Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать бесплатно онлайн.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник, том IV. Душеполезные наставления. Познай самого себя.
Ты поступил в чужой дом, который сделался для тебя отныне своим чрез жену, взятую тобою из этого дома [96], и обратно: отселе ты привейся к нему сердцем своим и будь не только внешно, по закону брачного сочетания, едина отрасль с семейством жены своей, или обратно — жена с семейством мужа своего, но и внутренно, духовно: тщись отселе блюсти единение духа со всеми домашними в союзе мира (Ср.: Еф. 4, 3). — Мир имей и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12, 14). — А то весьма многие, привившись чрез брак к другому роду внешно, не прививаются к нему внутренно, и от этого внутреннего разъединения происходят вражды, нестроения, домашние неурядицы.
Тебе заповедь Божия повелевает: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф. 22, 39; Лев. 19, 18). Чтобы исчезала пред очами твоими или пред сознанием твоим мнимая трудность этой заповеди, представляй всегда человечество, особенно же христианство, единым великим древом, коего корень — первоначальный и истлевший грехом — Адам, а последующий — Живой и Животворящий — Христос, поддерживающий и напояющий всех нас благодатными водами Святого Духа: единем Духом напоихомся (1 Кор. 12, 13). Смотри на дерево, покрытое листьями: как дружно висят на дереве все листочки; как все они обильно питаются и напояются от одного и того же корня, на одном и том же стволе, а если какой листочек отпадет от единства целого, то вскоре истлевает. — Видишь прекрасное единство из множества, тожество друг с другом и как бы любовь взаимную — будь же и ты, листочек на древе рода человеческого, едино со всем деревом, со всеми другими ветвями и листочками, и не говори: я хочу жить сам по себе и для себя. Нет, старайся быть едино с человечеством по духу мира и любви.
Не своих си кийждо, но и дружних смотряйте (Флп. 2, 4). — Должни есмы мы сиянии немощи немощных носити, и не себе угождати; ибо и Христос не Себе угоди. Ближнему кийждо да угождает во благое к созиданию (Рим. 15, 1, 3, 2). Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. в, 2). Взирай чаще на родство каждого человека, особенно христианина — с тобою: на происхождение его от Единого с тобою Бога, от единого праотца, а по купели возрождения от Единого Христа Бога и Святого Духа. Припоминай чаще, что мы члены Христовы и один для другого тоже члены (Ср.: Рим. 12, 5). — Уди есмы от тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30).
† Помни, что ты, по Григорию, частица Божества [97] и должен соединиться с Богом, потому с земным, несродным тебе, тленным и преходящим, ни с чем сердечно не слагайся: это смерть для души; единение духа (Еф. 4, 3) имей с подобными тебе людьми. Будите единомудренни (Ср.: 1 Нет. 3, 8). Люди праведные все едино будут в едином Боге. Да ecu едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17, 21), — молился Иисус Христос Отцу Небесному — и молитва Его непременно исполнится. Каждого человека люби, как часть себя, как член свой и член Христов.
† Слава Пресвятой, Единосущной и Живо творящей Троице [98] диавол защемит бок неудовольствием и ненавистию на ближнего из–за чего–либо житейского, плотского, тяжело мне станет, мучительно, а я встану да возведу сердечные очи к Троице и говорю: Отче, Сыне, Душе Всесвятый, помилуй мя, — а сам смотрю на имя Отца и Сына и Святого Духа как на Самое Существо Пресвятой Троицы, везде существенно присутствующей, и даже в слове едином; смотришь: тотчас и легко сделается и убежит враг от Вседержавного и Приснопокланяемого имени, как дым исчезнет (Ср.: Пс. 67, 3). Слава Тебе, Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице! [99] — Пресвятая Троице! Научи меня презирать все земное; научи меня полагать мир, довольство, блаженство, живот в Тебе единой! Пресвятая Троица! Сохрани меня от гордости и научи меня смиренномудрию! Ты благостно и скоро внемлешь мне и спасаешь меня: я могу от этой милости возгордиться — Твою бесконечную благость и милосердие обратить в предлог к самовосхвалению, якобы я сам достоин такого внимания был, как благо нечто сотворивший! — Покрый меня, Премилосердая Троице, Отче, Сыне и Душе Святый, кровом крилу Твоею (Ср.: Пс. 16, 8) [100] от всякого греха. —Февраля 28 дня 1862 года. 10 часов утра.
А чтобы не возгордиться тебе по причине благостного внимания к тебе Пресвятой Троицы и подаемого Ею тебе спасения, вспомни, что Она благостно внимает каждому червю, каждому птенцу, каждому щеняте. Еще вспомни, что многие христиане, многие силы сотворившие именем Божиим (Ср.: Мф. 7, 22), услышат некогда от Господа слова: отыдите от Мене: не вем вас (Ср.: Мф. 7, 23; Лк. 13, 27) — за свою неевангельскую жизнь.
Опять я воззвал к Троице в тесноте вражией — и опять получил сей час спасение и леготу.
† А чтоб прочистить сердечные очи и зреть ими Святую Троицу и с верою вымолить у Нее милость надо непременно поститься: пища засаривает сердце, хотя оно и духовно; да и диавол удобно прячется в питце, неумеренно и с жадностию принятой.
++Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь имя Божие: Господи, или Пресвятая Троице, или Господи Саваоф, Господи Иисусе Христе — то в этом имени ты имеешь все существо Господа, в нем — Его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный [101], всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верою и любовию прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесо держащем у и всеуправляющему ИМЕНИ. Вот почему строго запрещает заповедь Божия употреблять имя Божие всуе (Ср.: Исх. 20, 7), — потому то есть, что имя Его есть Он Сам — Единый Бог в Трех Лицах, Простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся и в то же время не заключаемое, то есть не ограничиваемое им.
Настоящая жизнь — не шутка и не игрушка, и между тем люди обратили ее в шутку и в игрушку: легкомысленно играют временем, данным для приготовления к вечности; играют праздными словами: соберутся в гости — сидят и празднословят, а потом сядут играть так или иначе; соберутся в театр: и там лишь забавляются и действующие лица, и смотрящие на их действия; забавляются своими умственными дарованиями, человеческими слабостями или добродетелями, способностию хорошо говорить и писать; забавляются даже пищею и питием, употребляя ее в излишестве и лакомую, вместо того чтобы употреблять их только для необходимого насыщения; забавляются одеждами своими; забавляются лицами своими; забавляются детьми своими, вместо того чтобы воспитывать их в вере, благочестии и страхе Божием. Вся жизнь у них — забава. Но горе забавляющимся…
О! Как страшно для забавы употреблять пищу и питие, пресыщаться и упиваться! Сытая утроба теряет веру и страх Божий и делается бесчувственною для молитвы — для благодарения и славословия Божия. Сытое сердце отвращается от Господа и делается, как камень, твердо и бесчувственно. Вот почему Спаситель заботливо предостерегает нас от объядения и пиянства, да не внезапу найдет на нас день смерти (Ср.: Лк. 21, 34), по причине гнева Господня на нас за легкомысленное и праздное препроволсдение времени в пище и питии.
Всеми мерами берегись, чтобы тебе пред служением Литургии, особенно ранней, с вечера отнюдь не кушать много, но как можно умереннее, чай с одной булкой, не больше и более ничего из съестного, ни овсянки — ничего подобного. — В противном случае враг сильно может запнуть наше сердце какою–либо страстию, например завистию, скупостию, злобою и подобным. — Подобное случилось со мною на второй неделе Великого поста, в субботу — пред Литургиею, во время и после Литургии. Едва выбился из пасти льва и змия (Ср.: Пс. 90, 13).
Не желай и не ищи пространной и прекрасной квартиры; нарядной, мягкой и дорогой одежды; приятных кушаньев и напитков: меду, пива и других — все это изнеживает тело и дух и делает душу плотоугодливою, нетерпеливою; вообще не желай, чтоб все происходило по твоему желанию: потому что если где встретишь что–либо противное твоему желанию, то будешь раздражаться и предаваться гневу — и таким образом потеряешь дух Христовой кротости и смирения, окажешься презрителем Его заповеди: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). — Еще: драгоценных и мягких одежд не носи: они — осуждение Божие на священнике: так, кажется, клятва Божия и тяготеет над тобою. Помяни слово Спасителя: се, иже мягкая носящии, в домех царских суть (Мф. 11,8). На обеды званые не ходи, на балы и вечера: и это расслабляет сильно душу и от Бога удаляет. Не любите мира, ни яже в мире: яко все, еже в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть (1 Ин. 2, 15, 16). Не танцуй, ибо танцы — дело души пустой и легкомысленной, наподобие Иродиадиной (См.: Мф. 14, 3–11). Стопы человека, сказано, возвестят, яже о нем (Сир. 19, 27).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Книги похожие на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя", комментарии и мнения людей о произведении.