» » » » Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море


Авторские права

Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Манускрипт, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море
Рейтинг:
Название:
Катастрофы в Черном море
Издательство:
Манускрипт
Год:
1994
ISBN:
5-12-003468-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы в Черном море"

Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.



Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.

О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.






В феврале 1943 г. командование Закавказского фронта и Черноморского флота предприняло попытку освобождения Новороссийска совместными действиями сухопутных войск и морского десанта. Однако десант в основном пункте — Южная Озерейка — высадить не удалось, так же как и освободить Новороссийск, но был высажен известный десант в Станичке, на западном берегу Новороссийской бухты, захвачен плацдарм, получивший название «Малой земли» и сыгравший большую роль в последующих действиях. А освобожден Новороссийск был все же в результате морской десантной операции 10 сентября с высадкой прямо в порт. Одновременно с высадкой морского десанта перешли в наступление восточная и западная (с «Малой земли») группировки сухопутных войск. В сентябре-октябре был освобожден Таманский полуостров.

В ходе обороны Кавказа Черноморский флот нес боевые потери, в основном во время десантных операций в районе Новороссийска. В них участвовало в разное время более двухсот больших и малых кораблей и плавсредств разных типов, вплоть до несамоходных плашкоутов[27] Несколько десятков высадочных средств погибло в ходе боев за высадку, а также при перевозке войск и грузов на «Малую землю». Гибли и наши подводные лодки, действовавшие в 1943 г. на коммуникациях противника в западной части моря.

В 1943 г. погибло десять наших торговых судов. Большинство потерь было связано с действиями в районе Геленджикновороссийск по обороне побережья и с новороссийской десантной операцией. Более активно стали действовать авиация, торпедные катера и подводные лодки противника: четыре транспортных судна («Миус», «Червоный казак», буксир «Перванш», «Рида») были потоплены торпедными катерами, два — подводными лодками (танкер «Эльба», шхуна «Танаис»).

Большой вклад в победу в битву за Кавказ внесла авиация флота. Летчики потопили 5 транспортов противника, несколько торпедных и сторожевых катеров, 20 быстроходных десантных барж и тральщиков, 20 мотоботов. Особого ожесточения военные действия достигали во время десантных операций.

Успешными были набеги наших торпедных катеров на Анапу в 1943 г., особенно в мае. Всего торпедные катера уничтожили свыше 30 груженых барж, полностью парализовали работу порта Анапа.{235}

В 1944 г. все потери в судах Морфлота СССР произошли в результате атак немецких подводных лодок. 16 января танкер «Вайян Кутюрье» (водоизмещение 7600 т) в 30 каб к западу от мыса Анакрия был атакован подводной лодкой «U-20», в результате попадания торпеды через час танкер погрузился кормой до полубака с креном на левый борт до 45° и дифферентом на корму до 80° Погибло 3 человека. В дальнейшем, в 1945 г., танкер был поднят и в 1954 г. восстановлен.

Днем 29 мая на подходе к Сухуми буксир «Смелый», шедший с шхуной «Арабат», был атакован подводной лодкой «U-23». Из двух выпущенных торпед одна попала в буксир, отчего он затонул. Погибло 11 человек команды, в том числе и капитан Е.К. Шуров.

Последней потерей Морфлота на Черном море был грузопассажирский пароход «Пестель». Он занимался перевозкой грузов из Трабзона. 19 июня 1944 г. «Пестель» на подходе к назначенной точке встречи с катерами охранения, вышедшими из Батуми, от попадания торпеды с подводной лодки «U-20» сразу же затонул. Катера, находившиеся в 8-10 каб от транспорта, произвели поиск подводной лодки и подобрали 48 человек из состава «Пестеля», погибло 11 человек, в том числе капитан С.Н. Кушнаренко, до конца руководивший эвакуацией экипажа.

На минах подорвались небольшие транспорты «Симеиз», «Сакко и Ванцетти».

Во время войны продолжали наносить удары и черноморские штормы. Так, в Батуми штормом оторвало от буксира и выбросило на камни небольшой пароход «Носак», он разломился и затонул (1942 г.).

Как видим, во время битвы за Кавказ активно воздействовали на наши коммуникации вражеские торпедные катера, подводные лодки и авиация. Героически воевали авиация, катера, большие надводные корабли, подводные лодки Черноморского флота{236}.

Битва за Кавказ закончилась трудной победой. Потери воюющих сторон были велики.


Гибель отряда кораблей 6 октября 1943 г.

Гибель лидера «Харьков», эсминцев «Беспощадный» и «Способный» 3 октября 1943г. была самой большой одновременной потерей не только на Черноморском флоте, но и во всем военно-морском флоте Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Это были новейшие корабли Черноморского флота, вошедшие в его состав незадолго до войны.

Лидер «Харьков» был новым кораблем, который вошел в состав Черноморского флота 19 ноября 1938 г. В советском флоте было три корабля такого типа — «Ленинград» на Балтике, «Москва» и «Харьков» на Черном море. Размеры лидера: длина 127,5 м, ширина 11,7 м и осадка 4,2 м. Мощность главных двигателей — 66000 л.с. Лидеры этого типа были самыми быстроходными кораблями в советском флоте, они развивали максимальную скорость до 43 узлов, больше, чем даже лидер «Тбилиси» итальянской постройки, а итальянские корабли славились ранее и сейчас тоже отличаются прекрасными скоростными качествами (правда, за счет обычно более легкого бронирования). Экономическая скорость «Харькова» равнялась 20 узлам — тоже достаточно высокая, дальность плавания была 2100 миль. Как уже отмечено, лидер имел довольно мощное артиллерийское вооружение, два четырехтрубных торпедных аппарата 533 мм, два бомбосбрасывателя для глубинных бомб, мог брать на палубу 76 мин. Экипаж его составлял 344 человека. «Харьков» активно участвовал в Отечественной войне на Черном морс — в обороне Одессы, Севастополя, Кавказа, Крыма, в десанте в Южную Озерейку в феврале 1943 г., действовал на коммуникациях (рис. 38).

Эскадренный миноносец «Беспощадный» был заложен 15 мая 1936 г.. спущен на воду 5 декабря этого же года, вступил в строй и вошел в состав Черноморского флота 2 октября 1939 г. Его тактико-технические данные: длина 112,8 м, ширина 10,2 м, осадка 4,8 м, мощность главных двигателей 56500 л.с., максимальный ход 38,6 узла, экономический — 19,5 узлов, дальность плавания 2565 миль. Эсминец был неплохо вооружен (стр. 117). Корабль мог принимать 48 мин. Экипаж его — 236 человек. «Беспощадный» был представителем самого многочисленного в советском военно-морском флоте типа эскадренных миноносцев. В то время их было 28 единиц, из них 6 — на Черноморском флоте, 5 — на Балтийском, 7 — на Северном и 10 эсминцев на Тихоокеанском флоте. Эсминец «Беспощадный» в октябре 1939 г. был с официальным визитом в Турции (Стамбул). В Великую Отечественную войну участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Кавказа, в десанте в Григорьевку под Одессой в сентябре 1941 г. и Южную Озерейку в феврале 1943 г. Награжден орденом Красного Знамени 3 апреля 1942 г. (рис. 39).

Эсминец «Способный» (типа «Сторожевой») до 25 сентября 1940 г. назывался «Подвижный», заложен, как и «Харьков» и «Беспощадный», в Николаеве 7 июля 1936 г., спущен на воду 30 сентября 1939 года, вступил в строй и вошел в состав Черноморского флота на третий день войны — 24 июня 1942 г. Участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Крыма и Кавказа. Его тактико-технические данные: длина 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 5,0 м. Мощность главных машин 54000 л.с., максимальная скорость 38 узлов, экономическая — 19 узлов, дальность плавания 1800 миль. Эсминец имел достаточно мощное вооружение (см. стр. 118). Корабль мог принимать 60 мин, его экипаж составлял 267 человек. В военно-морском флоте во время войны было 18 кораблей этого типа: 5 — на Черном море («Свободный», «Смышленый», «Совершенный», «Сообразительный», «Способный»), 13 — на Балтике.

О гибели «Харькова», «Беспощадного» и «Способного» написано очень много непосредственными очевидцами этого трагического события, советскими военными историками разных послевоенных лет. Самый авторитетный очевидец — тогдашний Народный комиссар Военно-морского флота СССР Николай Герасимович Кузнецов свидетельствует:

«Осенью 1943 г. блокированные в Крыму вражеские войска могли снабжаться только морем. Перед нашими моряками особо остро встает проблема срыва вражеских морских перевозок. Подключаем к этому не только авиацию и торпедные катера, но и эсминцы.

Эскадренные миноносцы чаще всего действовали между мысом Чауда и мысом Айтодор. Они выходили из Туапсе вечером, к полуночи подходили к морским трассам противника, расходились и в течение двух-трех часов вели поиск. Затем обстреливали береговые объекты, к рассвету соединялись и под прикрытием истребительной авиации возвращались в базу. Последний такой выход был совершен в ночь на 6 октября. О нем я обязан рассказать подробнее. Это был крайне неудачный поход, который закончился гибелью трех кораблей. Я был в то время на Черноморском флоте и знаю все подробности.

Командующий Черноморским флотом распоряжением от 5 октября 1943 г. поставил перед эскадрой задачу силами 1-го дивизиона эсминцев во взаимодействии с торпедными катерами и авиацией флота в ночь на 6 октября произвести набег на морские коммуникации противника у южного побережья Крыма и обстрелять порты Феодосия и Ялта, где разведка обнаружила большое скопление плавсредств. В набег были выделены лидер эсминцев «Харьков», эскадренные миноносцы «Беспощадный» и «Способный» («Харьковым» командовал капитан 2 ранга П.И. Шевченко, «Беспощадным» — капитан 3 ранга В.А. Пархоменко, в будущем командующий Черноморским флотом в 1955 г., «Способным» на этом выходе — капитан 3 ранга А.Н. Горшенин. Командир дивизиона капитан 2 ранга Г.Н. Негода выходил в море на «Беспощадном» — Л.М.). Для их прикрытия выделялись все имевшиеся в наличии истребители дальнего действия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"

Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Шнюков

Евгений Шнюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.