Евгения Георгиевская - Прага

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Прага"
Описание и краткое содержание "Прага" читать бесплатно онлайн.
Прага издавна принадлежит к числу красивейших городов Европы. С незапамятных времен ее называли стобашенной, златой Прагой, и эти эпитеты верно определяют неповторимое своеобразие и красоту архитектурного силуэта города. В старых районах Праги до сих пор преобладают архитектурные памятники готики и барокко. Любуясь городом сверху (со смотровой вышки на Петршинском холме или с башни собора св. Вита в кремле), до самой линии горизонта можно видеть вертикали готических башен и барочные купола. В черте Старого Города такую башню или купол сегодня еще можно встретить через каждые сто-двести метров. Некоторые из них, как, например, стройные башни соборов Пражского кремля на Градчанах, служат прекрасным ориентиром при знакомстве с городом. Очарование Праги, красота ее живописного облика определяются не только ее архитектурой. Прага расположена на холмах различной высоты (разность уровней в черте города иногда достигает двухсот метров), и это порождает множество неожиданных и замечательных видов на город.
Следующий мост после моста Й. Манеса в направлении по течению Влтавы назван именем писателя Сватоплука Чеха (мост был построен в 1906 г. архитектором Яном Каулой).
Мост Я. Швермы
Последний мост, примыкающий к Старому Городу, – мост Яна Швермы, один из красивейших пражских новых мостов. Он был построен по проекту архитектора В. Гофмана и инженера О. Ширца в 1951 году. На противоположной стороне Влтавы продолжением моста является тоннель, проходящий под Летенской возвышенностью. В сторону Старого Города мост Швермы выходит на улицу Революции (Револючни тршида), в конце которой находится Пороховая башня с воротами. Она расположена на том месте, где некогда, в XV веке, проходили крепостные стены, окружавшие Старый Город (Пороховой башня стала называться с XVII века, когда здесь располагался пороховой склад).
История постройки Пороховой башни до последнего времени таила в себе много неизвестного. Выяснению некоторых вопросов способствовали работы по реставрации Пороховой башни, проводившиеся в 1961-1963 годах. Существует мнение15* , что первым строителем башни был некий мастер Вацлав, о котором история не сохранила почти никаких сведений. Башню начали строить в 1475 году (на это указывает надпись, сохранившаяся на самой постройке). Из чешской летописи того времени мы узнаем, что в 1476 году для выполнения скульптурных работ по украшению башни был приглашен Матиаш (Матей) Рейсек из Простейова, ректор Тынской школы. Дело кончилось тем, как сообщает далее летописец, что мастера Вацлава отстранили, «а этот бакалавр Матей сам делал ту башню». Но башня так и не была завершена в XV веке, ее достраивали по частям в последующие столетия, а свой современный вид башня получила во время реставрации ее Й. Моккером в XIX веке. Долгое время считалось, что Пороховая башня была частью укреплений, окружавших Старый Город. И. Шперлинг 15* высказывает и убедительно обосновывает другую точку зрения – Пороховая башня строилась прежде всего как первое связующее звено между Старым и Новым пражскими городами.
Пороховая башня со стороны Гибернской улицы
Правомерность этой точки зрения подтверждает и одна приводимая автором статьи интересная находка – в 1905 году при канализационных работах под башней, на глубине двух метров от современной мостовой, была обнаружена полуарка старого моста через ров. Без сомнения, именно через ворота Пороховой башни (они именовались первоначально Новыми воротами) пролегала одна из основных связующих магистралей между двумя соседними пражскими районами. В большой степени ворота Пороховой башни и сегодня служат той же цели.
М. Рейсек исполнил для убранства башни большое количество скульптур и рельефов. Здесь и человеческие фигуры, и изображения фантастических птиц и животных, растительные и декоративные мотивы. Большой выразительностью отличаются изображения людей. Некоторые из них своей нарочитой грубоватостью, условностью пропорций (горельеф «Утро») напоминают древних языческих идолов. Другие поражают ярко индивидуальным обликом (горельеф на консоли под фигурой Владислава Ягеллонского). Богатая фантазия и в то же время удивительное чувство жизни, простонародный характер этих скульптур роднят произведения М. Рейсека с народным творчеством. Пластическое убранство Пороховой башни, столь непохожее на пластику парлержской школы, расширяет наше представление о чешской готической скульптуре, знакомит с самостоятельным ее ответвлением.
Слева от Карлова моста видна группа зданий, известных под названием «Мельницы Старого Города». Они существовали здесь в начале XIV века. К ним примыкает позднеготическая башня водокачки, в здании которой ныне помещается музей Б. Сметаны.
Скульптурное убранство Пороховой башни Консоль с двумя фигурами
В Старом Городе сосредоточено несколько важнейших музеев Праги. Здесь находится филиал Национальной галереи, посвященный современному чехословацкому искусству, а также Художественно-промышленный музей. Коллекция современного чехословацкого искусства размещается в верхнем этаже здания Городской народной библиотеки, выходящей на площадь В. Вацка. Экспозиция современного искусства открывается работами замечательного чешского пейзажиста конца прошлого и начала нашего столетия – Антонина Славичка (1870-1910). Поэтичный и правдивый облик чешских деревень, живописные уголки старой Праги и ее новые промышленные районы встают с полотен А. Славичка. В экспозиции этого раздела пейзажная живопись не случайно занимает такое значительное место,-это соответствует ее значению в чешском искусстве. В этом жанре успешно работали многие современники А. Славичка: К. Голан (1893-1953), А. Гудечек (1872-1941), М. Иранек (1875-1911), Э. Филла (1882- 1953), Я. Прейслер (1872-1918) и другие. Полотна Р. Кремлички (1886-1932), Б. Кубишты (1884-1918), В. Шпалы (1885-1946) также знакомят с чешским искусством первой половины столетия, свидетельствуя о стремлениях художников тех лет найти новые живописные средства, свою манеру. В экспозиции можно ознакомиться с творчеством таких заслуженных чешских художников старшего поколения, как Л, Куба (1863-1956), Й. Лада (1887-1957), В. Рабас (1885-1954), В. Рада (род. 1895), В. Седлачек (род. 1892), М. Швабинский (род, 1873). Здесь же выставлены работы художника и писателя-антифашиста Й. Чапека (1887- 1945). Собрание современного чехословацкого искусства дает представление и о сегодняшних его творцах. Это Ф. Ироудек (род. 1914), К. Соучек (род. 1915), В. Сыхра (род. 1903), Й. Брож (род. 1904), Б. Дворский ( род. 1902). Творчество молодых представляет Б. Копецкий (род. 1928). Словацкое искусство охарактеризовано работами М. Бенки (род. 1888) и Л. Фуллы (род. 1902). Экспозиция дополнена отдельными скульптурными произведениями Ф. Штурсы, Й. Маржатки, О. Шпаниела, К. Дворжака, В. Винглера, В. Маковского и других. Основное собрание современной чешской пластики, как уже говорилось, экспонировано в замке Збраслав.
Недалеко от площади Красноармейцев расположен интереснейший и богатейший из пражских музеев – Художественнопромышленный музей. Он существует с 1885 года, но, несмотря на свой сравнительно небольшой возраст, музей располагает значительными коллекциями. Здесь можно познакомиться с историей художественного ремесла начиная с античной эпохи вплоть до наших дней. В музее собрана крупнейшая в мире коллекция стекла.
Старый Город живет и сегодня. Вместе со стройными готическими шпилями и башнями устремляются вверх к солнцу стебли комнатных растений и цветов, заботливо выращенных в мансардах старых домов под самыми крышами; туда же, вверх, тянутся по утрам тонкие струйки дыма; ежечасно звучащий голос часов на башне староместской ратуши перекликается с трамвайными звонками. Но по-средневековому узкие и прохладные, вымощенные улочки Старого Города, его небольшие уютные площади и в особенности гордо возвышающиеся башни по-прежнему хранят атмосферу далекого прошлого.
Новый Город (Нове Место) и Вышеград
В 1348 году на месте поселка, выросшего в непосредственной близости от Старого Города, Карл IV заложил новый район Праги, который в отличие от вполне сложившегося уже Старого Города получил название «Новый Город». «Постановили мы, писал король в своей грамоте от 8 марта 1348 года, -чтобы этот город, который мы собираемся возвести, Новым Городом пражским назывался…». 16* Многие из существовавших на месте Нового Города древних построек переделывались в XIV веке и включались в ансамбль Нового Города. Карл IV приложил немало усилий, чтобы построить Новый Город в короткий срок и по единому плану. Все это было предусмотрено и оговорено в королевской грамоте. «Кроме того, желаем и приказываем, чтобы те, кто получит землю для постройки, начали строиться не позднее, чем через месяц, а закончили бы строительство за восемнадцать месяцев, настолько, чтобы в этих выстроенных домах уже хорошо могли бы жить, в противном случае они будут наказаны. Приказываем далее, чтобы никто не строил, нарушая границы улиц и рынков, высоко или низко; кто этого не будет придерживаться, у того постройка будет разрушена, а владелец еще и штрафу будет подвергнут».
Новый Город стал городом чешских ремесленников и мастеровых.
Принцип регулярной планировки Нового Города, его более прямые и широкие улицы делают его мало похожим на средневековый город. Особенно разительным оказался контраст с соседним Старым Городом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Прага"
Книги похожие на "Прага" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгения Георгиевская - Прага"
Отзывы читателей о книге "Прага", комментарии и мнения людей о произведении.