Газета Завтра Газета - Газета Завтра 524 (49 2003)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 524 (49 2003)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 524 (49 2003)" читать бесплатно онлайн.
Думается, что здесь больше легенд и заблуждений, в которых в какой-то мере виноваты и сами русские, выставляющие себя в своей роскошной придури не в самом выигрышном свете. Да и какое отношение такие характеристики имеют к нашей существенной субстанции?
Должен заметить, что выдвинутая Ф. Достоевским "всемирная отзывчивость", может, и характерна для русского мира, но вряд ли может нас удовлетворить по причине поиска некоторой качественной определенности в самом духе русского мира: отзывчивость — это свойство, функция, проявление, а не исходное качество.
Равным образом мы вряд ли удовлетворимся такими характеристическими сентенциями, как "русская космичность", "русская аскетичность" или даже "русская святость", ибо это опять же не качества, а черты-проявления, которые свойственны не одним вовсе русским, а самим русским далеко и не тотально.
Вряд ли, к примеру, К. Циолковского надо принимать за более русского, чем того же Маршала Г. Жукова, а Сергия Радонежского — чем Дмитрия Донского. У одних выходит космизм, аскеза и святость, а у других вроде бы ничего такого и нет, а если и есть, то по-другому, не столь явно и первостепенно, — но ведь можно вспомнить и немало замечательных русских, в том числе и героев, которые ничем подобным вообще не отличались.
Одно дело те или иные характерные феномены, имеющие место в многообразном русском мире, а другое — квинтэссенция этого мира, его сущность, его дух.
В любом случае нам надо в своих откровенческих размышлениях быть ближе к духу. Задача практически невыполнимая: что есть этот самый дух, дух языка-народа, каким словом его определить?
Дух! Это хорошо. Но надо, по-видимому, привлечь еще и какую-то телеологию, т. е. уловить некую цель, ради которой существуют и русский мир, и рус-язык, и рус-народ, — какую-то сверхцель, ради которой весь этот дух, вся эта русскость.
Русскость, конечно — тайна! И никому ее до срока не разгадать, никому, даже самому русскому из русских.
У русского нет обыкновенных, т. е. вполне житейских мотивов, у него все вокруг плохо, все не устроено, все абы как, и если что у него и хорошо, так это то, что он вовсе и не знает, а лишь каким-то шестым, а то и седьмым чувством как-то ощущает — там, внутри, в глубине, где ничего нет, а если и есть, то бездна, однако не безысходная.
Русскость — это преодоление — без какой-либо определенной цели, неизвестно ради чего, это что-то совершенно идеальное, не приносящее ни внешнего благополучия, ни эзотерической нирваны. Отсюда и срывы — и что в них винить русскость, у которой в этом мире ничего нет, кроме нее самой?
Нет того письма, в которое можно было бы положить русскость. Ибо это, скорее всего, лишь музыка, да и то никак не воспроизводимая.
Бессмысленно определять русскость, она неопределима — и не словить ее, и не отринуть. Она здесь, хотя ее и нигде нет.
Да, ее можно изобразить, как-то обозначить, обрисовать, но не так, совсем не так, как было бы нужно — разве можно показать невыразимую мечту, припоминание из детства? То ли бывшее, то ли будущее, но никак не настоящее.
У русскости и русских нет настоящего, а если и есть, то лишь как надежда, но не сама по себе реальность. Все здесь наоборот, все не так. Ни как на Западе и Востоке, ни как на Севере и Юге.
Разумеется, настоящая жизнь есть, но она… не совсем настоящая. Дом, семья, дети, есть, наконец, работа, какое-то занятие — все это имеет ценность только в свете ненастоящего, того чего нет — что либо в прошлом, либо в будущем. Акценты не на настоящем — отсюда и удивительная жертвенность.
Мир не воспринимается русскостью как настоящий — и этот мир не достоин ни обустройства, ни любви. А любить его надо — вот потому-то и героизм, и жертвенность, и компромисс с настоящим. Отсюда и увлечения, и рывки, и разочарования, и падения. Настоящее отрицается ради прошлого или будущего, а поскольку в этом мире настоящее не удается — как стоящее, то приходится его не то чтобы имитировать, а вынужденно как-то проигрывать, ожидая иного.
Дела и переживания, характерные для Запада и Востока, Севера и Юга, не занимают русского человека, ибо и то и другое для него всего лишь тщета. И к тщете он вообще относится как к чему-то совершенно вынужденному, а не как к позитивно выстраданному.
Русского привлекает, в общем-то, то, чего нет — так уж у него получается. Если что и увлекает русского, так это какое-нибудь большое дело — по возможности не для себя и не очень-то понятное. Только здесь разворачивается русский, но опять же — если дело это выходит за рамки гнусно обыденного. Тут и тщета прощается.
А в остальном русскому просто скучно. Не отсюда ли пресловутая русская хандра?
***
Русскость — не фикция, а реальность. Внешне она не очень привлекательна, а притягивает, в том числе и нерусских.
Нет, не одно жизненное пространство влечет к России ту же Европу, не одни ресурсы, не одна возможность эксплуатации — есть здесь своя магия, исходящая именно от русскости, ибо всем хочется быть свободными в духе, все жаждут выйти за пределы опостылевшего бытия. А Русь-Россия как раз и есть беспредельность, за которой, естественно, проглядывает и беспредел, но как же ценна эта беспредельность, коли только она позволяет удерживать что-то трансцендентно-сакральное, еще не организованное, еще не направленное, еще возможное.
Именно в России жизнь упорно ищет жизнь, хотя и никак ее не находит. Ностальгия — по преимуществу русская болезнь. А о чем, собственно, ностальгировать, когда охотно бегут, а вот в Россию как раз не бегут. В нее приходят мучаясь.
Россия — более аид, чем рай, но почему-то аид этот так завораживающе влекущ. Уж не потому ли, что только в России можно наплевать на обыденность, оставаясь при этом человеком, как и наплевать вообще на всякую пошлость, что, собственно, уже и проделала столь ярко и последовательно великая русская литература, невольно представив русскость в искаженно-неприглядном виде.
Ведь кто-то же должен в мире отвергать этот неприглядный человеческий мир целиком? Не приспосабливаться к нему, не переделывать его под свое эго, не встраиваться в него смиренно.
Кто-то же должен нести в себе жажду иного мира, выпестывая какую-то альтернативу существующему порядку вещей?
Есть разные мироощущения, но есть среди них и очень глубокие, исходящие от трансцендентного, от абсолюта. Не оттуда ли и русскость, коли активная поверхность с ней так борется?
Вся обыденность и пошлость мира, особенно западного, ополчилась сегодня на русскость.
Не на Россию даже, а именно на русскость, которая уходит куда-то прячась. Великая идет борьба — не на жизнь, а на смерть!
Обыденность русскости не страшна. Плоскость накинулась на глубину, стараясь ее совсем прикрыть, чтоб ничего уже в ней не просматривалось, а русскость как раз и есть тот самый еще живой канал, который ведет в сакральную глубину — на метауровень. Иссушить, выпарить, испепелить! Не надо русскости миру, ее надо уничтожить, а вот чьими руками? Но руки всегда найдутся, мало ли вокруг русскости всяких нерусских, а в самой России якобы русских бесенят!
Ожесточенная борьба с русскостью доказывает, что русскость явно не фикция, а реальность, как реальностью является явный тупик, в который залетело прогрессивное человечество — и против которого в первую очередь выступает русскость, но не словами или процедурами, а фактом своего реального бытия, что гораздо опаснее слов и процедур.
Русский может вообще молчать и ничего не делать. Даже как будто бы всячески поддакивая, он все равно будет неприемлем и страшен. Нигде нет таких понимающих и таких пророческих глаз.
Русскость — невольная ноша, от которой почему-то многим вокруг становится дурно. Кругом ведь такая терпимость — к самим себе, а у русских все наоборот — не любят они себя, ибо понимают, что любить-то, собственно, не за что.
Вот почему любовь свою они направляют на несбыточное, но чудесным образом возможное, видя в каждом из себе подобных такого рода чудесную возможность.
Человек в русскости — очень уж сложное существо, и главное — существо какой-то невозможной возможности. Любить за такую вот возможность — всякий ли сможет?
***
Что же такое русскость?
Отрицание того, что миру кажется полным великого смысла, как и утверждение того, что миру кажется совершенно бессмысленным, ибо русскость восходит к большим смыслам, которые на уровне малых смыслов не улавливаются.
Русскость — совесть мира, а какой-такой правильный смысл вообще может быть у совести? Отсюда русскость — бессмысленность, вот почему ее и надо убить миру, но именно поэтому она и бессмертна. Мир убьет себя раньше, чем он прикончит русскость, которая есть противник этого мира — мира князя, а потому ее суть и миссия бодрой науки и доброй философии совсем и не по зубам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 524 (49 2003)"
Книги похожие на "Газета Завтра 524 (49 2003)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра Газета - Газета Завтра 524 (49 2003)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 524 (49 2003)", комментарии и мнения людей о произведении.