» » » » Моисей Альтшулер - Спор в иудейский новый год


Авторские права

Моисей Альтшулер - Спор в иудейский новый год

Здесь можно скачать бесплатно "Моисей Альтшулер - Спор в иудейский новый год" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Госполитиздат, год 1961. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Моисей Альтшулер - Спор в иудейский новый год
Рейтинг:
Название:
Спор в иудейский новый год
Издательство:
Госполитиздат
Год:
1961
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Спор в иудейский новый год"

Описание и краткое содержание "Спор в иудейский новый год" читать бесплатно онлайн.



Иудаизм, как и любая другая религия, несовместим с жизнью, взглядами и интересами советского человека. Он опутывает его сознание, сковывает ум и волю, мешает ему в полную меру своих сил трудиться во имя построения счастливого будущего на земле. Догмы вероучения, мелочные предписания на все случаи жизни, запутанные обряды — все это чуждо современному человеку. И тем не менее есть еще люди, которые слепо, часто по привычке, следуют установившейся традиции и покорно выполняют все требования религии. Таким людям поможет сделать первый шаг в деле сознательного освобождения от пут иудаизма брошюра М. С. Альтшулера «Спор в иудейский новый год». Брошюра написана в форме беседы атеиста с верующим. Такая форма изложения материала не является чисто литературным приемом. Она преследует цель дать наглядное представление о методике, которую следует применять при индивидуальной работе с верующими. Поскольку для критики религиозных догм автор привлекает главным образом Пятикнижие, признаваемое «богооткровенной» книгой как в иудаизме, так и в христианстве, брошюра окажется полезной для широкого круга читателей.






— Я помню этот завет. Покажи, где это сказано. Нужно знать досконально.

— Вот первоисточник: книга Исход, глава 23. До того как Ягве стал почитаться единственным богом иудеев, жертвы приносились на местных жертвенниках разным богам, в разных местах, в разных селениях, даже в отдельных семейных дворах. Когда бог Ягве провозглашен был единственным богом иудеев, все жертвы стали приносить исключительно ему, через его жрецов, в его храме в Иерусалиме.

Культ Ягве не смог, однако, полностью ликвидировать существовавшие до него культы разных богов. Не мог новый культ ликвидировать и старые праздники, искоренить старые традиции, представления, верования, связанные с праздниками. Пришлось влить старое вино в новые меха.

Праздники древнейших времен связаны были в основном с явлениями природы, с хозяйственной деятельностью, с образом жизни людей того времени. Дни сева, уборки урожая, сбора фруктов, дни размножения скота играют большую роль в экономической жизни человека.

И человек особо отмечает эти дни. Это дни радости, а иногда (в неурожайный год) и дни печали. В праздничные дни, в дни радости, человек позволяет себе лучше покушать и попить, он танцует, поет, играет на музыкальном инструменте. Он веселится и благодарит своего бога (или своих богов), требует у своего бога, молит его, а то и угрожает ему. Был год урожайный, была охота счастливой — человек ест всласть, угощает своего бога (или богов), духов своих предков вкусным куском, приглашает их к своему столу принимать участие в трапезе. Я думаю, что ты мог бы вспомнить о некоторых следах такого рода гостеприимства (приглашение духа к столу) и в иудейских обрядах.

— Могу и скажу: приглашение пророка Ильи к пасхальной трапезе. Для него ставят специальный бокал с вином на столе. Словом, ты хочешь сказать: пережитки капитализма в сознании людей.

— Не капитализма даже, а родового строя…

— Хорошо. Но ты как будто начал рассказывать о происхождении рошашоно.

— И продолжаю. Мы уже говорили с тобой о том, что иудеи вели свое времясчисление по луне. В разных местах Библии приводятся, однако, разные начала года. Какой месяц евреи сейчас считают первым месяцем года?

— Месяц нисон.

— Весенний месяц?

— Совершенно правильно.

— А новый год?

— В первый день тишри.

— То есть осенью. Итак, первый месяц года весной, а первый день года осенью. И все это по Библии. Именно так и сказано в книге Исход про месяц, который обозначается сейчас наименованием «нисон»: «Месяц сей да будет началом месяцев, первым да будет он у нас между месяцами года».

— Выходит, так.

— А в книге Исход мы читаем, что праздник кущи является концом года. Надо, по-видимому, считать, что начало следующего года должно идти после кущей. А рошашоно, как известно, празднуется за две недели до кущей. Я мог бы тебе привести еще ряд начал года по Библии.

— Чем ты это объясняешь?

— Тем, что разные части Библии созданы в разные времена, в разных местах, у разных племен. Рошашоно был праздником начала года. Это был веселый праздник — время сбора фруктов. Приносили в эти дни жертвы богам и трубили в трубы. Шойфер был тогда примитивным музыкальным инструментом, каким он и до сих пор остался в некоторых местах у пастухов. Играя на этом музыкальном инструменте, люди выражали и радость и горе. «И Давид, и весь дом Израилев несли ковчег Ягве с радостными восклицаниями и трубными звуками» (звуками шойфера), — рассказывается во второй книге Самуила.

Но религия превращает народные обычаи и обряды в ритуал и тем самым меняет и самый характер обряда. Возьмем, к примеру, распространенный в народе обычай пить вино в праздничные дни, что придает празднованию веселье, создает приподнятое настроение.

— Если не злоупотребляют этим обычаем.

— Злоупотребление во всех делах вредно. А религия именно злоупотребляет народными обычаями.

— Например?

— Я и хочу привести в пример обычай пить вино во время трапезы в пасхальную ночь. Бокалы вина превращаются в символы связи с богом, с духами. Для пророка Ильи стоит на столе специальный бокал. Илья как будто невидимкой присутствует на трапезе. Так обстоит дело и с шойфером. Обычный музыкальный инструмент, распространенный в народе, превращен был в священный предмет ритуала. Религия придала шойферу мистический характер: звуки этой трубы якобы устрашают сатану (а вместе с ним и верящих в его существование); эти звуки обладают такой таинственной силой, что от них рухнули стены Иерихонской крепости.

— Иерихонская труба! Шутка ли!

— У меня впечатление, что ты сам иронизируешь над этими библейскими легендами.

— Рассказывай дальше. Я уже не в хедере, а где-то в уголке синагоги, где ешиботники[12], вкушавшие тайком от яблока просвещения, начинают высказывать свои сомнения в святости «священных» книг.

— А я совращаю малых сих. Продолжаю. Старые праздники, связанные с экономической деятельностью людей, — весенние и осенние праздники сева, уборки урожая с полей и садов — жрецы старались связать с, именем бога Ягве и его могуществом. Жрецы централизованного бога в централизоэанном государстве, в котором вся власть над людьми в руках монарха, передают судьбы народа во власть одного небесного самодержца, — Ягве, который все умеет, реем владеет, всем распоряжается., Старые праздники старых богов стали праздниками бога Ягве. Но характер этих праздников остался неизменным.

Следы такого характера праздников сохранились и др наших дней. Иудеи считают обязательным вкушать в рошашоно свежие плоды и произносить при этом специальную. молитву — шехиону. Остался, как тебе известно, обычай кушать в этот день мед. Какую ты при этом произносишь молитву?.

— Такую, какую ты и твои родители произносили.

— Мы просили бога послать нам хороший, сладкий год. Кушая мед, мы показывали богу, каким именно должен быть этот год — сладкий, приятный. Так же верующие евреи показывают луне, что она должна делать: не дать врагам дотрагиваться до них, молящихся. (Такие действия, которые показывают божеству, что и как она должно делать, называются магией.)

Одними административными мерами невозможно было изменить отношение людей к этим праздникам и к их богам. Нужны были новые мотивировки, которые воздействовали бы на сознание людей. Как же связать начало года с именем Ягве? На этот вопрос отвечает Талмуд. В трактате «Рошашоно» сказано, что бог Ягве судит мир четыре раза в году: в пасху он выносит решение, каков будет урожай полей в этом году; в праздник седмиц он устанавливает урожай садов; в новый год (рошашоно) он выносит свой приговор в отношении судьбы людей; в праздник кущи он решает вопрос об осадках на год. Рошашоно был объявлен днем божьего суда над людьми.

Рошашоно — первый день суда Ягве над людьми, а иомкипур — последний день этого суда. В дни рошашоно бог выносит свой приговор, в день иомкипур он его подписывает. В «десять дней покаяния» ты должен заслужить у бога благоприятного решения суда над тобой.

— Да, так я это делаю, беседуя с тобой.

— Колеблются, по-видимому, устои. Хотел бы я знать, что ты скажешь про такое мероприятие избавления от грехов, как ташлих.

— Вряд ли оно сейчас практикуется в Советском Союзе.

— Всего лет 30 тому назад в первый день рошашоно я видел в Москве такую картинку: на берегу Москвы-реки, против электростанции, стояла группа евреев, человек пятнадцать — двадцать, читали какую-то молитву, а затем вытряхивали свои карманы, потрясали полы своих пальто… и ушли. Не припомнишь ли ты, какую они при этом читали молитву?

— Припомню, хотя я уверен, что ты сам это хорошо знаешь и помнишь. Они читали отрывок из книги пророка Михея: «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши».

— Вот именно! Они сбрасывали в Москву-реку свои грехи! О подобном методе избавления от грехов ты можешь прочитать в книге Фрезера «Золотая ветвь». Он приводит ряд рассказов очевидцев об обрядах избавления от грехов у разных отсталых племен Африки и Азии.

Так, в век электричества и атомной энергии люди (верующие в бога Ягве евреи) совершают обычаи, весьма сходные с обычаями племен, стоящих на очень низком уровне развития.

Кстати, Мендель, ты на днях, перед судным днем, купишь себе петуха?

— А ты можешь составить мне протекцию в этом деле? Может быть, у тебя есть связи с птицефермой? Живого петуха не так-то легко купить в Москве. Я понимаю, Соломон, куда ты метишь этим вопросом. Нет, в Москве я этим делом заниматься не буду. Как говорится у нас где-то в каком-то писании: один грех влечет за собой другой. Я здесь сплошной грешник — с головы до ног.

— А скажи честно: дома ты купил бы петуха?

— Купил бы и петуха и курицу. Для себя и для моей старухи.

— А зачем тебе этот петух?

— Затем, чтобы он будил меня к заутрене. Ты спрашиваешь, зачем? Ты хочешь, чтобы я тебе ответил, что он мне нужен на капорес? Ну, нужен на капорес.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Спор в иудейский новый год"

Книги похожие на "Спор в иудейский новый год" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Моисей Альтшулер

Моисей Альтшулер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Моисей Альтшулер - Спор в иудейский новый год"

Отзывы читателей о книге "Спор в иудейский новый год", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.