» » » » Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения


Авторские права

Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ломоносовъ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения
Рейтинг:
Название:
История рыцарского вооружения
Издательство:
Ломоносовъ
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-91678-164-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История рыцарского вооружения"

Описание и краткое содержание "История рыцарского вооружения" читать бесплатно онлайн.



Книга Вячеслава Шпаковского рассказывает, как на протяжении почти тысячи лет эволюционировало рыцарское оружие от прямых клинков гуннского типа до легендарных гигантских двуручных мечей и как вместо кольчуг в конце концов появились знаменитые «белые доспехи» из полированной стали. Автор не ограничивается Европой, а по мере необходимости совершает экскурсы на Восток и в отдельных главах сообщает немало интересного о тяжеловооруженных всадниках Арабского халифата, Персии, Турции, Японии и Китая.






Кошмар ученого короля

Считается, что гербы на рыцарских щитах впервые появились в XII веке. Благодаря им рыцарей отличали друг от друга, причем аналогичную функцию выполняли и многочисленные рыцарские аксессуары — в частности, нашлемные украшения, вымпелы на конце копья и даже конские попоны.

Рождение английской геральдики совершенно четко ассоциируется со временем правления вполне конкретного короля, Генриха I Боклерка, правившего в Англии с 1100 по 1135 год и прославившегося не только ученостью (фр. beauclerc — «ученый»), но и распрями в своей семье. Первые изображения рыцарских гербов мы находим на иллюстрации из «Хроники» Джона Уорчестера, датированной концом XII века. На рисунке спящий король Генрих видит кошмар — вооруженные рыцари вот-вот поразят его мечами. На их каплевидных щитах видны узоры, которые вполне могут считаться геральдическими; позднее точно такие же рисунки есть уже на многих гербах.

Самый древний из известных гербов, принадлежавший Жоффруа Плантагенету, будущему графу Анжуйскому, — голубой щит с шестью золотыми львами, — был получен им от своего тестя, все того же короля Генриха I Боклерка, в 1127 году, по случаю женитьбы Жоффруа на дочери короля Матильде, вдове императора Генриха V. Эффигия Уильяма Лонгспи, графа Солсбери — внука Жоффруа и сводного брата королей Ричарда I Львиное Сердце и Джона, — имеет точно такой же щит. Умер Уильям Лонгспи в 1226 году, и, значит, в это время передача гербовых щитов по наследству была уже вполне обыкновенным делом{272}.


Гербы и правила

Во второй четверти XII века гербы появились в самых различных областях Западной Европы: в Анжу, Нормандии, Пикардии, Иль-де-Франсе, Южной Англии и в долине Рейна. На первых порах они были только у военачальников, но со временем их обрели вассалы военачальников, затем вассалы вассалов и так далее — к началу XIII века гербами оказалось снабжено уже все среднее и мелкое дворянство. Гербы настолько вошли в моду, что их стали присваивать себе незамужние женщины (еще до 1156 года), города (начиная с 1190 года), клирики (примерно с 1200 года), бюргеры (примерно с 1225 года) и даже крестьяне (начиная с 1234 года).

За всем этим стало забываться изначальное назначение гербов, появление которых связано с развитием военного снаряжения, в первую очередь щитов и шлемов. В начале XII века, когда доспехи, скрывающие фигуры и лица, сделали воинов трудноузнаваемыми, возник обычай наносить на щиты отличительные знаки. В первые десятилетия века эти знаки не имели постоянной формы и менялись от случая к случаю в зависимости от фантазии владельца, но затем они приобрели устойчивость и стали ассоциироваться с конкретными людьми. Так зародились первые гербы, и вскоре их создание превратилось в настоящую науку.

У знамен заимствовали цвета и геометрическое деление, у печатей, уже передававшихся по наследству, — набор изображений (животные, растения, предметы), у щитов — форму. Таким образом, гербы стали результатом слияния в единую систему различных ранее существовавших символов. Традиция наследования гербов утверждалась поначалу медленно. Во времена правления Людовика Святого (1226—1270 годы) у многих сыновей изображения на щитах коренным образом отличались от отцовских.

Правила составления герба установились лишь с середины XIII века. Только одно из них соблюдалось с самого момента возникновения гербов — возможно, потому, что было заимствовано из правил составления знамен. Это правило предписывало порядок расположения цветов (эмалей) и запрещало класть «металл на металл и цвет на цвет». Считалось неправильным располагать золото рядом с серебром, красный цвет рядом с лазурью, черный с зеленым и т.д. Желтый и белый цвета обозначали «металлы» — золото и серебро. Широко использовались в геральдике горностаевый и беличий меха. Первый изображался в виде черных хвостиков на серебряном поле, второй — серебряными и лазоревыми языками («шапочками»), которые на гербе могли располагаться остриями и вверх и вниз. В последнем случае мех назывался «опрокинутым».

Средневековые авторы приписывают королю Артуру лазурный щит с тремя золотыми коронами, Ланселоту — серебряный щит с тремя красными полосами, а доблестному Галахаду — серебряный щит с красным крестом, напоминавший знамена первых рыцарей-христиан, отправлявшихся в Святую землю.

Символика герба была вначале примитивной: лев обозначал силу, ягненок — невинность, кабан — храбрость, павлин — возрождение, крест — христианские добродетели обладателя герба. Набор геральдических изображений, на первых порах ограниченный несколькими животными и несколькими геометрическими фигурами, со временем сделался настолько разнообразным, что на гербах можно было встретить уже не только предметы военного снаряжения (щиты, мечи, кольчуги, топоры и шлемы), но и бытовые вещи: мебель, одежду, печати, монеты, верхнее и нижнее платье, различного рода домашнюю утварь и орудия труда.

Очень скоро рыцарский герб перекочевал со щита на одежду рыцаря и вымпел на конце его копья. Позже его стали изображать на самых различных, принадлежащих рыцарю предметах, включая конскую попону и даже навершие на рукоятке меча!

Вначале цветной рисунок герба просто «впечатывали» в ткань котты, используя для этого специальные резные формы-печати. Такой способ нанесения краски назывался «батюр», что значит «набивка». Позднее гербовые знаки стали вышивать золотом и серебром с примесью шелковых ниток.

Еще одно правило средневековой геральдики не худо бы знать и современным художникам-рекламщикам: фигура изображаемого животного должна быть всегда обращена справа налево, чтобы «наступать», а не «убегать от врага»!


Геральдические флаги

Геральдические изображения украшали также флаг европейского рыцаря — как и у витязей из поэмы «Шахнаме». Правда, правом иметь такой флаг владел не каждый. В Англии это были рыцари-баннереты (от английского слова «banner» — «знамя») — военачальники высокого ранга, выводившие на битву войска под собственным знаменем с изображением своего герба. В XII и XIII веках это знамя, как правило, имело ширину, равную одной трети длины, но впоследствии оно стало квадратным. Всем остальным рыцарям, или, как их называли, «рыцарям одного щита», то есть тем, что сражались сами за себя, разрешалось иметь вымпел, имеющий один или несколько длинных треугольных хвостов. В награду за храбрость, проявленную на поле боя, король, принц, герцог или командующий армией мог приказать отрезать эти хвосты от вымпела и таким образом произвести рыцаря в баннереты!

Рыцарский штандарт обычно представлял собой полотнище с суживающимся или закругленным концом. Та часть штандарта, что была возле древка (так называемый «крыж»), как правило, несла на себе национальную эмблему. Например, в Англии это был красный прямой крест св. Георга на белом фоне. Основное поле штандарта было окрашено в геральдические цвета и имело геральдические изображения.

Рыцарским знаменем несколько иного рода была хоругвь — полотнище, закрепленное на горизонтальной поперечине, что делало ее похожей на парус корабля. Наиболее известный флаг такого типа — орифламма («золотое пламя»), боевое знамя французских королей. Эта хоругвь представляла собой полотнище из красного шелка с «хвостами»; по всему краю ее обшивали золотой тесьмой или золотой бахромой{273}.


Знамена самураев

Если в Европе гербы рыцарей помещались на щитах, то японские воины аналогичные знаки — моны — носили на одежде и доспехах. В отличие от европейских гербов моны были очень просты, легко читались на расстоянии и без труда запоминались.

Черный круг на белом либо красном фоне — типичный рисунок мон. На монах можно было также увидеть черный круг на белом поле, серп для уборки риса, цветок павлонии, а иногда какой-нибудь иероглиф — например, входящий в имя владельца флага.

Флаги, на которых помещались моны, имели каждый свое назначение. Ума-дзируси (буквально переводится как «лошадиный знак»), имевший вид типичного вертикального штандарта, был личным флагом японского самурая. Японские полководцы обычно использовали ума-дзируси для того, чтобы собирать вокруг себя воинов на поле сражения. Хата-дзируси, известный с XII века, представлял собой длинный узкий вымпел. Во время сражения хата-дзируси несли пешие и конные воины, сопровождавшие элитные отряды конных лучников-самураев.

Изображали моны также на маку — матерчатых ширмах, которыми окружали место, где полководец со своим штабом находился во время сражения{274}, — и на кусках ткани, крепившихся на шлеме (каса-дзируси), и на обоих наплечниках (содэ-дзируси); эти куски ткани служили опознавательными знаками, чтобы в сутолоке боя определять своих и чужих.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История рыцарского вооружения"

Книги похожие на "История рыцарского вооружения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Шпаковский

Вячеслав Шпаковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения"

Отзывы читателей о книге "История рыцарского вооружения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.