Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катастрофы в Черном море"
Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.
Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.
О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.
Погибло 60 кораблей союзников, среди них многопушечные парусные корабли, несколько пароходов, в том числе английский пароход «Принц», стоявший в Балаклавской бухте, десятки транспортных судов. Трагедия английского флота, стоявшего на рейде у Балаклавской бухты, заслуживает отдельного описания. Как пишет М. М. Зощенко{146}, 30 судов могучим ураганом были брошены на прибрежные скалы. Многие суда пытались проскочить в узкий проход Балаклавской бухты. Удалось это только французскому кораблю «Эвон», но в бухте он столкнулся с пароходом «Виктория». Оба затонули. По другим данным, затонул 21 корабль{147}. Но во всех публикациях особое внимание уделяется гибели трехмачтового винтового парохода «Принц» водоизмещением 3 тыс. т.
«Принц» к моменту гибели был новейшим боевым кораблем в английском флоте, оборудованным по последнему слову техники. Он выполнил свой первый рейс и привез в Балаклаву для английской армии зимнюю одежду и жалование войскам. Сумма этого жалования в литературе указывается разная — от двухсот тысяч фунтов стерлингов до шестидесяти миллионов рублей (А. Куприн). Прибытие «Принца» сопровождалось неприятным событием: при попытке стать на якорь один из якорей ушел на дно вместе с цепью. Отдали второй якорь — то же самое. Оба якоря не были приклепаны к барабану. Потеря якорей сыграла роковую роль для «Принца» во время шторма. Единственный оставшийся якорь не мог удержать корабль, который был брошен на скалы и буквально разбит на части. Из 150 человек экипажа спаслось только трое. Поиски золота «Принца», позже названного в литературе «Черным принцем», превратились в целую эпопею и продолжались много лет. Французы, итальянцы, японцы, наш ЭПРОН, созданный для поисков золота «Черного принца», — все пытались поднять золото. Было найдено несколько золотых монет, но серьезного золота не оказалось. Загадка осталась неразгаданной.
Академик А. Н. Крылов{148} отмечает, что главной потерей в Балаклавской трагедии была гибель парохода «Принц». На нем «…был привезен запас зимнего обмундирования для всей армии, запас зимних двойных палаток, теплого белья, теплых одеял, теплых носков и пр. На других пароходах были запасы продовольствия, а, главное, фуража, т. е. сена, овса и ячменя, на одном из пароходов были боевые запасы…»
«И со следующего дня начались бедствия английской армии». Погибли все лошади и мулы, не желавшие дотрагиваться до подмоченного морской водой сена. Осталась без лошадей английская кавалерия. «Из обозных лошадей подохло 66% …» Тяжкие простудные и желудочные болезни, обмораживания в холодную зиму 1854—1855 гг. стали настоящим бичом для английской армии. «По строевому рапорту от 22 февраля 1855 г. из общего числа 39400 человек, перевезенных из Англии войск, в госпиталях было 13640, во фронте 11000, а все остальное в могилах». «Вот истинное значение урагана 14 ноября — гибель более чем половины английской армии». Данные эти А. Н. Крылов заимствует из весьма авторитетного английского источника — из десятитомной истории Крымской войны Кинглека (т. VIII, 1896 г.). Эту же тему обсуждали специально в палате лордов в Англии, где было отмечено, что «… 17 октября первый запас зимней одежды прибыл в Крым, и если бы этот запас был выгружен с «Принца» и достиг своего назначения, то не было бы основания жаловаться на лишения армии, принимая во внимание характер климата и время года, когда теплая одежда необходима и в Крыму.
Запасы теплой одежды были погружены вовремя, но вследствие страшной катастрофы, которая постигла «Принца», армия может теперь терпеть ущерб и страдания от холода». Далее приведен перечень потерянного{149}. Некоторый ущерб — это чисто парламентская английская формулировка, которая и расшифрована акад. А. Н. Крыловым. Наличие золота на борту «Принца» А. Н. Крылов отвергает. Тем не менее во многих источниках эта версия поддерживается{150}.
Итак, отмеченные потери судов союзного флота от удара стихии были очень велики. Но фактически они были еще большими. Несколько штормов, предшествовавших страшному урагану 2 ноября 1854 г., также привели к человеческим жертвам и потерям судов. Так, 17(29) октября во время бури у берегов Турции погибло два крупных турецких судна — фрегат и линейный корабль. На фрегате погибло 270 человек. Из 900 человек экипажа линейного корабля спаслось только 205 человек. Эти суда получили сильные повреждения от русских ядер во время обстрела Севастополя и из-за течи вынуждены были входить в Босфор ночью в шторм. Лоцман ошибся, приняв береговой огонь за огонь маяка. В итоге турецкий линейный корабль оказался на скалах. Погиб и командир отряда — опытный турецкий адмирал Гассан-паша, десять лет прослуживший ранее в американском флоте{151}.
Сбылось достаточно зловещее предсказание лоции Черного моря: «Принятие ложного Босфора за пролив Босфор влечет за собой почти неминуемую гибель судна, особенно при сильных ветрах от NO, при которых грунт на подходе к ложному Босфору плохо держит якоря»{152}.
Стихия проявила себя и у других берегов, как писали тогда, «европейской Турции». В Варне шторм уничтожил две французских бригантины, английский пароход, австрийскую бригантину, два сардинских парохода, в Балчике — французскую бригантину. Стихия как бы специально выбирала стоянки союзного флота. Удивительно, но на северо-западе Черного моря и в Одессе было тихо. Основной удар стихии пришелся именно на восточное побережье Крыма от Балаклавы и Севастополя до Евпатории. Кроме погибших судов еще большее их число было выведено из строя и оказалось непригодным для дальнейших боевых действий. Корабли потеряли мачты, на многих сгорели паровые машины, повреждены корпуса, обнаружились течи, и суда были полузатоплены, некоторые корабли потеряли пушки и якоря. Как свидетельствуют документы, весь крымский берег был усеян обломками кораблей и грузов{153}.
Французский император Наполеон III, ошеломленный потерями союзников, приказал провести расследование обстоятельств возникновения бури у берегов Крыма. Один из самых известных в то время ученых — Леверрье — доказал при проведении расследования, что бурю можно было предсказать. Увы! Это был запоздалый прогноз. Тем не менее его заключение способствовало налаживанию обмена информацией, созданию сети гидрометеорологических станций и, в конечном итоге, — составлению научно обоснованных прогнозов погоды{154}.
Несмотря на огромные потери англо-франко-турецкого флота, крымская война продолжалась. К февралю 1855 г. затопленные у Севастополя российские корабли были разбросаны штормами, создалась реальная угроза форсирования преграды союзным флотом. В этих условиях командование Черноморского флота приняло решение усилить преграду у входа в Севастопольскую бухту.
6 февраля 1855 г. П. С. Нахимов отдал приказ затопить линейные корабли «Ростислав», «Двенадцать апостолов», «Святослав», фрегаты «Кагул» и «Месембрия», несколько позже — фрегат «Мидия». Своими корпусами корабли русской эскадры закрыли вход в Севастополь. В бухту союзный флот так и не смог прорваться.
Однако развитие войны шло не в пользу России. 27 августа, на 349-й день обороны, после ожесточенных боев русские войска оставили Севастополь и по наплавному мосту, построенному из кораблей Черноморского флота, перешли на северную сторону. Черноморский флот России перестал существовать. Часть кораблей погибла в артиллерийских дуэлях во время обороны города. Уцелевшие 24 корабля — 14 линейных парусных кораблей и фрегатов, 10 пароходов и пароходофрегатов — были затоплены своими экипажами{155}. По другим данным, затоплено до 65 единиц флота{156}.
Героически сражались защитники Севастополя, но не меньший героизм был проявлен при обороне других районов Черного моря.
Весной 1854 г. после многих провалов и неудач под Севастополем англо-французское командование послало мощную эскадру из 57[21] кораблей в Азовское море. На кораблях находился десант, в количестве 16 тыс. человек и 11 полевых батарей. Основной задачей этой военной экспедиции был захват главного торгового порта на Азовском море — Таганрога, а затем и Ростова. Города Азовского моря не были укреплены, и союзники рассчитывали на легкую победу, чтобы укрепить моральный дух своих войск. — 12 мая 1855 г. англо-французская эскадра покинула Камышовую бухту, взяв курс на Керченский пролив. Десант был высажен в Камыш-Буруне. Немногочисленный гарнизон г. Керчи вынужден был отступить, взорвав береговые батареи. Находившиеся в ремонте пароходы «Могучий» и «Донец» были взорваны экипажами. Оккупанты разграбили город и, в частности, вывезли в Англию археологические ценности из Городского музея, которые, кстати, не возвращены до сих пор. Вражеский флот вошел в Азовское море. На Дону был объявлен сбор казаков для обороны азовских берегов и заграждения гирла Дона.
Отряд военных кораблей — пароходы «Боец», «Молодец», «Колхида» и винтовая шхуна «Аргонавт» — оставил Керченский пролив и отступил к району Бердянска. В дальнейшем все корабли отряда были уничтожены ввиду превосходства сил противника{157}.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"
Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"
Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.