» » » » Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941


Авторские права

Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941

Здесь можно скачать бесплатно "Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941
Рейтинг:
Название:
Воздушная война над СССР. 1941
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4444-0711-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воздушная война над СССР. 1941"

Описание и краткое содержание "Воздушная война над СССР. 1941" читать бесплатно онлайн.



Чуть ли не единодушным стало мнение о том, что советская авиация в 1941 году не оказывала серьезного сопротивления люфтваффе. Неопытные советские летчики на устаревших самолетах, при общей неразберихе и бездарном командовании якобы не могли на равных воевать с немцами. Утверждают даже, что советские асы в конце войны не приблизились к боевым достижениям лучших немецких пилотов, а советские авиаконструкторы не могли угнаться за инженерной мыслью Германии. Так ли это было на самом деле? Военный историк Г.В. Корнюхин развенчивает сегодняшние мифы о воздушной войне 1941 года. Он развертывает перед читателем потрясающую, полную драматизма картину военного противостояния, в котором в полной мере проявились героизм и мужество нашего народа.






Бомбы мы немцам сбросить не дали. Их уцелевшие бомбардировщики убрались восвояси. После этого боя на земле нашли обломки нескольких машин. Может быть, здесь и моя работа сказалась. Разве точно установишь, кто сбил? И не так уж это важно. Сбит фашист — значит все в порядке».

После возвращения на свой аэродром летчики 145-го ИАП заявили о трех воздушных победах. Еще 10 самолетов противника записали на свой счет истребители 52-го САП Северного флота, три из них пополнили список майора Сафонова. За образцовое выполнение боевых заданий Борису Феоктистовичу Сафонову 16 сентября 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Современные западные источники подтвердили потерю 15 сентября только четырех самолетов люфтваффе (трех Ju 87 и одного Bf 110), но, вероятно, данные эти неполные.

Немецкое наступление удалось остановить 23 сентября 1941 года одновременным ударом 14-й и 186-й стрелковых дивизий, и в итоге разгромленные полки вермахта откатились назад за реку Западная Лица. Как на мурманском, так и на кандалакшском направлениях фронт стабилизировался и оставался в таком состоянии до осени 1944 года.

Сентябрь 1941 года был отмечен также появлением на Карельском фронте английских летчиков.

В начале Великой Отечественной войны влиятельные круги США и Великобритании заняли выжидательную позицию в вопросе об оказании крупномасштабной помощи СССР. Они считали, что русские потерпят крах в боевых действиях в течение 5–6 недель и поэтому вся поставленная им военная техника неминуемо попадет в руки врага. Тем не менее британский премьер-министр Черчилль, для которого эта война стала вопросом жизни и смерти Англии, а вслед за ним и американский президент Рузвельт, уже в июне 1941 года выступили с обращением оказать всю возможную помощь СССР. 12 июля в Москве было подписано «Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии». В качестве дальнейшего шага У. Черчилль написал 21 июля в послании И.В. Сталину: «Мы также изучаем возможность базирования на Мурманск нескольких эскадрилий британских самолетов-истребителей». Для реализации этого плана в Великобритании было сформировано специальное 151-е авиакрыло под командованием подполковника X. Рэмсботгома-Ишервуда. В состав авиакрыла вошли 81-я и 134-я эскадрильи, оснащенные истребителями Харрикейн Mk ИВ. Пилоты подбирались достаточно опытные, и многие из них участвовали в воздушных сражениях во время «битвы за Англию». Основными задачами авиакрыла являлись демонстрация военной мощи, оказываемой союзниками СССР, ознакомление советских летчиков с британской техникой и усиление авиации Северного флота, защищавшей с воздуха транспортные морские коммуникации в районе Мурманска.

Для переброски 151-го авиакрыла в СССР использовалось несколько путей: основная часть личного состава (включавшего в себя около 30 пилотов, почти 100 офицеров управления и около 400 человек обслуживающего персонала) отправилась на пароходах через Архангельск с упакованными в контейнеры 15 «харрикейнами» и на авианосце «Аргус», где разместили еще 24 истребителя.

Конвой PQ-0 с английскими летчиками и самолетами 151-го авиакрыла прибыл в Архангельск 31 августа. К 12 сентября все 15 «харрикейнов» были собраны на аэродроме в центре города и своим ходом вылетели к Мурманску. Оставшиеся 24 истребителя поднялись с палубы «Аргуса» 7 сентября и приземлились на аэродроме Ваенга.

После трех дней отдыха англичане начали боевые действия на Карельском фронте 11 сентября 1941 года. В дневнике авиакрыла появилась запись: «Разведывательный полет над линией фронта 81-й и 134-й эскадрилий. Никаких боев, никаких потерь».

12 сентября англичане выполнили уже шесть вылетов на патрулирование и сопровождение бомбардировщиков, и на этот раз без стычек с противником не обошлось. В дневнике было отмечено:

«…Вражеские бомбардировщики были замечены первым патрулем из трех самолетов 134-й эскадрильи, но сумели уйти. Во втором патрульном вылете два самолета 81-й эскадрильи атаковали одиночный Мессершмитт Bf 110 и повредили его…

При третьем вылете три «харрикейна» из 134-й эскадрильи сопровождали эскадрилью советских бомбардировщиков; к встрече с противником дело не дошло. При четвертом полете три самолета 134-й эскадрильи снова прикрывали советские бомбардировщики — без встречи с врагом. Четыре истребителя 81-й эскадрильи во время пятого вылета предприняли атаку на четверку Мессершмиттов Bf 109 и один «хеншель» (Hs 126). Два самолета Bf 109 были сбиты, один уничтожен вероятно, а «Хеншель» — поврежден.

В ходе шестого вылета пять «харрикейнов» из 134-й эскадрильи напали на три бомбардировщика противника, которые пытались совершить налет на Архангельск. Враг не принял боя и поспешно сбросил бомбы, не доходя до цели. Четыре Bf 109, сопровождавшие эти бомбардировщики, от боя уклонились.

Свои потери за день: один самолет и один погибший пилот, сержант Н. Смит. Потери противника: три самолета сбиты, один сбит правдоподобно, один поврежден».

Норман Смит оказался первой и единственной потерей среди британских летчиков 151-го авиакрыла за полтора месяца боевых действий в Заполярье. Из-за плохой погоды и общего затишья на фронте воздушные поединки происходили тогда довольно редко. Второй крупный бой англичан состоялся лишь 6 октября во время отражения немецкого налета на аэродром.

«В полдень состоялся налет вражеских бомбардировщиков, — вспоминал британский авиатехник X. Гриффит. — Погода переменилась к лучшему, и высокая облачность дополнялась прекрасной видимостью. Рев сигнальной сирены, падение бомб и залпы зенитной артиллерии — все это происходило почти одновременно. Руководство авиакрыла, привыкшее уже к этой рутине, сразу после следующих сильных бомбовых взрывов бросилось в укрытие и из траншеи следующие 15 минут наблюдало за небом, быстро заполнявшимся разрывами снарядов советских зениток и взлетающими «харрикейнами». Это было великолепное зрелище, хотя большая его часть оказалась вне поля нашего зрения. Время от времени до командиров доходили по телефону данные о потерях и результатах боя. Несмотря на большой налет, его результаты были смехотворны. Из бомб, сброшенных на аэродром, одна попала в наш «заезженный» транспорт, разбила ему переднее стекло и посекла шины. Один из механиков лично вытащил из своей ноги осколок, после чего отправился на рентген. Другого механика осколок ударил по голове, возможно, это был просто ком земли, — но на его голове осталась слабая отметка. Наш неутомимый инженер постоянно бегал с одного конца ремонтной площадки к другому, но не получил даже царапины. Все пилоты были либо уже в воздухе, либо взлетали, чтобы перехватить противника. Три вражеских самолета были сбиты, причем сбиты наверняка (два Ju 88 и один Bf 109). Три других Юнкерса Ju 88 попали в категорию вероятно сбитых, а шесть прошли в списке в качестве поврежденных. Все наши самолеты возвратились назад, один самолет с пробоиной от снаряда, а другой — с несколькими пулевыми пробоинами. В качестве «потери» можно было привести только пилота Скота Эдмистона, у которого бомба взорвалась прямо перед взлетающим самолетом, в результате чего остановился мотор. Пилот выпрыгнул из кабины на крыло и взрывом другой бомбы был сброшен прямо в большую лужу, но остался невредим».

До 20 октября 1941 года, когда британские летчики получили приказ о возвращении на родину, они совершили 365 самолетовылетов и сбили, по разным оценкам, от 12 до 16 немецких самолетов. За успехи в боях четверо английских пилотов (подполковник X. Рэмсботгом-Ишервуд, командиры эскадрилий Э. Рук и Э. Миллер, а также сержант И. Хоу) были награждены орденом Ленина. Последняя партия англичан покинула аэродром Ваенга

16 ноября, передав «харрикейны» советской авиации Северного флота. Эти самолеты поступили во вновь сформированный 78-й истребительный авиаполк, командование над которым принял майор Сафонов. Хотя «харрикейны» в то время уже явно отставали по летным характеристикам от новых немецких и советских самолетов, тем не менее они существенно усилили истребительный парк ВВС Северного флота, состоявший в основном из устаревших машин И-15бис, И-153 и И-16.

Осенью 1941 года началось формирование и новых истребительных авиаполков в 14-й армии. Их первоначально вооружали советскими самолетами МиГ-3 и ЛаГГ-3, а с начала 1942 года — английскими «харрикейнами» и американскими Р-40, поступающими в СССР в возрастающем количестве согласно договору о ленд-лизе.

С наступлением зимы стало окончательно ясно, что немецкие планы захвата Кольского полуострова полностью провалились. Не имея значительного перевеса в силах, части вермахта на мурманском направлении смогли продвинуться всего лишь на несколько десятков километров. Не добились особых успехов и подразделения 5-го воздушного флота люфтваффе, несмотря на превосходство в качестве боевой техники. Хотя в течение первых двух месяцев войны они совершали постоянные налеты на советские аэродромы, им не удалось захватить господство в воздухе. Наоборот, с течением времени потери советских ВВС становились все меньше в соответствии с ростом боевого опыта советских летчиков, совершенствованием системы ВНОС и улучшением взаимодействия авиационных частей армии и флота. Одновременно возрастали потери люфтваффе. За полгода боевых действий летчики Карельского флота выполнили 14 447 самолето-вылетов, провели 250 воздушных боев и сбили, по советским данным, 124 вражеских самолета в воздухе и 37 уничтожили на земле.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воздушная война над СССР. 1941"

Книги похожие на "Воздушная война над СССР. 1941" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Корнюхин

Геннадий Корнюхин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941"

Отзывы читателей о книге "Воздушная война над СССР. 1941", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.