Альберт Манфред(Отв.редактор) - История Франции т. 2

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Франции т. 2"
Описание и краткое содержание "История Франции т. 2" читать бесплатно онлайн.
Обширный труд отечественных историков охватывает историю Франции, начиная с времен Древней Галии и до 70-х годов 20-го века. В книге прослеживается историческое развитие страны, роль, которую играла Франция на международной арене. Хронология первого тома заканчивается кризисом абсолютизма и Великой Французской революцией, второй том повествует о становлении и развитии капитализма до конца Первой мировой войны, в третьем томе описывается современная история Франции.
«История Франции» выходит в трех томах; каждый том соответствует определенному историческому периоду.
Первый том охватывает время от ранних государственных образований на территории древней Галлии до кризиса феодально-абсолютистского строя, нарастающего на протяжении XVIII столетия.
Второй том посвящен новой истории Франции, т. е. времени от Великой французской революции конца XVIII в. до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. и окончания первой мировой войны.
Третий том целиком отведен новейшей истории Франции, историческим процессам ближайшего к нам пятидесятилетия — истории Третьей республики между двумя мировыми войнами, трудным годам второй мировой войны и бурным событиям прошлых лет — Франции четвертой и пятой республик, роли Франции в современном мире.
Гедисты в объединенной партии не играли своей прежней роли левого крыла социалистического движения, хотя они и критиковали некоторые реформистские ошибки большинства партии. Лично Гед не шел на соглашения с представителями буржуазии. Но он не смог извлечь уроков из опыта русской революции 1905–1906 гг. Гедисты, страдая догматизмом, не смогли наметить и поддержать новые формы внепарламентской борьбы. Гедизм перерождался в центризм, прикрывающий по сути реформизм своей формальной критикой оппортунизма. Догматизм неизбежно приводил к сектантству, отрыву от масс, что особенно сказалось в вопросе об отношении гедистов к профсоюзному движению. Наиболее левую позицию среди гедистов занимал Поль Лафарг, который еще раньше, во время дела Дрейфуса, протестовал против тактики «скрещенных рук», проводившейся Ж. Гедом.
Отказ социалистической партии от руководства профсоюзами предоставил простор анархо-синдикализму, бывшему в некоторой мере реакцией на господство реформизма. Неправильное отношение социалистов к массовому рабочему движению неизбежно приводило к малочисленности партии. В момент объединения партия насчитывала 35 тыс. членов, в ноябре 1906 г. — 43000 и в 1908 г. — 49 300 членов.
В условиях подъема классовой борьбы в партии возникали левые течения. Они отражали революционное настроение и протест рядовых членов против реформизма и догматизма. Но слабое и неоформленное левое крыло не могло изменить политику партии. И потому объективные условия, создававшие возможность наладить в это время союз пролетариата и крестьянства и готовить их к решающим классовым боям, не были использованы накануне первой мировой войны.
Реформизм жоресистов и догматизм гедистов толкали часть французского пролетариата к анархизму. Но в основе сильного распространения анархо-синдикализма во Франции лежали причины социально-экономического порядка. Они крылись в особенностях экономического развития Франции, сохранявшего в конце XIX и начале XX в. все еще в значительных размерах мелкое производство и, следовательно, большое количество ремесленников, т. е. именно тот слой, который больше других восприимчив к анархо-синдикализму. Среди французского пролетариата имелся, конечно, слой рабочей аристократии, однако он не был столь широк и многочислен, как в Англии. Несмотря на разницу между ними, оба эти слоя пролетариата легко поддавались влиянию буржуазной и мелкобуржуазной идеологии. Критический анализ различных анархистских и анархо-синдикалистских теорий показывает, как отмечал В. И. Ленин, что «миросозерцание анархистов есть вывороченное наизнанку буржуазное миросозерцание»[974].
Впервые анархо-синдикалистские идеи были высказаны еще на II конгрессе французских профсоюзов в Лионе в 1878 г., но особенно широкое распространение они получили с момента создания федерации бирж труда, во главе которой стал один из видных деятелей анархо-синдикализма, Фернан Пеллутье, с 1895 г. и до своей смерти в 1901 г. занимавший пост секретаря федерации. В основе идей Пеллутье лежало эклектическое сочетание прудонизма и анархизма. Политическую деятельность он считал ненужной и вредной для рабочего класса, отвергал необходимость захвата пролетариатом государственной власти, высказывался за мирную, легальную всеобщую стачку, которую противопоставлял вооруженному восстанию. Буржуазию он призывал «предотвратить грозу» и сделать уступки с целью «умиротворить толпу, которая приходит в раздражение»[975].
Анархо-синдикалисты считали, что единственной пролетарской организацией, способной совершить социалистическую революцию, являются профсоюзы (синдикаты), а не политическая партия пролетариата, которая не должна вмешиваться в деятельность синдикальных организаций. В Амьенской хартии, программном документе анархо-синдикализма, принятом в 1906 г. на съезде ВКТ, указывалось, что Всеобщая конфедерация труда «объединяет, вне зависимости от какого-либо политического направления, всех трудящихся, являющихся сознательными сторонниками борьбы за уничтожение наемного труда»[976].
Классовой борьбе под руководством политической партии пролетариата анархо-синдикалисты противопоставляли так называемое «прямое действие» против буржуазии и буржуазного государства непосредственно самих рабочих без какого бы то ни было вмешательства парламента и политических партий. В. И. Ленин, решительно критикуя подобного рода теории, писал: «… анархисты во всех странах, указывая на ошибки с.-д. парламентариев, зовут бросить „нерасчетливую возню с буржуазным парламентаризмом“ и сосредоточить „все эти силы“ на „прямом действии“ организации. Но это ведет к дезорганизации и подмене широкой и всесторонней работы выкрикиванием „лозунгов“, бессильных в своей оторванности»[977]. Основными формами «прямого действия» анархо-синдикалисты считали стачки, бойкот, саботаж. Вершиной этой тактики признавалась всеобщая стачка.
Однако вожди анархо-синдикализма, исходя из теории «активного меньшинства», не создавали массовых синдикатов и растрачивали силы авангарда пролетариата на неподготовленные выступления. Такими были призывы ко всеобщей стачке в 1908 г. после провокаций Клемансо и в мае 1909 г. в помощь забастовавшим почтовикам в Париже и в департаменте Сены. Этот призыв встретил решительное сопротивление правореформистских руководителей некоторых синдикатов и не нашел отклика в широких массах. После этой неудачи руководители ВКТ больше не решались призывать ко всеобщей стачке.
Другим существенным способом прямых действий анархо-синдикалисты считали саботаж, утверждая, что это чисто пролетарский метод борьбы. Идеи саботажа проповедовал в газете «Ла гер сосиаль» Гюстав Эрве. В газете всегда отмечались акты саботажа под общим весьма красноречивым заголовком: «Есть чему порадоваться молодцам». Решительным сторонником метода саботажа был также Пуже, который посвятил этому вопросу брошюру[978].
В. И. Ленин отмечал, что тактика анархо-синдикалистов, «сводящаяся к отрицанию политической борьбы, разъединяет пролетариев и превращает их на деле в пассивных участников той или иной буржуазной политики, ибо настоящее отстранение от политики для рабочих невозможно и неосуществимо» [979]. Позже В. И. Ленин писал: «Анархо-синдикалист отвергает „мелкую работу“, особенно использование парламентской трибуны. На деле эта последняя тактика сводится к поджиданию „великих дней“ при неумении собирать силы, создающие великие события»[980]. В. И. Ленин подчеркивал, что между анархо-синдикализмом и старым «экономизмом» русских социал-демократов имеется «не мало черт сходства»[981].
Анархо-синдикализм в период своего расцвета имел и теоретических «попутчиков», в том числе известного социолога Жоржа Сореля[982], «путаника», по определению Ленина[983]. В 90-х годах он был сторонником ревизионизма, а затем перенес свои симпатии на синдикализм.
Должен быть также отмечен и Юбер Лагарделль, выступивший первоначально как ученик Пеллутье. В своем основном произведении «Рабочий социализм» Лагарделль выдвинул теорию «социализма учреждений», доказывая, что при помощи синдикатов, борющихся против государства и хозяев, пролетариат постепенно создаст рабочее государство внутри государства капиталистического[984]. Таким образом, Лагарделль отказывался от революционной борьбы и принижал роль политической партии пролетариата. Лагарделль попытался обосновать свои ложные теоретические положения ссылками на Маркса, грубо искажая при этом основные идеи марксизма. Руководимый Лагарделлем журнал «Мувман сосиалист» систематически занимался в 1905–1908 гг. ревизией марксизма. По существу это был, как писал Ленин, «ревизионизм слева»[985]. Не случайно Лагарделль позже стал социал-шовинистом, а в 1942 г. министром правительства Виши.
К числу теоретиков синдикализма относился и известный анархист Эмиль Пуже — один из первых анархистов, призывавших к ведению работы в синдикатах. Он заявлял, что борьба против существующего строя по плечу не всему рабочему классу, а лишь его «сознательному меньшинству», которое «обязано действовать не считаясь с остальной массой». Большинство пролетариата, по мнению Пуже, представляет собой серую массу, на которую «преобладающее влияние» оказывают «избранные элементы рабочего класса»[986].
Анархо-синдикалисты в сущности не могли и не хотели объединить широкие массы французского пролетариата.
Следует, однако, отметить, что в обстановке обострения классовой борьбы в стране и господства реформизма в социалистической партии Всеобщая Конфедерация Труда в эти годы получила поддержку и со стороны революционных слоев французского пролетариата в ряде отраслей индустрии (металлисты, строители, железнодорожники и т. д.), которые искали новых форм внепарламентской борьбы.
Огромное большинство рабочего класса находилось накануне первой мировой войны вне профсоюзных организаций, а значительная часть последних не входила в ВКТ, несмотря на то, что ее деятельность расширялась и число членов увеличивалось. Слабое развитие профсоюзного движения и отсутствие руководства со стороны социалистической партии не давали возможности для осуществления через синдикаты широкой связи между передовыми и отсталыми слоями пролетариата, между рядовой массой рабочего класса и его авангардом. В целом, однако, вся многолетняя пропаганда социалистических идей, проводившаяся партией, ее центральным органом «Юманите», виднейшими ее представителя·? ми Ж. Жоресом, Ж. Гедом, Э. Вайяном, П. Лафаргом, М. Кашеном и др., давали свои плоды. Идеи социализма все шире проникали в рабочие массы и в крестьянские районы. Непрестанно росло количество социалистических избирателей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Франции т. 2"
Книги похожие на "История Франции т. 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Альберт Манфред(Отв.редактор) - История Франции т. 2"
Отзывы читателей о книге "История Франции т. 2", комментарии и мнения людей о произведении.