» » » » Елена Обичкина - Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире


Авторские права

Елена Обичкина - Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Обичкина - Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Мгимо, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Обичкина - Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире
Рейтинг:
Название:
Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире
Издательство:
Мгимо
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-9228-0171-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире"

Описание и краткое содержание "Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена ключевой проблеме французской дипломатии - удержанию статуса державы с глобальной ответственностью. Автор совмещает два поля исследования: - во-первых, концепции и теории, представления о подобающем месте Франции в мире в меняющихся временных и международных координатах, во-вторых, деятельность французской дипломатии, стратегия, тактика и средства утверждения планетар- ной роли страны по окончании холодной войны.Монография адресована специалистам и студентам, изучающим международные отношения, в первую очередь, франковедам.






П.Лелуша246, который лёг в основу линии Ширака, характеризуется, прежде

всего, упорным неприятием превосходства институтов Сообщества над

межправительственными органами. В докладе Лелуша сказано: «Не может

быть и речи о том, чтобы создать европейское сверхгосударство/…/. С

институциональной точки зрения центр политической гравитации (ЕС) не

должен сосредотачиваться в паре Комиссия-Европарламент/…/, но, наоборот, в представительных органах государств, которые только и

являются источником демократической легитимности Союза, т.е. в Совете и

в парламентах”247.

Конкретные предложения Франции сводились к следующему:

- Францию не устраивало постоянное стремление Комиссии идти

дальше полномочий, которые ей законно приданы основополагающими

документами ЕС. По мнению Ж.Ширака, КЕС должна остаться органом, вносящим предложения, в то время как принятие решений остаётся за

Советом ЕС; Комиссия должна получать от Совета императивный мандат; - национальным парламентам следует поставить европейские органы

под свой контроль;


245 В частности, это предложение изложено в европейской программе ХДС-ХСС, опубликованной в дек.1994

г.

246 О происхождении доклада см. выше.

247 Vers l’Europe que nous voulons: les enjeux de la Confйrence intergouvernementale de 1996. Р. 9.

138

- для этого необходимо учредить Парламентскую конференцию, состоящую наполовину из членов Европарламента, наполовину из депутатов, назначенных национальными парламентами, что в глазах Франции

усилило бы легитимность Европейского сообщества.

- Французский проект поднимал также вопрос о председательстве в

Комиссии: оно ограничено полугодом, что было целесообразным, когда в

ЕЭС было шесть членов. Но с увеличением числа членов до 15 и далее

полугодовой мандат оказывается слишком коротким для того, чтобы

обеспечить преемственность деятельности. Кроме того, в области внешней и

оборонной политики, где председательствующий должен представлять ЕС на

международной арене, “чередование политических деятелей с ограниченным

мандатом не может обеспечить Европе заслуживающий доверия имидж”248.

Поэтому Франция предложила, оставив в управлении Общим рынком

прежний принцип, учредить должность комиссара ЕС по внешней политике

и политике безопасности - “M. ou M-me PESC”. Социалист М.Рокар

посчитал это предложение «закамуфлированным отказом» от совместной

выработки и проведения под единым руководством внешней и оборонной

политики ЕС249. Тогда оно не встретило также особой поддержки у партнёров

Франции. Снижая роль председателя Комиссии, введение нового поста

усложняло конструкцию европейского здания: оставалось непонятным, кто

будет в таком случае ключевой фигурой ЕС: председатель Комиссии или

уполномоченный по внешней и оборонной политике? Между тем, в ответ на

уступки по вопросам организации ЭВС в пользу германской позиции, Франции удалось добиться формальной победы в этом вопросе: Амстердамский договор предусматривал утверждение должности


248 Прат А. Франция в Европе.- М.: Воскресенье, 1996, с.103.

249 Rocard M., Les cinq cent jours…, op.cit. Р.35.

139

Генерального секретаря ЕС, ответственного за совместную внешнюю и

оборонную политику250.

*

Что касается будущей архитектуры Европы, то французское

правительство, считая, что речь идёт о длительном и плохо предсказуемом

процессе, выдвинуло идею «трёх кругов»: первый – это круг стран-членов

ЕС, второй – внешний круг партнёрства и третий – круг стран ЕС, связанных

отношениями «усиленной солидарности» (solidarite renforcйe)251. Сопоставляя

эту идею с немецким планом создания «твёрдого ядра» и периферийных

кругов европейского единства, французы настаивали на кардинальном

различии между понятиями «усиленной солидарности» и «твёрдых ядер»: последнее они считали закрытым и «сосредоточенным на себе самом», в то

время как план Франции означал усиленную солидарность между пилотами

европейской интеграции, в частности между Германией и Францией, открытую для присоединения других стран, а потому способную стать

двигателем политической конвергенции внутри ЕС. Франция предложила

учредить Европейскую конференцию с участием членов ЕС и стран-

кандидатов, в рамках которой все кандидаты получили совещательный голос.

Реализация этого предложения стала успехом французской дипломатии.

Для примирения двух линий развития ЕС – его расширения и

углубления – А.Жюппе предлагал Союзу сосредоточить свои действия на тех

направлениях, где интеграция оказывается эффективнее национальной

политики (в духе принципа субсидиарности ) и стимулировать те страны, которые готовы дальше двигаться вперёд, а не отстающие, составляющие

негативное исключение. Движение вперёд предусматривало создание


250 СВПБ – совместная внешняя политика и политика безопасности (фр. – PESC – Politique йtrangиre et de securitй commune). В 1999 г., после косовской операции НАТО, первым на этот пост был назначен

Х.Солана, бывший Генеральный секретарь НАТО.

251 PE, 1995, NІ1. P.247.

140

экономического и валютного союза (ЭВС – UEM)252 и стремление к единой

внешней политике и политике безопасности (PESC)253.

*

Учреждение Экономического и валютного союза было одним из

достижений Ф.Миттерана, стремившегося таким образом с“вязать”

возросшую экономическую мощь объединённой Германии в Европе. По сути, ЭВС означает отказ стран-участниц от одного из главных слагаемых

суверенитета – независимой валютно-финансовой политики. Между тем, реализовать идею этого союза предстояло голлисту Ж.Шираку. До своего

избрания президентом Ж.Ширак в целом принимал идею ЭВС, но настаивал

на проведении национального референдума по этому вопросу. Но став

президентом, он отказался от референдума и высказался за сокращение

бюджетного дефицита, необходимого условия перехода к евро с 1 января

1999 г.254. Франция и Германия были согласны в том, что ЭВС должен

способствовать углублению политической интеграции, однако вплоть до

саммита ЕС в Люксембурге255 они расходились в вопросе о контроле над

Центральным европейским банком (ЦЕБ).

Франция стремилась ограничить наднациональный характер

институтов валютного союза. При обсуждении Пакта стабильности и

будущего ЦЕБ накануне Европейского совета в Дублине (во время

неоднократных встреч с Г.Колем) Ж.Ширак, вразрез с позицией Германии, отстаивал принцип политического межправительственного контроля над

деятельностью ЭВС. Германия выступала за включение в Пакт стабильности

санкций против страны, не соблюдающей экономические критерии, предусмотренные Пактом. Начиная с П.Береговуа, французы называли


252 UEM – Union Economique et Monйtaire.

253 PESC – Politique йtrangиre et de securitй commune.

254 26 октября 1995 г. См.: Le Monde, 27 oct.1995.

255 12-13 декабря 1997 г.

141

искомый межправительственный орган “экономическим европейским

правительством”.

Кроме того, Франция хотела сохранить за Экономическим и

финансовым советом, состоящим из министров экономики и финансов стран-

участниц, контроль над обменным курсом евро. Этот “Совет евро” должен

был стать “политическим собеседником” ЦЕБ.

Таким образом, Франция стремилась обеспечить примат политических, межправительственных органов над технократическим ЦЕБ, в то время как

Германия хотела распространить на бюджетную политику стран ЕС логику

“автопилотажа”256, изъяв эту политику из сферы политических амбиций и

страстей на национальном и на европейском уровне.

На Брюссельской встрече в верхах в мае 1998 г. по вопросу о ЦЕБ

Ж.Ширак высказался против подотчётности управляющего ЦЕБ главам

центральных банков стран-членов союза в пользу его подотчётности главам

государств и правительств или парламентским представителям, т.е.

национальным представительным органам (Европейскому совету, Совету

министров экономики и финансов, Европейскому или национальным

парламентам).

В 1997 г. Франция согласилась подписать Пакт стабильности только в

обмен на обещание Коля создать “политический противовес” ЦЕБ. Она

предложила учредить политический орган, наделённый широкими

полномочиями по контролю над деятельностью Банка – “Совет

стабильности”. Кроме того, Ж.Ширак считал, что хотя директор ЦЕБ должен

быть независимым от правительств, его кандидатуру следует обсуждать


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире"

Книги похожие на "Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Обичкина

Елена Обичкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Обичкина - Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире"

Отзывы читателей о книге "Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.