» » » » Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения


Авторские права

Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ломоносовъ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения
Рейтинг:
Название:
История рыцарского вооружения
Издательство:
Ломоносовъ
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-91678-164-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История рыцарского вооружения"

Описание и краткое содержание "История рыцарского вооружения" читать бесплатно онлайн.



Книга Вячеслава Шпаковского рассказывает, как на протяжении почти тысячи лет эволюционировало рыцарское оружие от прямых клинков гуннского типа до легендарных гигантских двуручных мечей и как вместо кольчуг в конце концов появились знаменитые «белые доспехи» из полированной стали. Автор не ограничивается Европой, а по мере необходимости совершает экскурсы на Восток и в отдельных главах сообщает немало интересного о тяжеловооруженных всадниках Арабского халифата, Персии, Турции, Японии и Китая.






Вячеслав Шпаковский

ИСТОРИЯ РЫЦАРСКОГО ВООРУЖЕНИЯ

Рыцари… Благородные и не очень, добрые и злые, защитники слабых и обездоленных, жестокие грабители и притеснители бедняков, поэты-трубадуры и безграмотные невежды, обжоры и выпивохи. Такими мы их представляем — ну а еще мы знаем, что рыцари сражались верхом на могучих конях и были «закованы» в тяжелые доспехи. Как правило, на этом познания неспециалистов и заканчиваются. Но ведь самое интересное обычно кроется в подробностях.

В этой книге мы как раз и попытаемся вникнуть в детали. А поскольку мы будем опираться на материалы, собранные англоязычными исследователями, то эта книга станет еще и своеобразным путеводителем в мир современной — и очень интересной — англоязычной историографии рыцарского вооружения, охватывающей время от зарождения рыцарства и до самого его конца.

Почему именно англоязычной? — спросите вы. Да просто потому, что англоязычные исследователи лидируют в освещении этой темы и им принадлежат основные исследования на этот счет. И кстати, именно в Англии находятся богатейшие — лучшие в мире — музеи рыцарского вооружения.


Глава первая.

Когда рыцарей еще не было

Понятие «рыцарь» не только военное, но и социальное. Да, конечно, рыцари отличались от многих других воинов своим вооружением, однако не оно являлось для их статуса определяющим.

Воинов, носивших доспехи, во все времена было очень много, но вот рыцарями были, конечно, не все! И если мы могли бы перенестись в далекое прошлое, то, скорее всего, обязательно заметили бы, что все атрибуты рыцарства — доспехи, оружие, определенный кодекс поведения — существовали задолго до самих рыцарей. То есть доспехи, подобные рыцарским, у людей имелись, а вот самих рыцарей еще не было! Это первое; а второе — это то, что рыцари существовали не только в Западной Европе, как об этом обычно говорят, вернее — пишут в учебниках! В Средние века воины, подобные рыцарям, разъезжали по всей Евразии. И даже в Центральной Америке в доколумбову эпоху были воины, образ жизни которых очень похож на рыцарский.

Что же до первых образцов рыцарского вооружения, то они и вовсе появились очень и очень давно…


Кузнец и воин Отци

В 1991 году в Альпах, в долине Этцаль, на высоте 2310 метров над уровнем моря было обнаружено вмерзшее в лед тело человека, сохранившееся на удивление очень хорошо. Возраст находки определили в пять тысяч лет. Назвали человека по месту обнаружения Отци. Рост его составлял 158 сантиметров, вес около 50 килограммов. Умер он примерно в тридцать лет, причем состояние его здоровья перед смертью было плачевным: зубы гнилые, позвоночник поврежден, нос и ребра сломаны, а мизинец на ноге обморожен. Возможно, он забрался в горы, чтобы спастись от врагов, да так и замерз, обессилев, в горной расщелине. Помимо удобной и практичной одежды археологи нашли при нем лук, стрелы (хотя они и были явно недоделанными), а еще кинжал и топор, сделанные из меди, то есть во время жизни Отци люди уже умели обрабатывать металл! Анализ микроэлементов в волосах показал высокое содержание в них мышьяка, меди, марганца и никеля, так что, скорее всего, этот древний человек в своем племени был кузнецом. Ну, а в горы он убежал, явно пытаясь спастись от врагов, напавших на его селение.

В общем, совершенно очевидно, что войны с применением металлического оружия велись в Европе уже в медно-каменном веке, когда наши предки научились плавить металл! И скорее всего, уже тогда появились люди, сознательно посвятившие себя профессии воина; подтверждение этому мы находим в сообщениях испанских конкистадоров, столкнувшихся с культурой медно-каменного века во время завоевания индейских государств на территории Центральной Америки.


Воины «народа орла и кактуса»

Начнем с того, что воевали жившие там ацтеки и майя прежде всего ради захвата пленников, необходимых для того, чтобы пролить их кровь на алтари богов. Считалось, что боги отдали свою кровь, чтобы создать солнце, и без новых кровавых жертв оно умрет. Богам приносили в жертву и юношей, и красивых девушек, но в первую очередь военнопленных — соплеменников жрецы ацтеков и майя берегли на самый крайний случай.

Война у ацтеков и майя была уделом избранных, то есть касты воинов, попасть в которую рядовому земледельцу было не так-то и легко. Жрецы учили, что мертвый враг никому не нужен и ценности не представляет, в вот живой пленник — и чем знатнее, тем лучше — это как раз то, что нужно, потому что чем больше пленных, тем больше милость богов. Статус воина зависел от того, как много врагов было взято им в плен, а подчеркивалось это соответствующей одеждой и боевыми уборами.

Вне строя, когда в боевом облачении не было нужды, и рядовым воинам и командирам полагалось носить особый плащ-тильматли, скреплявшийся на правом плече и свободно свисавший вдоль тела. Украшением плаща воина, у которого на счету был один пленник, являлись цветы. Два пленника обозначались оранжевым тильматли с полосатой каймой, и так далее. То есть чем выше был ранг у воина, тем более сложный узор украшал его плащ, тогда как простым людям запрещалось носить даже простые украшения! Зато в награду за пленных воины получали от вождя украшения из золота и нефрита и сразу становились богатыми, а главное, уважаемыми в общине людьми.

Что же касается оружия воинов ацтеков и майя, то в их арсенале самым массовым, простым и доступным оружием была праща, при помощи которой они метали небольшие овальные камни на расстояние до 180 метров. Применялись также луки из орешника или ясеня и стрелы из веток калины. Однако и лучники, и пращники никогда не использовались в качестве основных сил, так как их легко рассеивали воины в тяжелом вооружении.

Самое древнее оружие мезоамериканских индейцев — это копье; так было, в общем-то, и у других народов. Но только у индейцев копье дополнялось специальным устройством-копьеметалкой, которое называлось «атлатль». Атлатль представлял собой палку с желобом, проходившим по всей ее длине, с упором на конце и двумя выступами по обеим сторонам с отверстиями для пальцев. Копье укладывали в этот желоб, после чего атлатль резко дергали вперед движением, похожим на взмах кнута. В результате копье летело в цель с силой, раз в двадцать превышавшей силу обычного броска! Примечательно, что это оружие очень часто изображалось в руках богов, — столь, видимо, эффективным считалось оно у индейцев.

Широко применялись дубинки и боевые топоры, в том числе и изготовленные из кованой меди. Однако главным оружием ацтеков и майя был плоский деревянный (да-да, не удивляйтесь!) меч — макуатвиль, — с виду очень похожий на наш старорусский валек для отбивания белья во время стирки. Вот только края его были усеяны полосками обсидиана — вулканического стекла бритвенной остроты. Оружие это стало по-настоящему популярным у индейцев именно в эпоху массовых человеческих жертвоприношений, и как раз потому, что им можно было одновременно серьезно ранить противника и оглушить его, что зависело от того, какой стороной наносился удар. Копья для рукопашной схватки тоже имели наконечники из дерева со вставленными в них обсидиановыми лезвиями, такими копьями с одного удара можно было нанести тяжелую рану, но не убить.

Соответствовали оригинальному оружию индейцев и столь же оригинальные доспехи. Прежде всего это были плетеные щиты чималли, хорошо державшие удар деревянного меча и дополненные снизу полосками ткани или кожи для защиты ног. Щиты щедро украшали перьями и медью, причем узор на них соответствовал рангу владельца щита. Шлемы делали из дерева, часто в виде головы орла — у воинов-«орлов» или головы ягуара — у воинов-«ягуаров». Воин в таком шлеме смотрел через пасть зверя, с которым, по верованиям ацтеков, составлял одно целое. Для защиты тела и конечностей использовались толстые стеганые куртки без рукавов, набитые просоленной ватой, — ичкауипилли, похожие на наш современный бронежилет «мягкого типа», а также браслеты и наголенники из дерева, кожи и коры, иногда усиленные металлом. Соленая вата использовалась прежде всего потому, что пластинки обсидиана тупились на кристалликах соли.

Когда юноша только вступал в армию, он обычно имел всего одну набедренную повязку, сандалии и простой домотканый плащ. Но стоило ему взять в плен хотя бы одного врага, как он сразу получал ичкауипилли, сначала простой, а затем — после взятия двух пленных — расшитый разноцветными перьями, и такой же колпак. Взявший четырех получал наряд и шлем в виде головы ягуара, ну а в дальнейшем еще и награждался убором из перьев священной птицы кетсаль. Командиры подразделений тоже носили соответствующие их рангу одеяния, так что определить в бою, кто есть кто, индейцам была так же легко, как и солдатам современной армии при взгляде на погоны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История рыцарского вооружения"

Книги похожие на "История рыцарского вооружения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Шпаковский

Вячеслав Шпаковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения"

Отзывы читателей о книге "История рыцарского вооружения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.