Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать бесплатно онлайн.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник, том IV. Душеполезные наставления. Познай самого себя.
† Чем большему числу людей испрашиваешь блага у Господа и чем выше эти блага, тем сильнее диавол противодействует молящемуся священнику, чтобы за его усердную, горячую молитву Бог не дал тех благ: ибо по вере вашей, сказано, буди вам (Мф. 9, 29) и еже аще что можеши веровати, вся возможна суть верующему (Мк. 9, 23). — Впрочем, где. умножаются козни диавола, там избыточествует и благодать Божия (Ср.: Рим. 5, 20).
Молящийся должен помнить, что если Бог для нас, грешных, Сына Своего Единородного не пощадил, но за нас всех предал Его, то как с Ним не даст нам всего? (Ср.: Рим. 8, 32.) Всякого блага, о каком только мы можем помыслить? Потому что если бесконечно великое благо дано, то меньшие блага ужели не будут даны? Во Христе Отец Небесный дал и подает нам всякое благо. Вся нам Божия сила, яже к животу и благочестию… подана нам… (Ср.: 2 Пет. 1, 3.)
Смотри: враг искушает тебя кичением твоего разума и водит тебя за нос. Не испытуй (Ср.: Сир. 3, 21), но веруй. — Еще ли ты не познал близорукость твоего разума?
Смотри: иного человека диавол употребляет в орудие себе и чрез него подходит к тебе с лестными словами: «Батюшка! сделайте одолжение — походатайствуйте за такого–то пред таким–то; напишите хоть слова два–три — и дело в выигрыше. Вы, — прибавит он, — нечего–таки сказать, здесь в почете и большом уважении; одно ваше имя — и дело сделается». Не принимай, смотри, этих диавольских слов, подстрекающих к гордости; примешь: окажешься гордецом, подобным деннице, возмечтавшем о себе как о чем–то великом и за то низринутым с вышния светлости (См.: Ис. 14, 12, 14). Скажи: я — человек обыкновенный из обыкновенных, грешный из грешных, немощный из немощных, человек, не заслуживающий никакого особенного уважения. — Впрочем, если надеешься, что твоя просьба за бедного и нуждающегося в месте по службе будет иметь успех пред человеком, — не откажись сделать это, по любви христианской. — Владыко, согрешил я гордостию бесовскою, возмнив о себе как о чем–то действительно заслуживающим уважения сам по себе! Каюсь! Помилуй мя. Сохрани меня и от тени гордости сатанинския.
Скупому: травы–то и праха–тο земного ты жалеешь братии? Да разве не Господня земля, и исполнение ея (Пс. 23, 1)? Ты кто такой? Давно ли ты на свете? Давно ли ты присвоил себе полную власть над дарами Божиими? — Прах, возмещаемый ветром., смотри, чтоб быстро не исчезнуть тебе опять с лица земли (Пс. 1,4). — Смирись: не господствуй над дарами Божиими с таким безумием, а сочти себя приставником вверенного от Господа имения.
Жизнь — великая опытная наука. Нет ничего труднее, как проходить эту науку. Тесен путь, и узкая врата (Ср.: Мф. 7, 14). И кто в школе матерней или в училище не навык вере и страху Божию и житию благочестивому, тому особенно будет тяжело учиться в школе жизни. Тот, хотя он был в школе наук умен, многосведущ, был в большом почете за свои способности, — в школе жизни оказывается невеждою, мало того: иногда ни к чему пе потребным, ни к семейной жизни, ни к общественной деятельности по причине своего неуживчивого характера или своего необузданного сердца. Он бедствует и нередко терпит крушение в жизни, как нагруженное множеством товара судно в море, пущенное во время бури без руля, без снастей и парусов.
† Во время молитвы, при сильных искушениях от диавола, всю печаль свою возверзи на Господа, яко Той печется о тебе (Ср.: 1 Пет. 5, 7; Пс. 54, 23).
На молитве только веруй в Господа, яко одесную тебе есть (Ср.: Пс. 15, 8), и все возможно тебе будет (Ср.: Мк. 9, 23).
Прохлада внутренностей моих, Христе, помилуй мя!
Пристрастие наше к плоти выражается между прочим в том, что мы не терпим запахов, противных нам. Распявший плоть свою со страстьми и похотъми (Ср.: Гал. 5, 24) равнодушно сносит все запахи, потому что намерение всей его жизни — ни в чем не потворствовать своей плоти, ни в чем не ласкать ее. — Если даже будет заживо тлеть плоть его, он в радости, потому что внутренний его человек, душа обновляется по вся дни (Ср.: 2 Кор. 3, 16).
† Когда согрешишь в пятидесятый и сотый раз в день и тобою овладеет крайнее диавольское уныние и отчаяние в Божием милосердии, скажи от глубины души с Метафрастом: Знаю, Владыко мой, что беззакония мои превзыдоша главу мою [123]: но безмерно множество щедрот Твоих, и несказанно неизреченна милость незлобивой Твоей благости, и нет греха, побеждающаго Твое человеколюбие. Удиви же, пречудньш Царю, незлобиве Господи, и на мне грешнем милости Твоя, покажи благости Твоея силу, и яви крепость благоутроб наго милосердия Твоего и прими меня, обращающагося к Тебе грешника. Прими меня, как принял Ты блуднаго, разбойника, блудницу: прими меня, безмерно согрешившаго и словом и делом, похотию безместною и помышлением бесстыдным, и не обличи меня праведным судом Твоим и не накажи меня в праведном гневе Твоем. Помилуй меня, Господи, ибо я не токмо немощен, ной Твое создание. Ты утвердил страх Твой на мне, а я лукавое пред Тобою сотворих. Тебе убо единому согреших, но молю Тя [124]: я уповаю на Тебя, Боже мой! Если есть для меня надежда спасения, если человеколюбие Твое без числа превышает множество беззаконий моих, буди мне Спаситель, и по щедротам Твоим и милостям Твоим ослаби, остави мне все, в чем я согрешил пред Тобою, ибо множества зол наполнилась душа моя, и нет во мне надежды спасения. Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей и не воздай мне по делом моим и не осуди меня по деяниям моим.: но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея, чтобы там, где умножился грех, преизобиловала благодать Твоя, и восхвалил бы и прославил бы я Тебя всегда, вся дни живота моего, ибо Ты Бог кающихся и Спас согрешающих [125].
+Брось всякое саможаление, особенно когда тебя ненавидят другие, озлобляются против тебя, причиняют тебе разные грубости, насмешки, ругательства и другие выходки, когда явно превозносятся над тобою, будучи под тобою. Распни свое самолюбие — своего ветхого человека (Ср.: Рим. 6, 6; Еф. 4, 22; Кол. 3, 9). Возненавидь сам себя как богопротивного человека.
† 9 марта 1862 года. Господь, по молитве моей, спас меня сегодня спасением явным и дивным. Враг сильно палил и теснил меня, и я в тесноте взывал: Господи! Ты Сам пречистыми устами Твоими сказал: Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49, 15); и вот я в скорби моей взываю к Тебе: избавь меня, многомилостиве Господи, от греха моего и от насилия диавольского.
И что же? Господь тотчас простер ко мне спасающую десницу Свою (Ср.: Исх. 15, 12) и спас меня, вывел меня из тесноты сердца в пространство (Ср.: Пс. 117, 5). Пою Богу Спасителю моему (Ср.: Пс. 103, 33), Миру моему, Животу моему, Прохладе моей, Пространству моему! — От единого Господа — прощение грехов, спасение и живот!
В продолжение вечерни, правила к исповеди и при исповедании исполнен был благодати Божией вследствие причащения, поста и молитвы ко иконе Тихвинской Богоматери; был покоен, неспешен, наставителен, ревнив о славе Божией; но под конец исповеди враг запнул голосом девическим (на лицо не смотрел — и тем именно, что не смотрел, он и запнул, и поверг в расслабление мое сердце, и рассмешил; надо было смотреть прямо) и ввел в грех расслабления сердечного: увы! Я улыбался незнамо чему, краснея за себя, и не мог слушать равнодушно исповеди, а улыбался; а надо было только бы взглянуть с молитвою веры на лик Божией Матери — и не было бы искушения! Как ты, глаголя непрелюбы творити, прелюбы творииш (Рим. 2, 22)? О Владыко, повинна себе пред Тобою представляю и имею волю каятися [126] и жалею о согрешении моем и помилования прошу у Тебя, Всеблагий Владыко, каяйся о злобах наших (2 Пар. 36, 23 —Молитва Манассии)! — Не помяни греха моего и беззакония моего (Ср.: Пс. 50, 4, 11)! Забыл я, что пред лицом Твоим предстою и дело Твое творю! Забыл я, что проклят Тобою творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10)! Лицезрением согрешил я! Тебя назад отодвинул! Ни во что Таинство Твое вменил, словеса Твоя презрел, Духа Твоего Святаго опечалил [127], оскорбил, отгнал! Увы мне, окаянному!
Слава взбранпой Воеводе [128] Госпоже Царице Богородице: вот сейчас Она, Премилосердая, Пребыстрая Заступница, по молитве моей заступила меня пред Сыном и Богом Своим, сняла с меня осуждение небесное за творение дела Господня с небрежением (Ср.: Иер. 48, 10) и облекавшего мою душу диавола манием Своим прогнала от меня, и я после тесноты адской почувствовал вдруг легкость и прохладу. Молился пред Казанской иконой: Заступнице усердная… [129] и йотом: Простри длани Твои… [130] и: Не ввери мя человеческому предстательству [131]. — Марта 9 дня 1862 года. Пятница третьей недели Великого поста.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Книги похожие на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя", комментарии и мнения людей о произведении.