» » » » Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения


Авторские права

Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ломоносовъ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения
Рейтинг:
Название:
История рыцарского вооружения
Издательство:
Ломоносовъ
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-91678-164-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История рыцарского вооружения"

Описание и краткое содержание "История рыцарского вооружения" читать бесплатно онлайн.



Книга Вячеслава Шпаковского рассказывает, как на протяжении почти тысячи лет эволюционировало рыцарское оружие от прямых клинков гуннского типа до легендарных гигантских двуручных мечей и как вместо кольчуг в конце концов появились знаменитые «белые доспехи» из полированной стали. Автор не ограничивается Европой, а по мере необходимости совершает экскурсы на Восток и в отдельных главах сообщает немало интересного о тяжеловооруженных всадниках Арабского халифата, Персии, Турции, Японии и Китая.






Глава восьмая.

Рыцари с «Байесского полотна»

Как выглядели воины конца X — качала XI веков, вполне можно представить по археологическим находкам или описаниям в древних сагах. Однако куда лучше увидеть их воочию — например, взглянув на знаменитое «Байесское полотно», которое очень часто называют гобеленом и даже ковром. На самом деле это не гобелен и уж тем более не ковер, а просто огромная вышивка длиной почти семьдесят метров и шириной, колеблющейся в пределах полуметра. Выполнена она шерстяными нитками восьми цветов на льняном полотне и тщательно воспроизводит сцены завоевания Англии выходцами из Нормандии. О масштабности «Байесского полотна» говорит следующий подсчет: здесь вышито 59 сцен, в которых, если считать кайму, изображено 626 человеческих фигур, 202 лошади, 55 собак, 505 других животных, 49 деревьев, 37 зданий и 41 корабль!{92} Другого такого памятника в мире просто нет, и то, что «Байесское полотно» сохранилось спустя столько лет после своего создания — а считается, что сделана вышивка вскоре после завоевания Англии в 1066 году, — уже само по себе чудо из чудес!

На «Байесском полотне» изображены рыцари — такие же, как и те, что в спустя недолгое время, в 1095 году, отправились в Первый крестовый поход в Палестину. За всадническую службу своему королю, герцогу или графу они получали в собственное владение лен — участок плодородной земли вместе с крестьянами — и на доходы с него покупали коней и все необходимое для войны снаряжение и вооружение.

Правда, на всадниках с «Байесского полотна», по сравнению с «классическими рыцарями» более позднего периода, еще маловато «железа». Впрочем, можно считать, что защита у них вполне достаточная. Шлемы на них традиционные, сегментные с наносником, простой формы, кольчуги длинные, прикрывают колени, хотя подавляющее большинство их без кольчужных чулок. Скорее всего, именно эта часть защитного доспеха в то время отличала состоятельную знать от обыкновенных воинов, которым вполне хватало шлема с кольчугой и щита. Так, в кольчужных чулках, защищавших ноги спереди — в конной схватке они могли пострадать в первую очередь, — изображены герцог Вильгельм I Завоеватель и брат его Одо. Судя по изображению, шлемы воинов в XI веке раскрашивались в разные цвета, но делали это, вероятно, не только ради красоты, но и для того, чтобы предохранить поверхность от ржавчины.

Долгое время считалось, что вышивка изображает сразу несколько видов принципиально различных доспехов — например, броню из нашитых на кожу металлических колец, каждое из которых при этом с другими не соединяется. Но современные английские ученые полагают, что все персонажи «Байесского полотна» одеты в кольчуги. Опровергают ученые и предположение, что некоторые из персонажей облачены в сплошную броню из двух слоев кожи, простеганных между собой, да так, что внутри каждого стеганого квадрата могла находиться металлическая пластинка. В любом случае эта одежда никак не могла иметь вид комбинезона с рукавами и штанами, а представляла собой одеяние, надевавшееся через голову, или же что-то вроде хирургического халата с завязками на спине. На «Байесском полотне» доспехи с павших воинов снимают на манер ночной рубашки — через голову. Операция явно невозможная, если верхняя часть одежды объединена со штанами! Что же касается квадратной вставки на груди многих воинов, то это мог быть и клапан воротника, и кольчужная маска, закрывавшая нижнюю часть лица, но в некоторых случаях еще не пристегнутая.

Интересно, что у ряда воинов конец ножен высовывается из-под кольчуги, а рукоять изображена так, как если бы она высовывалась из карманов на уровне пояса. То ли мечи тогда и в самом деле иногда носили под кольчугой (что, в общем-то, совсем неудобно и требует прорези на боку для того, чтобы пропускать наружу рукоять!), то ли вышивальщики погрешили против истины…

Щиты воинов показаны очень большими. Своей формой они напоминают щиты византийцев в форме перевернутой «вверх ногами» и сильно вытянутой капли. Англичане называют такие щиты «змееподобными», поскольку такую форму на Британских островах принято придавать воздушным змеям. Тут возникает вопрос: а как они появились у воинов из Нормандии, если всего каких-то полвека назад все западноевропейские щиты были круглыми?{93}Очевидно, случилось что-то заставившее заимствовать их из Византии! Но что именно, мы не знаем. Такие щиты защищали не только торс, но и левую ногу; впрочем, это не может служить объяснением столь быстрого их распространения.

Кресты на щитах большинства рыцарей с «Байесского полотна» почему-то извилистые (хотя у герцога Вильгельма крест на щите вполне христианский), с чем это связано, сказать трудно. Толщина такого щита, судя по дошедшим до нашего времени заклепкам, достигала 15—30 миллиметров. Это не так уж и много, однако, учитывая кожаную обтяжку щита, умбон и металлическое окаймление по краям, можно предположить, что своего владельца он защищал достаточно хорошо. Любопытно, что, судя по изображениям на полотне, щиты служили рыцарям еще и в качестве столешницы! Для этого их укладывали на деревянные козлы; куски мяса и дичь на вертелах подавали на толстых ломтях хлеба, заменявших тарелки, так что весь жир стекал прямо на изнанку щита, и вид у него от этого должен был быть соответствующим!

Этот комплект вооружения советские историки считали слишком «тяжелым», полагая, что он делал рыцаря неуклюжим, неповоротливым. Между тем похожий комплекс всаднического вооружения был и у витязей Руси, и у сарацинских всадников Ближнего Востока, с которыми западноевропейские рыцари-крестоносцы столкнулись во время Первого крестового похода.

Естественно, что в результате войн взаимовлияние восточной и западной культур на развитие оружия и доспехов усилилось, однако даже в начале XIII века они изменились незначительно, что подтверждается изображениями уже с другого «ковра» — норвежского, из церкви в Балдишоле; воины на нем выглядят точно так же, как и на «Байесском полотне»{94}, запечатлевшем «зарю рыцарства».


Глава девятая.

О рыцарях эпохи кольчуги

И так, в XI веке в Европе кольчуга вышла на первое место по своей популярности, отодвинув в сторону остальные доспехи трех типов — доспехи из металлических или костяных пластинок, нашитых на кожу, доспехи из таких же пластинок, но соединенных при помощи кожаных ремешков, и, наконец, доспехи, о которых известно меньше всего и которые, может быть, не существовали вообще; речь идет о доспехах из колец, рядами нашитых на кожаную основу. Последние могли принадлежать рыцарской «бедноте», которой денег на кольца хватало, а вот на то, чтобы соединить их в кольчугу, — уже нет, так что, возможно, доделывали доспехи уже не мастера-оружейники, а слуги.

Итальянский историк Ф. Кардини в своей книге «Истоки средневекового рыцарства», изданной в России в 1987 году, выдвинул свою гипотезу возникновения кольчуги. По его версии, сначала кольца-амулеты нашивались с магической целью на одежду шаманов, которые участвовали в походах диких племен и схватках наравне с прочими боеспособными мужчинами; переплетение колец повышало их силу, потому что «одно кольцо передавало свою силу всем прочим». Естественно, что количество колец повышало магическую силу одеяния. Чтобы уместить на одежде как можно больше колец, их стали уменьшать в размерах, и тут люди заметили, что стрелы с широкими костяными или кремневыми наконечниками такую «магическую» одежду вообще не пробивают! И как только это обнаружилось, кольца перестали нашивать на основу, а начали просто соединять их друг с другом, превращая в «волшебную» металлическую ткань…


Подобный металлической статуе

Каково бы ни было происхождение кольчуги, но уже к середине XI века она стала главным типом доспехов на полях сражений, причем продолжалось ее доминирование не менее двухсот лет. Английский историк Клод Блэр считает, что «эпоха кольчуги» в Европе — это период с 1066 по 1250 год{95}. И хотя тут существуют и другие точки зрения{96}, именно эти временные рамки можно считать наиболее обоснованными.

В кольчугах использовались кольца двух типов: сварные (каждое кольцо делалось из отрезка проволоки, концы которого сводились и соединялись при помощи кузнечной сварки) и сведенные, концы в которых накладывались друг на друга и соединялись заклепкой. Любая кольчуга с кольцами, имеющими соединения встык, по мнению Блэра, это либо новодел, либо восточная работа, хотя, разумеется, встречаются исключения; в частности, это фрагменты кольчуги из Саттон-Ху, хотя она и относится к более раннему времени.

В 1080 году кольчуга во Франции, как ее называли — гобер, стоила 100 су, то есть по меньшей мере вдвое, а то и в пять раз дороже коня. В свою очередь, конь пятикратно превосходил ценой быка, а боевой жеребец дистриер — правда, речь идет уже о XIII веке — стоил примерно в семь раз дороже, чем обычная дорожная лошадь. В 1181 году для того, чтобы быть рыцарем в Англии, необходимо было обладать кольчугой, шлемом, щитом, а также копьем и мечом, а простому воину предписывалось иметь кольчугу полегче (гобержон — то есть кольчугу с короткими рукавами), железную каску и копье. Еще проще было вооружение городского ополчения, состоявшее всего лишь из стеганого кафтана, называвшегося «гамбезон» (он, кстати, использовался также и в качестве подкольчужного одеяния!), железной каски и копья{97}.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История рыцарского вооружения"

Книги похожие на "История рыцарского вооружения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Шпаковский

Вячеслав Шпаковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения"

Отзывы читателей о книге "История рыцарского вооружения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.