В. Фомин - Философия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия"
Описание и краткое содержание "Философия" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта третьего поколения. Пособие раскрывает основные этапы становления человеческих представлений о мире и очерчивает круг проблем, стоящих перед философией сегодня. Обращение к философско-антропологической проблематике есть концептуальная позиция авторов, ориентировавших свои лекции на будущих педагогов.
Для преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов и всех интересующихся мировоззренческими и методологическими проблемами философии.
Понятие «духовность», обозначающее противоположность «телесности», вместе с тем объемлет собой и духовный потенциал, и содержание духовной жизни человека и общества и одновременно становится полем взращивания идей – уникальных творений человеческого духа.
Следует оговорить, что не стоит путать понятия «духовность» и «религиозность». Это, пожалуй, самая распространенная ошибка, которую допускают люди, мало знакомые с философским анализом человека и общества. Религиозность – боле узкое понятие и входит в качестве составляющей в духовность человека или общества. Чаще всего это происходит оттого, что в понятие дух обыденное сознание вкладывает религиозно-теологический смысл, характерный средневековому миропониманию.
2. Духовная деятельность. Духовная жизнь человека и общества представляет собой совокупность определенного рода социальных
процессов и, по сути, является специфическим видом деятельности. Для анализа духовной сферы жизнедеятельности общества целесообразнее пользоваться именно понятием деятельность.
Мы отмечали сложность механизма деятельности человека и общества в сфере материального производства, но и процессы, протекающие в духовной сфере, сопоставимы по сложности с деятельностью в материальной сфере. Если рассматривать духовную деятельность человека сквозь призму сознания, т. е.встать на позицию материалистической философии, что человеческий дух есть сознание в целом, то нам неизбежно придется начало любых духовных процессов связывать с отражением материальной действительности. Отсюда вытекает объяснение сложности духовной деятельности, прежде всего, бесконечным многообразием объектов отражения. В духовной деятельности отражаются самые разные стороны человеческой культурно-творческой деятельности:
• производственно-трудовая;
• научно-теоретическая;
• художественно-творческая;
• религиозно-культовая и так далее.
Каждый вид духовной деятельности использует своеобразные, специфические способы и средства отражения действительности и овладения ею: разум и эмоции, интеллект и чувства, рассудок и воображение, внимание, память и т. п. С их помощью и осуществляется духовная деятельность человека. Кроме того, нужно заметить, что в духовной деятельности проявляется единство и взаимообусловленность двух сторон (духовной и материальной) жизнедеятельности человека и общества.
Духовная деятельность включает в себя две группы процессов, в единстве представляющих собой духовное воспроизводство общества. Первая группа процессов может быть названа духовно-продуктивной деятельностью. Этот вид деятельности нацелен на производство духовных ценностей как таковых. Основным элементом духовно продуктивной деятельности выступает теоретическая деятельность, направленная на познание закономерностей явлений, процессов и пр. В таком виде духовно-продуктивная деятельность есть теоретическое постижение объективной реальности и связанное с этим постижением производство духовных ценностей, через включение интеллекта, художественного воображения, чувств, эмоций. Конечным продуктом данного вида духовной деятельности являются идеи, научные теории, проекты, художественные образы. Правда, для включения в процесс духовного общения, конечный продукт духовной деятельности (образ, теория, замысел) нуждается в материализации. Научная идея требует разработки теории, художественный образ должен быть зафиксирован на бумаге, холсте, в мраморе или на киноленте. Результат духовно продуктивной деятельности непременно должен стать предметом духовного общения, т. е. перейти от своего создателя к другим членам общества, которые примут или не примут результат духовного творчества ученого, художника, богослова, писателя или философа. В таком случае мы вправе говорить, что духовно-продуктивная (и она же духовно-творческая) деятельность производит сознание в целом.
Вторую группу процессов в рамках духовной деятельности человека и общества принято называть духовно-практической деятельностью. Это наиболее широко распространенный вид духовной деятельности, заключающийся в освоении социального опыта и накопленных человечеством духовных ценностей. В основном духовно-практическая деятельность затрагивает процессы, связанные с образованием, обучением, воспитанием и просвещением. Общество транслирует индивидам лучшие достижения духовно-продуктивной деятельности, которые прошли проверку временем и приобрели характер ценностей. Духовно-практическая деятельность сопровождает человека всю жизнь. Не зря существует народная мудрость «Век живи – век учись». Мы постоянно находимся в условиях потребления продуктов духовной деятельности либо прошлых поколений, либо наших современников, делающих результаты своей духовной деятельности предметами духовного общения. Приходя в концертный зал, кинотеатр, даже включая телевизор или беря в руки книгу, мы вступаем в духовное общение с создателями, авторами, актерами, писателями и композиторами в отношения, по поводу созданных ими образов, делая их частью своего внутреннего мира или же отказывая им в этом праве. Но, так или иначе, все члены общества включены в процессы духовно-практической деятельности или духовно-практического освоения мира в форме овладения познавательными, нравственными, эстетическими другими духовными ценностями.
Духовная деятельность в целом – это социальная деятельность, направленная на создание духовных ценностей и освоение их людьми. Поэтому, размышляя о конечном продукте духовной деятельности, нельзя не затронуть проблему ценностей.
3. Ценности. Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios – ценность и logos – учение). Различные исторические эпохи и различные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Так, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, а с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «Человек есть мера всех вещей…». Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится и в философии Аристотеля. С одной стороны, он признает самодостаточные ценности, к которым относятся человек, счастье, справедливость, с другой же стороны – он утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся ценными детям и мужчинам, добрым и мудрым людям. Мудрость состоит как раз в «постижении умом вещей по природе наиболее ценных».
В Средние века они связывались с божественной сущностью, то есть приобретают религиозный характер. В эпоху Возрождения выдвигались на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.
Впервые в специальном, узком смысле, понятие ценности употребляет И. Кант. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности – это требования, обращенные к воле, цели, стоящие перед человеком, значимость тех или иных факторов для личности. Гегель уделяет особое внимание разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные.
После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей. Среди них отметим натуралистический психологизм Дж. Дьюи. С точки зрения данной теории ценность – это любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей. Аксиологический трансцендентализм В. Виндельбанда и Г. Риккерта в трактовке ценностей указывает на то, что ценности – не объективная реальность, а идеальное бытие. К ним относятся такие ценности как истина, добро, красота, которые являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Эта теория рассматривает ценности как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.
Социологическая концепция ценностей М. Вебера заключается в том, что ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В связи с этим он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.
В современной философской литературе существуют различные токи зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. А это означает, что каждый из подходов закономерен, так как он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане даже религиозные ценности являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия"
Книги похожие на "Философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Фомин - Философия"
Отзывы читателей о книге "Философия", комментарии и мнения людей о произведении.