Евгения Георгиевская - Прага

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Прага"
Описание и краткое содержание "Прага" читать бесплатно онлайн.
Прага издавна принадлежит к числу красивейших городов Европы. С незапамятных времен ее называли стобашенной, златой Прагой, и эти эпитеты верно определяют неповторимое своеобразие и красоту архитектурного силуэта города. В старых районах Праги до сих пор преобладают архитектурные памятники готики и барокко. Любуясь городом сверху (со смотровой вышки на Петршинском холме или с башни собора св. Вита в кремле), до самой линии горизонта можно видеть вертикали готических башен и барочные купола. В черте Старого Города такую башню или купол сегодня еще можно встретить через каждые сто-двести метров. Некоторые из них, как, например, стройные башни соборов Пражского кремля на Градчанах, служат прекрасным ориентиром при знакомстве с городом. Очарование Праги, красота ее живописного облика определяются не только ее архитектурой. Прага расположена на холмах различной высоты (разность уровней в черте города иногда достигает двухсот метров), и это порождает множество неожиданных и замечательных видов на город.
Новый Город стал городом чешских ремесленников и мастеровых.
Принцип регулярной планировки Нового Города, его более прямые и широкие улицы делают его мало похожим на средневековый город. Особенно разительным оказался контраст с соседним Старым Городом.
При возведении Нового Города учитывалась его связь со Старым Городом. Новый район становился как бы непосредственным продолжением Старого Города, хотя и был отделен от него рвом и крепостной стеной. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с расположением основных площадей Нового Города – Вацлавской и Карловой, Если провести и продолжить их продольные оси, то они пересекутся в районе Староместской площади Старого Города. Скорее всего, именно так пролегали торговые дороги, скрещивавшиеся в центре древней Праги.
Новый Город (по сравнению со Старым) не так насыщен архитектурными памятниками романской эпохи, готическое же строительство XIV столетия представлено в нем достаточно полно. Из старых памятников, существовавших на территории Нового Города до 1348 года, то есть до того момента, когда началась планомерная застройка района, наиболее интересными являются романская ротонда св. Лонгина (XII в.) и готический костел св. Войтеха (до 1318 г.).
Монастырь «На Слованах», Костел с северо-востока
Обе эти постройки подверглись значительным переделкам в эпоху барокко, что вообще чрезвычайно характерно для многих пражских романских и готических памятников. В настоящее время, наоборот, в Праге при реконструкции многих старых помещений стараются воспроизвести их древний облик. Именно это обстоятельство придает особую прелесть небольшим уютным пражским пивным барам и ресторанам, расположенным часто в интерьерах старых готических домов. Примером может служить пивная «У Флеку», расположенная на Кршеменцовой улице в доме 651/11 и оформленная в средневековом стиле.
Естественно, что в основном Новый Город славится своими готическими памятниками, возникшими одновременно со строительством этой части Праги. Самым значительным сооружением того времени был частично сохранившийся до наших дней монастырь «На Слованах», называемый также Эмаусским монастырем (выходит на площадь Ф. Палацкого). Монастырь был заложен в 1347 году при Карле IV для монахов-бенедиктинцев славянских земель, поэтому и получил свое название «На Слованах». Постройка монастыря была закончена в 1372 году. До гуситской эпохи монастырь являлся центром культуры. Монастырский костел Девы Марии и славянских патронов – это простая трехнефная постройка без трансепта; все три нефа костела одинаковы. К 1685 году к храму пристроили две башни; в конце прошлого века его перестроили еще раз. Монастырский храм возводился почти одновременно с собором св. Вита, но отличается от него более скромным архитектурным решением. Достаточно сказать, что в период, когда в Чехии уже были хорошо разработаны системы различных готических сводов, в храме использованы лишь простые крестовые своды. Существует мнение, что такой упрощенный вариант готики больше соответствовал демократическому духу Нового Города 17* .
Об авторе проекта монастырского комплекса до последнего времени высказывались по-разному. Наименее состоятельным представляется предположение, что автором постройки был Матвей из Арраса. Более обоснованным доводом кажется утверждение, что строителем монастыря был архитектор, хорошо знавший южнонемецкие постройки 18* .
Во время гуситских войн монастырь почти не пострадал, его спасению способствовал не только его славянский характер (служба в монастыре также велась на старославянском языке), но и тот факт, что монастырь поддержал религиозные требования гуситов. С окончанием гуситских войн (1434) монастырь утратил свой славянский характер.
Замечательный архитектурный комплекс сильно пострадал в 1945 году во время бомбардировки Праги. После окончания войны монастырские постройки были тщательно восстановлены.
Бегство в Египет Роспись в амбите монастыря «На Слованах»
Наиболее ценным художественным памятником монастыря «На Слованах» является сохранившаяся в амбите настенная живопись – около восьмидесяти сцен, иллюстрирующих Ветхий и Новый завет. Правда, при изучении этой росписи в наше время исследователи столкнулись с рядом трудностей – первоначальная роспись оказалась закрытой позднейшими слоями записей. Из восьмидесяти старых фресок сохранилось в первоначальном виде лишь несколько сцен из жизни Христа в верхнем поясе западного и северного крыльев амбита. К числу хорошо сохранившихся сцен росписи относится «Бегство в Египет». Исследуя иконографию и композиционные приемы фресковых росписей амбита Эмаусского монастыря, чешские историки искусства19* пришли к выводу, что автор росписей руководствовался книжными образцами (возможно, французского происхождения). Интересно, что стилистически эта роспись эмаусского амбита очень близка к фрескам, украшающим капеллу св. Екатерины и костел Девы Марии в Карлштейне, а также тесно связана с чешской миниатюрой. Скорее всего, росписи эмаусского амбита возникли до 1360 года и являются произведениями мастерской, которая незадолго перед этим и, вероятно, под руководством Н. Вурсмера закончила росписи в королевском дворце в Карлштейне, а после 1357 года работала над росписью в часовнях замка. Таким образом, эмаусские росписи знакомят нас с начальным этапом живописи эпохи Карла IV.
Необычайно богатой была библиотека старого славянского монастыря. В ней хранилось, в частности, известное, возникшее в монастыре в 1395 году глаголическое «Реймское», или «Сазавскоэмаусское евангелие», купленное в 1574 году реймским епископом Карлом. Оно стало частью регалий французских королей и служило им до 1782 года для принесения присяги. (В настоящее время Евангелие хранится в библиотеке города Реймса.) Этот документ лишний раз доказывает высокий художественный уровень оформления книги в Чехии XIV столетия, а также свидетельствует о значительной популярности славянского монастыря за пределами Чехии.
Реконструкция площади Ф. Палацкого с сохранением старой доминанты – монастыря «На Слованах» – была осуществлена в 1924 1929 годах архитектором Б. Гюбшманом и может служить примером удачного решения градостроительных задач в древней части города.
Среди построек времени Карла IV в Новом Городе интересен костел св. Карла (Карлов), основанный в 1350 году. Считают, что прототипом для костела послужила восьмиугольная в плане погребальная часовня Карла Великого в Аахене. Свод нефа костела был закончен в 1575 году. С этим костелом связана легенда, гласящая, что архитектор, отважно перекрывший пространство нефа нервюрным звездчатым сводом, чтобы справиться со строительством, заключил союз с дьяволом. К сожалению, в 1785 году костел был разрушен, до нас дошла лишь часть стены, которую относят к 1377 году.
В числе светских построек готической эпохи в черте Нового Города важное место занимает ратуша Нового Города на Карловой площади. При основании Нового Города площадь должна была стать центральной частью нового района. В XIV веке на площади была поставлена Новоместская, или Новогородская, ратуша, прототипом которой послужила ратуша соседнего Старого Города. В XV веке, при короле Йржи Подебрадском (1458 1471), Новоместская ратуша была украшена ореолом и, таким образом, еще более стала походить на ратушу Старого Города.
С Новоместской ратушей связан ряд эпизодов из истории гуситского движения. В частности, в 1419 году восставшее в защиту учения Яна Гуса пражское население выбросило из окон ратуши членов городского совета – католиков, выступавших против гуситов. Именно этот эпизод послужил сигналом к началу гуситской революции.
Новый Город сохранил и несколько памятников барочной архитектуры. С именем знаменитого пражского архитектора первой половины XVIII века К. И, Динценгофера связан костел Яна на Скалке (1730-1739). Этот небольшой храм, поставленный на скале (отсюда и его название), обладает многими характерными для творчества К. И. Динценгофера чертами. У него сложный по конфигурации план, вогнутые снаружи стены и т. п.
Интересный пример барочного синтеза искусств представляет другая постройка К. И. Динценгофера ¦-так называемая вилла «Америка» (построена в 1712-1720 гг.). Она известна также под названием Михновского дворца (по имени владельца Михны), с середины XIX века дворец называли «Америка». В небольшом саду вокруг дворца – скульптуры и вазы, исполненные в мастерской Ант. Брауна около 1730 года. (В настоящее время в здании расположен музей А, Дворжака.)
В память о славном пражском архитекторе одна из улиц Нового Города, поблизости от виллы «Америка», носит имя Динценгофера.
На территории Нового Города заслуживает внимания также и так называемый «Дом Фауста», расположенный в устье Вышеградской улицы (дом 502/40). Это ренессансная постройка второй половины XVI века, которой в XVIII веке придали барочные черты. Дом Фауста интересен тем, что его владельцами, как правило, были люди, занимавшиеся естественными науками и алхимией. В конце XVI столетия в доме жил английский алхимик Эдуард Келли; около 1740 года дом принадлежал чеху Ф. А. Младоте, занимавшемуся химическими опытами. «Домом Фауста» особняк стал называться в XIX веке. Легенда, связанная с этим домом, рассказывает, что, приехав в Прагу, студент Ян Штястны (то есть «счастливый», по-латыни «faustus) при осмотре заброшенного дома нашел в его библиотеке монету талер, с тех пор он находил талер ежедневно, а чтобы увеличить свое состояние, он стал заниматься алхимией до тех пор, пока дьявол не расправился с ним за хвастовство.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Прага"
Книги похожие на "Прага" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгения Георгиевская - Прага"
Отзывы читателей о книге "Прага", комментарии и мнения людей о произведении.