Роман Мискин - Амулет Святовита. Первая часть.
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Амулет Святовита. Первая часть."
Описание и краткое содержание "Амулет Святовита. Первая часть." читать бесплатно онлайн.
Когда старейшину Вече усадили на этот древний трон и увенчали его покрытую сединами голову венком из дубовых листьев и ветвей как короной, старый Бовас Бардойтс величественно поднял свой посох - и трижды громко стукнул им о корни дуба.
- По древнему обычаю и Земниковской Правде, составленной еще лесным владыкой Обероном, правителем и праотцем народа славного барздуков, должны мы наше Вече разделить на трое - так делится и день, - провозгласил Бовас Бардойтс. - С утра, согласно утренней зарнице, решим мы неотложные дела, которым впору в рост идти. А в полдень жаркий, когда денница стоит на головою в небосводе, мы изберем старейшин над собою - пусть и они главенствуют весь год над нами, как солнце светит свысока. Под вечер же, о славные барздуки, когда вечерница зажжет свой красный свет, решим дела мы мира, что окружает нас - а вести там, увы, недобрые бывают часто. И лишь затем мы разойдемся - и возвратимся к народу своему, чтоб встретить славный вечер Лиго, Янового дня, с купальскими огнями, молитвами и песней. Возрадуйтесь, барздуки - Лиго! Открыто Вече наше!
И старый Бардойтс снова величаво окинул взором круг стоящих земников, подняв свой древний посох.
- Лиго! - закричали барздуки. - Радуйтесь, народ! Открыто наше Вече!
***
Обычаи у земников чудны и интересны. И многие из них восходят еще к древним, предковечным временам, когда бродил землею нашей Вышень Святовит со своими детьми и братьями. Однако много воды утекло с тех пор - и многое нами позабыто. Забыты древние заветы - и заповеди стерлись из памяти поколений людских. Людских - но не барздуков, сохранивших их в своей первозданной чистоте и ясном понимании. Из уст в уста на протяжении столетий передавались они старейшинами и жрецами этого древнего племени - пока первая тьма не иссушила Вековечное Древо, и не рассеялись по белу свету все народы, что жили у него. Тогда, в годину мрака и гонений, сошлись три светлых племени на первый свой собор - то были дивы, земники и люди, заключившие свой великий союз на долгие века. И, зная, что истинное знание может исчезнуть навсегда, решили они его увековечить в первых своих книгах, названных тогда Ведами. Из них же мы многое и узнали о старинных обычаях и законах барздуков, записанных в их собственный древний извод, получивший название Земниковской Правды.
Так, согласно ей, каждый род барздуков владел разными лесными угодьями, ему принадлежащими. И права эти подтверждались на собрании старейшин из года в год. Но кроме прав, на каждое семейство земников возлагались и повинности обязательные - беречь тот лес от всякой нечисти и следить за ним, ухаживать за мостами да лесными тропами, и много чего еще. Однако, помимо этих нужных повинностей, на каждый род возлагались и иные, необходимые для выживания барздучьего племени, обязанности, как, скажем, выплата оброка Великому Князю, в пределах власти которого и находился Земигольский край.
Нет смысла перечислять все эти обязанности и их распределение на каждый год. Отметим лишь, что наносились они рунными надписями на мелкие деревянные чурки и высыпались в большую горлатную шапку, которая и пускалась по кругу старейшин, каждый из которых и вытягивал свою повинность и оброк, надлежащий к исполнению в текущем году. И так, решив очередной вопрос, старейшины переворачивали шапку вверх дном и хорошенько трясли, показывая тем, что ничего не утаили и повинности все распределены. И после каждого такого круга старый Бовас Бардойтс в очередной раз вопрошал, следуя древним заветам:
- Всё верно ли, браты барздуки? Так или не так?
И земники отвечали ему, громко восклицая:
- Верно! Верно! Всё любо нам!
И за этими хлопотами да разборами мелких житейских дел катилось Вече к своему полудню.
Солнце стояло уже высоко и начинало припекать, пробиваясь сквозь резную крону того могучего дуба, под которым в венце из листьев и ветвей, будто в живой зеленой короне, восседал самый старый земник, Бовас бардойтс. Гости, приглашенные на Вече, уже порядком утомились и клевали носом, подрёмывая и ничего не смысля в хлопотах барздуков. И тут снова затрубили горны и забили дробью барабаны, а старый Бовас вновь воздел свой посох и воскликнул:
- На небе денница, барздуки! Успели мы решить свои вопросы, как и завещано нам было по обычаю. Давайте же закрепим наш договор хмельною чашей - запорукою того, что и в теченье года держать мы твердо будем слово промеж собой, о братья!
И, повернувшись к слугам, приказал:
- Подайте братину сюда, барздуки, наполненную медом!
И снова затрубили горны, а в круг внесли огромную чашу, искусно вырезанную из липы в виде ладьи с птичьей головой и распушенным хвостом - наполнена он была по самые края пенистою медовой брагой. Братина пошла по кругу, подтверждая готовность каждого барздука исполнить выпавший ему зарок. И каждый старейшина, принимая чашу, кланялся передавшему ее - чтобы затем с поклоном же вручить ее следующему.
Так, обойдя по кругу всё собрание, братина добралась и до Боваса бардойтса, которому ее поднесли два важных вирсайта. Бардойтс поднялся и отпил из чаши, а затем, окропив в ней пальцы, трижды брызнул по сторонам света.
- Остатки меда вылейте в огонь, барздуки, - сказал Бовас. - Пусть боги с нами братину воспримут - и запечатают тем самым наш уговор!
И когда слуги унесли чашу к священному костру, Бардойтс снова стукнул посохом о корни дуба и воскликнул:
- На небе денница сияет, братья! Пришла пора нам перейти к избранию старейших и мудрейших над собою. Подите же сюда, о выборные главы! Сложите здесь, под сим священным дубом, свои булавы и клейноды, как символ вашей власти. И снова станьте в круг - как равные средь равных!
И вышли из круга старейшин выборные главы - воевода, судья, и писарь со скарбником, и сложили свои булавы и резные трости как знаки своей временной власти над племенем, и поклонились всему честному кругу до самой земли, благодаря за доверие. И снова вставали в круг, теперь уже ничем не отличаясь от других вирсайтов.
- Добро ли они нами правили, барздуки? - восклицал Бардойтс. - Всё ль было верно и хорошо?
- Верно! Верно! - кричали земники.
- А не оставить ли кого из них на следующий год, о братья? - снова вопрошал старый Бовас, а слуги его стояли рядом, готовые тут же вырезать названное имя рунами на деревянной чурке, да и сложить ее тут же в шапку для голосования.
И выкрикивали старейшины имена тех, кто им пришелся по нраву - а те выходили из круга, кланялись ему трижды, и уходили вон, чтоб не мешать священному волеизъявлению. А ежели кто не был больше желанным, барздуки кричали:
- Нет! Нет! Не хотим его больше! Пусть отдохнет пока от трудов!
А тот, пристыженный, густо заливался краской и стоял, понурив голову.
- Так чью же голову мы изберем заместо этой? - спрашивал Бардойтс.
И земники громко называли имена своих ставленников, шумно спорили и пререкались, стараясь перекричать противную сторону.
В конце концов настала очередь и Бортня, имя которого выкрикнул кто-то из круга.
- Ну вот, сейчас и начнется замятня, - проворчал себе под нос Брыль Бирзулис и, приложив руки ко рту, заорал что есть сил:
- Бортня хотим воеводой! Бортня Бубиласа!
Вокруг все зашумели и задвигались - и тут же раздались одобрительные возгласы.
- Бортень! Пусть будет снова Бортень! - кричали вокруг.
Но тут с другой стороны круга кто-то выкрикнул громко:
- Шпака хотим! Хотим Шпака Лаздониса! Пусть он же будет воеводой! Хватит Бубиласам булаву носить - прилипла, поди, уже к рукам!
В ответ им заулюлюкали, засвистели, круг беспокойно задвигался, и то и дело раздавались возгласы: "Бортня хотим!" или "Шпак пусть будет!"
Оба претендента вышли на середину круга и, под общий, все еще не стихающий гомон, низко поклонились старейшинам и Бовасу Бардойтсу.
- Благодарим за честь, о братья, - пророкотал Бубилас из своей пышной бороды, и грозно зиркнул на своего соперника.
Они стояли рядом, являясь друг другу полной противоположностью. Один грузный и толстый - а другой наоборот, худой и костистый, с надменно задранной кверху жиденькой бородкой, с тщеславным и хитрым блеском в своих маленьких колючих глазках. Это и был Шпак из рода Лаздонисов, вечный соперник Бортня Бубиласа за булаву воеводы.
Однако тут и произошло то самое неожиданное, что порой бывает на Вечевых Сборах. Лаздонис вдруг перегнулся пополам, точно сломанная палка, и низко поклонился до земли - а затем, распрямившись, внезапно сказал:
- Благодарю нижайше за доверие, барздуки! Но только в этот раз не смею я просить булаву воеводы...
- Что? Как? - загалдели шумные земники, немало изумившись его речам. - Что еще такое?
- Увы, о братья, - снова упрямо мотнул головой Лаздонис, - прошу покорнейше избавить меня от этой чести в этот раз!
- Ах, ты такой-сякой! - заорали возмущенные барздуки. - Перечить вздумал кругу? Да где ж это видано?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Амулет Святовита. Первая часть."
Книги похожие на "Амулет Святовита. Первая часть." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роман Мискин - Амулет Святовита. Первая часть."
Отзывы читателей о книге "Амулет Святовита. Первая часть.", комментарии и мнения людей о произведении.