрывчатки в этом отсеке перед передачей линкора (Н.А. Черкашин){259}. Этому предположению противоречит вывод Правительственной комиссии о взрыве на дне, а не в корпусе корабля.
Специальным разделом в докладе Правительственной комиссии выделена ответственность должностных лиц флота за гибель корабля и личного состава:
«Основными причинами гибели линкора «Новороссийск» после взрыва являются:
— Неправильная преступно-легкомысленная оценка, от начала и до конца катастрофы, командованием флота, эскадры и корабля истинного положения, в котором находился линкор после взрыва, и непринятие в первые же минуты катастрофы такой простой и абсолютно необходимой меры, как перевод поврежденного корабля своим ходом на более мелкое место к берегу (на глубину 11 — 12 м). Это можно было сделать при своевременной команде и, имея горячие машины, через 30-40 минут после взрыва. Вместо этого была отдана безграмотная команда оттаскивать к берегу поврежденный и стоящий на бочках и на якоре корабль сравнительно маломощными буксирами, чего они после более чем двухчасовой возни у корабля сделать не смогли…
— Отсутствие единого, централизованного и должного командования на линкоре во время борьбы за его спасение. На линкоре в результате вопиющих нарушений Устава корабельной службы оказалось одновременно по крайней мере 4 командира корабля: командующий флотом вице-адмирал Пархоменко, и.о. командующего эскадрой контр-адмирал Никольский, и.о.командира линкора «Новороссийск» старший помощник командира капитан 2 ранга Хуршудов и помощник командира линкора капитан 2 ранга Сербулов. В то же время никто из них не объявил по кораблю в этот критический час о принятии на себя командования кораблем…
— Организация и система командования кораблем были полностью нарушены и подорваны также и тем, что ни один из командовавших линкором лиц не занял уставного места командира на Главном командном пункте линкора (ГКП), а все они находились в разных местах… К тому же, находясь на верхней палубе корабля и вызывая к себе на палубу с докладом с поста живучести людей, руководивших борьбой… и отрывая их на довольно длительное время от работы, командующий флотом т. Пархоменко еще больше дезорганизовывал руководство делом спасения корабля…
… Основными причинами гибели большого числа людей из личного состава линкора «Новороссийск», а также части людей из спасательных команд других кораблей являются взрыв мины под носовой частью линкора… и, самое главное, — непринятие лицами, командовавшими на корабле, и в первую очередь командующим флотом т. Пархоменко, членом военного совета флота т. Кулаковым, и.о.командующего эскадрой т. Никольским необходимых и своевременных мер к эвакуации на берег и на другие корабли значительной части (900—1000 человек) личного состава, не принимавшего никакого участия в работах по спасению корабля и стоящего в строю (в 5-6 рядов) на палубе юта у кормы корабля до последнего момента опрокидывания линкора…
Прямыми виновниками гибели значительного количества людей и линкора «Новороссийск» являются: командующий Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко, и.о.командующего эскадрой контр-адмирал Никольский и и.о. командира линкора капитан 2 ранга Хуршудов.
Прямую ответственность за катастрофу с линкором «Новороссийск» и особенно за гибель людей несет также и член военного совета Черноморского флота вице-адмирал Кулаков.
Правительственная комиссия назвала число погибших — 603 человека, но с учетом скончавшихся в госпитале раненых их несколько больше. Документально установлены фамилии, имена и места рождения или проживания до службы 611 человек. Погибло 17 офицеров, причем погибли все пять инженеров-механиков, бывших на корабле в момент взрыва.
16 ноября 1955 г. состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, тогда его возглавлял Н.С. Хрущев. На нем выступил с коротким сообщением Министр обороны Г.К.Жуков и председатель Правительственной комиссии В.А. Малышев. Там был «назначен» и «главный виновник» катастрофы — Н.Г. Кузнецов, к которому многие члены Президиума ЦК КПСС относились недружелюбно за его независимые суждения и авторитет на флоте и в стране. 8 декабря 1955 г. Постановлением Совета министров СССР Нарком ВМФ Адмирал Флота СССР Н.Г. Кузнецов был снят с занимаемой должности (впоследствии, в феврале следующего года он был понижен в звании до вице-адмирала и уволен из Вооруженных сил…). Этим же постановлением были сняты и понижены в звании до контр-адмиралов командующий Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко и член военного совета флота вице-адмирал Кулаков, до капитана 1 ранга начальник штаба эскадры контр-адмирал Никольский. Хуршудов был уволен в запас. Был снят с должности и понижен в звании до капитана 1 ранга командир дивизии ОВРа контр-адмирал
Галицкий. Командующий эскадрой вице-адмирал П.В.Уваров был предупрежден о неполном служебном соответствии, а вскоре уволен в запас.
Главнокомандующим Военно-Морским Флотом тем же постановлением назначен бывший командующий Черноморским флотом адмирал Горшков, первый заместитель Главкома до этого, а командующим Черноморским флотом — адмирал В.А. Андреев, но вскоре на эту должность был назначен адмирал Владимир Афанасьевич Касатонов.
Кстати, адмирал Игорь Владимирович Касатонов, командовавший Черноморским флотом в сложные для него 1991-1993 годы, — сын В.А. Касатонова.
В 1963 г. на Братском кладбище Севастополя был установлен памятник «новороссийцам» с 12-метровой фигурой Скорбящего Матроса, отлитой из бронзы гребных винтов линкора «Новороссийск». На памятнике надпись — «Родина—сыновьям».
На стеле у братской могилы выбито:
«Мужественным морякам линкора «Новороссийск», погибшим при исполнении воинского долга 29 октября 1955 года.
Любовь к Родине и верность военной присяге были для вас сильнее смерти».
В 1990 г. на Братском кладбище были установлены мраморные плиты с именами 567 погибших. Еще 42 «новороссийца» захоронены на кладбище Коммунаров в центре Севастополя…
В феврале 1956 г. было решено поднять линкор, но не восстанавливать, а перевести в Казачью бухту и разделать на металл. Была создана специальная экспедиция особого назначения во главе с контр-адмиралом Н.П. Чикером, крупнейшим специалистом спасательного дела. На линкоре находилось 23962 снаряда и заряда общим весом 444 т. 28 мая 1957 г. линкор был поднят и отбуксирован в Казачью бухту и к июлю 1959 г. работы были закончены. Основной боезапас был снят, корабль разделан. Сложность задачи будет понятной, если вспомнить, что один снаряд главного калибра весил 504 кг, а было их на линкоре 379 штук! Работа проделана титаническая и опаснейшая{260}. Слава Богу, при ликвидации последствий катастрофы, катастрофы не произошло.
Гибель большого противолодочного корабля «Отважный» 30 августа 1974 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"
Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"
Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.