Галина Смирнова - Опыт ливийской революции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Опыт ливийской революции"
Описание и краткое содержание "Опыт ливийской революции" читать бесплатно онлайн.
В монографии исследуется социально-экономическое развитие современного ливийскоrо общества: освещаются реформы, осуществленные после ликвидации монархического режима,_изменения в экономической и политической структуре, реализация некоторых положений концепции ливийской революции, изложенных М. Каддафи в "Зеленой книге".
?
Сельское хозяйство,
мелиорация и освоение земель
3 100
16,7
Легкая прожшленность
I 200
6,5
Тяжелая прошшленность
2 730
14,7
Нефть и использование газа
200
1.0
Образование
100
5,4
Информация и культура
150
0,8
Трудовые ресурсы
150
0,8
Здравоохранение
560
3,0
Социальное обеспечение
130
0.7
Массовый спорт
100
0,5
Хилищное строительство
I 700
9,1
Коммунальное хозяйство
I 300
7,0
Кошдуникации и морской транспорт
2 100
22,7
Прочие
580
3,0
Резерв на объекты
I 500
8,1
Всего
18 500
100,0
Как показывают приведенные выое данные, на развитие промы¬
шленности выделялось 27? всех ассигнований, гораздо больше, чем в предыдущих планах. Для прошшленности были запланированы
саше высокие темпы роста - 21,6$? против 9,4? в целом для эко¬
номики и 7,4 для сельского хозяйства. Особенно высокие темпы
роста предусматривались дня новых в стране отраслей обрабаты¬
вающей прошшленности - металлургической - 52,7?, химической -
36,9? В течение второй пятилетки предполагалось завершить
строительство первой очереди металлургического комбината в Ми-
сурате, нефтеочистительного завода в Рас-эль-Ануфе, начать со¬
оружение алюминиевого комплекса в Зуваре. Намечалось усилить
загрузку производственных мощностей действующих предприятий с
54 до 85?. В результате более высоких по сравнению с другими
отраслями экономики темпов роста доля обрабатывающей промышлен¬
ности в ВВП должна была возрасти с 2,4? в 1981 г. до 6,3? в
1985 г.
Предполагалось построить и модернизировать II электростан¬
ций, в том числе в Эз-Зувайтине (мощностью 720 Шт ), в Себхе
и Серире (350 МВт каждая), расширить электростанции в Хомсе и
Бенгази-Северную. В результате производственная мощность элект¬
ростанций должна увеличиться с 4800 до 9400 Ют»ч, а установ¬
ленная мощность - с 1950 до 3970 МВт .
114
Большой объем работ планировалось провести за пятилетие в
области сельского хозяйства, в том числе завершить освоение
66,3 тыс.орошаемых земель, произвести лесопосадки на площади
228,9 тыс.га, высадить I млн. фруктовых деревьев, увеличить
число животноводческих ферм более чем в 3 раза - с 28 до 92 и
т.д. Путем переброски воды (около 700 млн.М^ в год) из районов
Тазербо и Западного Серира в центральную часть страны планиро¬
валось оросить еще 50 тыс.га земель. йи взят курс на создание
агропромышленных комплексов. Решения основной задачи - увеличе¬
ния самообеспеченности основными сельскохозяйственными продук¬
тами - было намечено добиться прежде всего путем интенсифика¬
ции сельскохозяйственного производства: улучшения методов об¬
работки земли, применения минеральных удобрений, рационально¬
го использования подземных водных ресурсов, быстрейшего завер¬
шения строящихся сельскохозяйственных объектов. Предусматрива¬
лось также организовать обучение фермеров современным методам
ведения хозяйства, улучшить их медицинское обслуживание, жилищ¬
ные условия.
Для нефтяного сектора, напротив, планировалось постепенное
снижение добычи нефти. Соответственно должен был сокращаться
и ее экспорт (прамерао на 7,558 в год), но одновременно намеча¬
лось увеличивать экспорт нефтепродуктов (ежегодный рост на
23,358).
Крупные ассигнования были выделены на развитие образования.
Основной задачей было поиниение уровня квалификации местной
рабочей силы. За пятилетие было намечено завершить строительст¬
во университета в Марса-эль-Бурейке, открыть четыре педагоги¬
ческих института и четыре института прикладной геологии. Боль¬
шое внимание уделялось также развитие здравоохранения и жилищ¬
ного строительства.
Хотя второй пятилетний план, несомненно, свидетельствовал
о более высоком уровне государственного регулирования экономи¬
ки, поскольку была создана реальная бага для его осуществления
в виде расширявшегося государственного сектора, многие его
проекты не отражали реальных потребностей экономики, а некото¬
рые выдвинутые цели были завышенными.
В процессе выполнения плана возникли определенные труднос¬
ти, что было связано с ухудшением конъюнктуры на мировом рынке
нефти. С 1981 по 1984 г. цены на нефть снизились на 4058. В ре¬
зультате доходы страны от экспорта нефти резко уменьшились: с
8-2 449
115
22 млрд.долл. в 1980 г. до 14 млрд. в 1982 г., 8,2 млрд. в
1985 г. и 5 млрд.долл. в 1986 г. . 6 1982 г. США наложили на
Ливию экономическое эмбарго и прекратили закупки у нее нефти.
Это еще больше обострило для Ливии проблему сбыта.
В ноябре 1983 г. установленная для Ливии квота добычи неф¬
ти была уменьшена *на 10$ - с 53,5 млн. до 48 млн.т в год. На
состоявшемся в июле 1984 г. в Вене совещании стран - членов
ОПЕК было принято решение о сохранении квот стран-участниц
(креме Нигерии) и пен на нефть на прежнем уровне.
В результате падения доходов от нефти финансово-экономи¬
ческое положение Ливии ухудшилось. Основными проблемами стали
платежи по импорту и по контрактам, заключенным с иностранны¬
ми фирмами. В октябре 1981 г. ливийский внешнеторговый банк
впервые эа всю свою деятельность был вынужден сделать заем на
международном валютном рынке на сушу в 200 млн.долл. сроком
на семь лет для погашения просроченных платежей по импортным
операциям ^.
В эгид условиях правительство Ливии было вынуждено прово¬
дить политику жесткой экономии свободно конвертируемой валюты, а также прибегнуть к дефицитному финансированию, сократить им¬
порт, начать постепенное снижение численности иностранной рабо¬
чей силы и сокращение переводов эа границу иностранными рабочи¬
ми, направление в сферу производства национальных кадров, пере¬
смотреть бюджеты и план социально-экономического развития, за¬
морозить или отменить некоторые проекты, не имеющие жизненно
важного значения для ливийской экономики. Общая суша ассигно¬
ваний, выделяемых на осуществление плана, была сокращена с
18,5 млрд. до 11,8 млрд.лив.дин., т.е. на 36$. Стоимость импор¬
та снизилась с 2,1 млрд.лив.дин. в 1982 г. до 1,7 млрд. в
1984 г. Были отложены подписание контрактов на строительство
ТЭС в Ээ-Зувайтине, химического комплекса в Мараде, переговоры
о строительстве ТЭС в Меллите, алшиниевого завода в Зуваре, атомной электростанции в Сурге и некоторых других объектов, ан¬
нулированы около 30 контрактов, главным образом в области стро¬
ительства железных дорог и зданий. На состоявшейся в 1984 г.
УШ сессии ВНК Каддафи отметил, что основное внимание необходи¬
мо уделить сокращению импорта, экономии средств и повышению
эффективности труда во всех отраслях экономики.
В условиях ограниченности финансовых средств ассигнования
на развитие экономики подверглись дальнейшему сокращению. По
бюджету развития 1983 г. они составили 2,37 млрд.лив.дин. про-
116
твв 2,6 млрд. в 1982 г. в 2,81 млрд. в 1981 г.. Фактические ас¬
сигнования по бюджету развития в 1982 г. составили 2100 млн.лив.
дин., т.е. немногим более 805? запланированных Ассигнования
на развитие прошшленности были сокращены по сравнению с 1982 г.
на 19,2$, транспорта и связи - на 14,9$, энергетики - на 9,65?
и жилищного строительства - на 9,3$.
Официальные данные о доходах и расходах государственного
бюджета в 1983 г. не были опубликованы. Однако известно, что
поступления от экспорта нефти превысили 75$ доходной части
бюджета. Поступления в государственный бюджет за счет внутрен¬
них источников в 1984 г. составили 900 млн.лив.дин. вместо
запланированных 1,2 млрд., что объяснялось невыполнением ря¬
дом отраслей плановых показателей по доходам, недобором пош¬
лин и налогов из-за сокращения импорта и числа намеченных к
осуществлению проектов. Общие бюджетные расходы в 1984 г. бы¬
ли равны 5,6 млрд.лив.дин., или 18 млрд.долл. (эта цифра не
включает военные расходы, которые, по оценке арабских источ¬
ников, составляли около 3,7 млрд.лив.дин.). Общая сумма дохо¬
дов не превышала 3,9 млрд. лив. дин .Государственный бюджет в 1984 г.
был сведен с отрицательным сальдо; превышение расходов над до¬
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Опыт ливийской революции"
Книги похожие на "Опыт ливийской революции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Галина Смирнова - Опыт ливийской революции"
Отзывы читателей о книге "Опыт ливийской революции", комментарии и мнения людей о произведении.