Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать бесплатно онлайн.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник, том IV. Душеполезные наставления. Познай самого себя.
† Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый — Простое Существо — Боже, присно нас избавляющий от душевньш смерти, страстями душе нашей причиняемыя! — Слава Тебе, Триипостасный Владыко, — яко от одного призывания имени Твоего просвещавши мрачное лицо души и тела нашего и миром Твоим дарствуеши, превосходящим всякое земное и чувственное благо и всякое разумение (Ср.: Фли. 4,7). — Июня 13 дня 1862 года.
† Непрестанно молись (Ср.: 1 Фес. 5, 17), призывая имя Живоначальной Троицы, да не сразит твоей души внезапно какая–либо страсть: гордость или зависть, или злоба и ненависть, или скупость, или сребролюбие, или чревоугодие, или гнев и раздражительность, или осуждение и презорство, или ложь и клевета, и подобное. Ибо среди сетей ходим [367] все мы каждый час, каждую минуту жизни. Да будут настороже каждую минуту сердечные очи твои, да бдит сердце твое не только днем, но и ночью, по Писанию: Аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. 5, 2).
БОГ ВСЕ ДЛЯ СВЯТЫХ. — Будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28).
† Ближнего надо тогда еще более любить, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо тогда он болен, тогда он в беде душевной, в опасности, тогда–то и надо помилосердствовать и помолиться о нем и приложить к его сердцу целительный пластырь — слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви. Прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Ср.: Кол. 3, 13). Все грехи и страсти, брани и свары — суть истинно болезни душевные: так и надо смотреть на них. Или все страсти — пожар души, великий огонь, свирепеющий внутри, огонь, выходящий из адской бездны. Его надо тушить водою любви, которая сильна потушить всякий адский пламень злобы и других страстей. Но горе и беда нам, нашему самолюбию, когда мы будем увеличивать этот пламень новым адским пламенем — своею собственною злобою и раздражительностию и будем, таким образом, помощниками духов злобы (Еф. 6, 12), усиливающихся во всякое время производить всякое душевное запаление в бедных людях посредством многоразличных страстей.
† Мы сами себе снискиваем геенский огонь, и, если не раскаемся и не будем впредь мудрыми па добро, а просты на зло (Рим. 16, 19), то осудимся вместе с диаволом и аггелами его на мучение в озере огненном (Ср.: Мф. 25, 41; Откр. 21, 8). Итак, не позволим победить себя злу, но будем побеждать благим злое (Ср.: Рим. 12, 21). Окаянные мы человеки (Ср.: Рим. 7, 24)! Как мы доселе не научимся считать всякий грех великою бедою нашей души и сострадать душевно, искренно, с любовию впадающим в такую беду! Для чего не бежим от него, как от яда, как от змеи? Для чего коснеем в нем? Для чего мы и о себе не жалеем, когда подвергаемся какому–либо греху? Для чего не плачем пред Господем, сотворшим нас (Ср.: Пс. 94, 6)?
† Чтобы принять в душу свою Бога и соединиться с Ним, необходимо покаяние во грехах и очищение их — от Бога, аще будут греси ваши аки багряное, яко снег убелю: аще же будут, яко червленое, яко волну убелю (Ис. 1, 18). Ибо кое общение свету ко тьме? Кое общение правде к беззаконию? (2 Кор. 6, 14.) — Никакого. Потому пред явлением Господа Иисуса Христа народу послан был Предтеча с проповедию о покаянии; и каявшихся крестил во Иордане — в покаяние (в знак очищения покаянием); потому и Сам Иисус Христос проповедовал: покаитеся, приближи бо ся Царство Небесное (Мф. 4, 17). — Только приближилось, говорит; потому что наступает после искреннего покаяния во грехах. Без очищения грехов покаянием невозможно соединение с Богом. Потому во все времена Церковь требовала от имеющих принять Крещение покаяния и веры во Христа, очищающего грехи наши. Потому и пред соединением со Христом в Таинстве Причащения требуется сердечное покаяние и твердое желание исправления. Потому и священнослужащие пред каждым совершением Литургии и принятием Святых Таин Тела и Крови Христовых должны искренно раскаяться в своих грехах по готовым молитвам — и опытно знают, что Владыка не соединяется с ними, если они впадут волею или неволею в какой–либо грех пред Причастием, во время или до обедни и не раскаются в нем от всего сердца, между тем как он присущ был их сознанию; или если хотя одним помыслом мгновенного сомнения оскорбят Верного и Истинного Владыку. Так Он свят. Потому и говорится: Свят ecu, Боже наш, и во святых почиваеши [368]. — Теперь приложи это к Богородице и ко всем святым. Они — едино с Богом, находятся в общении с Ним тесном и вечном, неизменном. Как же они должны быть святы, особенно Владычица: ибо и на небесах есть степени святости, хотя и все святы и нимало не причастны греху. — Владычица от существа самого дела называется Пресвятою, а другие святые — только святыми. Вот какою ценою — ценою покаяния, очищения и освящения достигается блаженное соединение с Богом. — Какого же почитания и благоговения заслуживают святые?
† Кто озлобит вас, аще благому подобницы будете? (1 Пет. 3, 13.) Истинно добрый человек никем и ничем не обижается, потому что он сам в себе добр (мысль отца моего).
† Будь доверчив к людям и не оскорбляй их недоверием. Как себе доверяй им. Говори: ближний мой все равно что — я. Будь как гость в своем доме, а не как хозяин: мысль о себе как о хозяине, как обладателе придает много гордости и скупости.
† Ласкай чадо, и опечалит тя (Сир. 30, 9). Ласкай чрево, и непременно также опечалит тебя.
† Единое слово христианина с живою верою в Иисуса Христа может производить великие чудеса, потому что в этом слове действует (вселяясь в него Все) Ипостасное Слово (Простое, как просто слово) Отца Безначальнаго [369] — Слово, Коим Отец все сотворил, Которое рече, и быша: повеле, и создашься (Пс. 32, 9; 148, 5).
Май месяц.
† Благодарно прославляю недостойным сердцем и устами Пресвятую, Преблагую и Живоначальную Троицу — Отца и Сына и Духа Святого, два раза ныне явно меня спасшую по молитве моей: в 1–й раз от скорби и тесноты сердечной по причине лукавого, маловерного, чуждого упования на Бога, жаления благ земных, и во 2–й — от адской тесноты и злаго уныния [370] по причине внутренней злобы и отвращения к ближнему. Воззвал я к Богу моему от всего сердца, произнес я устами сердца: Боже Отче, Боже Сыне, Боже Душе Святый [371] — Троице Святая — Боже, помилуй мя, спаси мя от скупости моея и от злобы моея, — и Он спас меня, расширил сердце мое, дал ему живое упование на единого Бога — Отца и Промыслителя неусыпного и, прогнав зловоние злобы из сердца, наполнил его фимиамом любви и благорасположения к ближнему. Слава благости Господней, слава щедротам Его, слава благопослушеству Его — мне же, грешному, сты дение лица, якоже день сей (Дан. 9, 7): согреших бо и беззаконновах и неправдовах [372] (Ср.: Дан. 3, 29-30) и неправдую присно пред Богом моим.
— Не унижай, не бесчести ближнего, да не унижен будешь, да не обесчестишься внутренно от Господа; унижающий другого возвышает себя, а всяк возносяйся, сказано, смирится, смиряяй же себе и возвышающий другого, вознесется сам (Лк. 14, 11). Будь снисходителен к немощам и недостаткам ближнего, памятуя свои немощи и недостатки и ту истину, что мы друг другу удове (Еф. 4, 25), что бесчестие брата есть твое бесчестие. Я сам испытал за унижение брата крайнее внутреннее уничижение от Господа и внутреннюю тесноту, от коих с трудом избавился только по неотступной молитве. — Благодарение Тебе, Господи, спасшему меня по неотступной молитве моей от душевной тесноты за грех уничижения ближнего. О! Какая была теснота! И как стало легко после молитвы и помилования Божия! Слава человеколюбию и долготерпению Твоему, Господи! — Бойся как–нибудь унижать ближнего!
† Надежда моя на Бога. Он со всех сторон окружает меня: с высоты, снизу, с боков, извнутри. Камо пойду от Духа Твоего; и от лица Твоего камо беж у? (Пс. 138, 7.) Один Бог и Отец всех (Еф. 4, 6), из Негоже вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем (1 Кор. 8, 6).
† Вся забота обо мне и обо всех нас лежит на Отце Небесном. Мы должны жить без печали (Ср.: 1 Кор. 5, 32). Всю печаль вашу возверзите наНь, яко Той печется о вас (Ср.: 1 Пет. 5, 7).
† Когда будет восставать на дух плоть с своими страстями и похотями (Ср.: Гал. 5, 24), тогда тотчас надо призывать имя Божественной Троицы — Отца и Сына и Святого Духа или Единаго от Троицы [373] Иисуса Христа, Сына Божия и говорить: Пресвятая Троице! Помилуй нас. Господи, очисти грехи наша; Владыко… Святый... [374] или так: Боже Отче, Боже Сыне, Боже Душе Святый [375] — Троице Единице, помилуй мя [376]; или: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя — и потом перекрестить с верою крестообразно чрево свое. Потом же, благословясь, испить святой или простой воды и, если хочется есть, поесть простого черного хлеба с солью, не более. И таким образом усмирять свою плоть, представляя себе гроб и тленное свое тело во гробе, и червей в своих внутренностях, и прах, в который оно обратится.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Книги похожие на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя", комментарии и мнения людей о произведении.